Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мастера Оружейной палаты



2019-11-13 251 Обсуждений (0)
Мастера Оружейной палаты 0.00 из 5.00 0 оценок




Но вернемся к иконописцам Оружейной палаты. Там был не только Симон Ушаков, который написал этот по-своему замечательный образ «Древо Государства Российского», или «Насаждение древа Государства Российского», часто ее так называют. Мы знаем множество имен мастеров Оружейной палаты, которые писали не менее интересные иконы. И все те принципы, которые отстаивал и Симон Ушаков, и его друг Иосиф Владимиров, спорящий с сербским дьяконом, все эти мастера тоже развивали – идею живоподобия, идею натурализма, идею эстетически явленной иконы. Эстетика – она уже вот в этой внешней красоте. Не столько в символической эстетике проявления Царства Небесного, «видимый образ невидимого», как когда-то сформулировал Иоанн Дамаскин, а вот в этой явленной красоте. Красоте ткани.

Например, вот Георгий Зиновьев, «Святитель Алексей Московский». Он изображен не просто на нейтральном фоне, а по позему идет реальное изображение Москвы – с Кремлем, с кремлевской стеной. И в реальных одеждах – в таких одеждах и ходили архиереи XVII в. – таких парчовых, шитых, красивых, с расписным Евангелием, в белом патриаршем куколе изображен святитель Алексей Московский, который тоже один из основоположников вот этой московской линии, приведшей к созданию единого российского государства.

«Богоматерь Смоленская», замечательный иконописец Федор Зубов. Здесь мы видим все то же самое: прекрасный лик Богородицы, написанный с удивительным мастерством художника, владеющего светотенью. Умилительный, уже абсолютно детский… Мы видели, по-разному бывало в Древней Руси, но здесь мы видим умилительный детский лик Спасителя. И, конечно, золотопробельное письмо, тонкие орнаменты, такие кисти на одеждах Богородицы. Т.е. любовь к деталям. И удивительные такие кружевные картуши. Здесь недостаточно просто простой надписи, надо их заключить в картуши.

Это уже явление культуры барокко, которая приходит в Россию во второй половине XVII в., и барокко, рожденного в совершенно других условиях, условиях европейской контрреформации, где внешняя репрезентация красоты была доказательством бытия Божьего, доказательством славы Божьей. Девизу протестантов европейского севера Sola Scriptura («только Писание) католики Юга (потому что в основном католическая часть осталась на юге Европы) противопоставили девиз Soli Gloria Dei, «Все во славу Божию». И рожденный в этих условиях стиль вдруг приходит на совершенно другую почву, на почву России, где он был воспринят тоже как некая манифестация внешней красоты и славы Божьей. Он ломает абсолютно эту средневековую русскую эстетику.

То, как это происходит, особенно хорошо видно на иконе Трифона Филатьева «Троица». Это уже икона, написанная на рубеже XVII и XVIII веков, в 1700 году, но она претерпела небольшую реставрацию. Когда реставраторы стали раскрывать эту икону, то обнаружили под ней образ XIV в. и открыли маленькое окошко на лике одного из ангелов. Вот Троица. Опять же великолепные эти ангелы сидят за столом, покрытом великолепной тканью, здесь не просто трапеза, а целый натюрморт, прекрасная посуда, и гроздь винограда, и хлебы, и т.д.

И вот лик одного из ангелов был открыт реставраторами. Сегодня реставраторы не продолжают свою работу, потому что сама по себе икона XVII в. прекрасна. Но мы видим эту разницу. Вот какой путь проделала русская иконопись за три столетия, почти четыре. Нижний лик относится к XIV в., это прекрасный лик ангела того удивительного века, когда начинается возрождение русской иконописи после страшного монгольского разрушения, когда снова возвращаются к византийским основам, когда присутствует вот этот тишайший исихастский образ. И рядом мы видим эти живоподобные лики XVII в. На одной иконе мы можем видеть всю эту эволюцию русской иконописи от XIV до XVII века.

Это не значит, что XVII век плох. XVII в. представляет совершенно новый образ иконы, новый образ святого, новое благочестие, новое понимание красоты, новое понимание духовности, новое понимание церкви, если хотите, новое понимание взаимоотношений церкви и государства. И все эти новшества, конечно, нужно было этому веку переварить. И поэтому так трудно вообще шли эти процессы. Они подвергались критике со всех сторон. Вот, например, тот же Тихон Филатьев изображает Иоанна Предтечу. Здесь уже нет крыльев, они уже не нужны. Иоанн Предтеча стоит в молитве перед Господом, а Господь уже не просто из сегмента смотрит, а из сегмента, окруженного облаками. Это уже небо не условное, а реальное. Вот среди облаков, которые расходятся на небе, выглядывает Господь и благословляет Иоанна Предтечу, который стоит перед ним в молитве.

Но еще более интересен здесь пейзаж. Потому что пейзаж здесь представляет собой просто реальное трехмерное пространство с уходящей вдаль речкой, деревьями по обоим берегам, зайчики прыгают, олени ходят. И великолепная, европейского же толка архитектура – дворец Ирода, и т.д. Что интересно иконописцу? Иконописцу интересен уже даже не сам лик. Даже тому же Симону Ушакову все-таки были лики очень интересны, это видно на его образах Спасителя. Здесь интересно все. Здесь интересно все до мельчайших деталей, вплоть до того, какой там грибочек или ягодка растет под очередным лопушком в этом замечательном пейзаже.

Это не только московские мастера. Вот, например, ярославский мастер рубежа XVII-XVIII вв., даже, может быть, начала XVIII в., тоже пишет Иоанна Предтечу. Здесь уже с крыльями, но эти крылья абсолютно написаны «перышко к перышку» – то, как потом будет Лесков описывать работу старообрядческих мастеров. Здесь действительно все перышко к перышку написано. Вот этому потом будут подражать старообрядцы. Этому письму, не древнему, как бы они ни утверждали о любви к древнему, исконному русскому иконописанию. И здесь тоже мы видим, что эту икону можно рассматривать бесконечно, забыв о том, что мы предстоим образу Предтечи, Крестителя Господня, который снова держит в руках чашу и показывает на агнца. Агнец – это Младенец, лежащий в чаше. И тут вся история Иоанна Предтечи написана самым подробнейшим образом – и как Иоанна Предтечу ангел уводит в пустыню, и как он приходит из этой пустыни, как он проповедует на Иордане, как он крестит, как потом его заключают в темницу, как отрубают голову и т.д. Т.е. вот эта любовь к нарративу очень проявляется в XVII в.

В этом веке ведь расцветает и книжное дело. Если в XVI в. оно началось и заглохло практически, то в XVII в. оно сильно расцветает. Патриаршая типография (потом она станет Синодальной). Первопечатные книги. Идет постоянная полемика о справке книг – с каких книг печатать, с греческих или с русских и т.д. Развивается житийная литература. Вообще литература развивается, если мы вспомним замечательного литератора XVII в. Симеона Полоцкого, который