Ирина Зарон и Сергей Антонов
Закончить мне хотелось бы примером тех художников, которые не пришли из иконописной традиции, а скорее влились в иконописную традицию из «высокого» профессионального искусства. Потому что многие иконописцы, и даже в 90-х годах это провозглашалось, они якобы, хотя это неправда, не должны были иметь художественного образования. Наоборот, переучивать не надо, надо сразу ставить руку иконописную, не надо никакого живописного прошлого… Даже отец Зинон утверждал, что в иконописце художник должен умереть. Правда, потом он сказал, что художником еще надо стать, чтобы умереть, многие еще не стали, а уже умерли. Т.е. они стали иконописцами, не имея ни художественного видения, ни художественного опыта, и т.д. А вот примером такого потрясающего художника, который состоялся сначала как художник, а потом как иконописец, служит Ирина Зарон. Мне кажется, сегодня она признанный мастер. Более того, она и ее муж, с которым она вместе работает – скульптор, резчик, замечательный проектировщик Сергей Антонов – несколько лет назад даже получили Золотую медаль Академии художеств за возрождение церковного искусства. Пожалуй, после отца Зинона, получившего в 90-х годах Государственную премию, это второе такое признание высокого профессионального мастерства в области иконописания. Это говорит о том, что сегодня это явление не сугубо церковное. Оно уже занимает свое достойное место в ряду больших искусств. Т.е. это не субтрадиция, не какая-то маргинальная, обслуживающая… Хотя и такого полно – искусства, обслуживающего церковь. А тут высокое искусство. Я покажу только один пример их совместной работы. Это интерьер небольшого надвратного храма Андреевского монастыря в Москве. Он находится за Академией наук, не все, может быть, его знают, это очень интересный памятник. Здесь все продумано: интерьер, росписи, которые прямо едва как будто только проступают, иконостас. Даже рельефная надпись, идущая по стенам – все очень гармонично и продуманно в этом храме. Конечно, шедевр – это иконостас. Резьбу и сам иконостас делал Сергей Антонов, а иконы написала Ирина Зарон. К сожалению, ни одна фотография не показывает той нюансированной живописи, которая, собственно, и составляет достояние Ирины. Она берет, может быть, от Пскова, скорее это ближе к псковской традиции, хотя прямо, может быть, она и не ориентировалась на нее, у нее какой-то свой язык. Такие неяркие краски. Почти нет синего. Есть красные акценты. Удивительные лики, удивительное спокойствие, удивительная какая-то тишина внутри этих икон. Это действительно иконы, которые одинаково интересно и разглядывать, и молиться перед ними. Уж точно они сделаны с учетом той небесной гармонии, куда они распахивают свое окно. Это, мне кажется, такое знаковое явление – вхождение вот таких художников в иконописную традицию. Они не учились ни у одного из иконописцев, она по крайней мере. Сергей больше резьбой занимается, прикладным искусством, Ирина пишет иконы. Она не училась ни у одного из иконописцев. Но на то, что она делает, сегодня очень многие иконописцы равняются. Мне кажется, это тоже очень большой показатель того, как сегодня развивается иконописная традиция. Ну, и закончить мне хотелось на ее иконе, сделанной по заказу наместника Валаамского монастыря отца Панкратия, который собирает сегодня музей современной иконы. Он будет, конечно, только на Валааме, к сожалению, хотелось бы, чтобы такой музей современных икон был в Москве. Отец Панкратий заказывает ей иконы, и вот одна из икон: он попросил ее написать «Троицу». Понятно, что когда мы пишем «Троицу», мы не можем миновать образ Рублева. Но мы видели, как делает это Александр Соколов, и вот совершенно по-другому делает это Ирина Зарон. Это не копия. Это даже не парафраз. Это скорее память о Троице. Это всегда памятование о той великой традиции, преемниками которой мы являемся. Но это очень, я бы сказала, такая смиренная память об этом. И в то же время это самостоятельная икона, перед которой очень легко молиться. Это не точка, это многоточие, поставленное в нашем разговоре о возрождении церковного искусства. Но вот эти тенденции, которые я обозначила, — это та вершина, по которой можно судить о традиции. Потому что, к сожалению, есть очень большой пласт той продукции, которая говорит о том, что эта традиция, конечно, не всегда понимается. К сожалению, часто она коммерциализируется, опошляется, превращается в массовое искусство, массовую культуру… Но все-таки мы о традиции судим по вершинам, а вершина мне кажется очень интересной. Материалы · Зинон (Теодор), архим. Беседы иконописца. М., Псков, 2003. · Зинон (Теодор), архим. Икона в литургическом возрождении.// Памятники Отечества. Быль монастырская. Вып 2-3, 1992 г. стр. 57-58. · Икона рождается из литургии. Беседы с арх. Зиноном (Теодором).// Христианос, V, Рига, 1996, с. 140-141. · Копировский А. М. Проблемы возрождения традиций в современном русском иконописании. // Проблемы современной церковной живописи. М., 1997, с.63-70. · Кручинин И. А. Современная икона — эклектика или духовная реальность? // Проблемы современной церковной живописи. М., 1997, с.147-150. · Лавданский А. А. Опыт работы иконописной артели. // Проблемы современной церковной живописи. М., 1997, с. 141-144. · Покровская К. М. Когда это станет океаном…// Творчество, 1991, №1, с. 5-7. · Языкова И., игумен Лука (Головков). Икона в ХХ веке. В кн. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI - XX в. М., 2002. · Языкова И. Се творю все новое. Икона в ХХ веке. Милан, 2002. · Языкова И. К. Со-творение образа. Богословие иконы. М., 2012. Галерея (88)
Данилов монастырь
Данилов монастырь до реставрации
Церковь Св. отцов семи Вселенских соборов
Интерьер нижнего храма церкви Св. отцов семи Вселенских соборов
Спас Нерукотворный. 1983 Св. Даниил Московский. 1984
Крещение Руси. 1988
Знаменский собор
Богоматерь Корсунская
Ирина Васильевна Ватагина (1924–2007) Прп. Андрей Рублёв
Церковь свт. Николая в Клённиках
Св. прав. Алексий Мечёв с житием. 2000
О. Зинон (род. в 1953) в Псково-Печерском монастыре
Псково-Печерский монастырь Архим. Серафим (Тяпочкин, 1894–1982)
Храм в селе Ракитное
Архим. Алипий (Воронов, 1914–1975)
Иконостас Корнилиевского придела Никольского собора
Прп. Корнилий Псково-Печерский. 1987 Рождество Христово. Середина 80-х
Распятие
Троицкий собор
Серафимовский придел Троицкого собора
Спас в силах Спас Нерукотворный
Богоматерь
Серафим Саровский. 90-е
Ново-Валаамский монастырь
Спас Вседержитель Фрагмент росписи трапезной
Фрагмент росписи трапезной
Богоматерь Владимирская. 1995
Мирожский монастырь
Иконостас надвратной Стефановской церкви Христос Победитель
Богоматерь
Стефан Первомученик
Исаак Сирин
Деревня Гверстонь Храм о. Зинона
Интерьер храма в Гверстони
Благовещение. 1999
Распятие
Свт. Филарет и Пушкин Обложка книги архим. Зинона «Беседы Иконописца»
Александр Михайлович Соколов (1960–2015) с семьёй
Портрет о. Анатолия Яковина
Церковь Параскевы Пятницы
Сщмч. Пётр Чельцов (1888–1972) Сщмч. Пётр Чельцов
Интерьер церкви Параскевы Пятницы
Иконостас церкви Параскевы Пятницы
Неупиваемая чаша. 1993
Не рыдай Мене, Мати Спаситель оплечный
Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник»
А.М. Соколов в храме иконы Божией Матери «Живоносный источник»
Сон Иакова
Благовещение Апостол Иоанн Богослов
Евангелист Лука
Воскресение Христово
Св. Троица
Храм Живоначальной Троицы в Хохлах Иконостас храма Живоначальной Троицы в Хохлах
Иконостас храма Троицы в Хохлах
Христос Елеймон. 2005
Иверская икона Пресвятой Богородицы
Иконы храма Троицы в Хохлах Св. Серафим Вырицкий
Ново-Тихвинский монастырь
Свт. Игнатий Брянчанинов
Отцы умного делания
Царственные страстотерпцы Лука Головков (род. в 1962)
Анна Зданович
Свв. Кирилл и Мария Радонежские. 1994
Икона из церкви Ахтырской Божией Матери
Спаситель тронный Богоматерь
Храм св. Андрея Стратилата
Ирина Павловна Зарон (род. в 1957)
Иконостас храма св. Андрея Стратилата
Иконостас и царские врата храма Андрея Стратилата Иконостас храма Андрея Стратилата
Рождество Христово
Св. Троица
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (826)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |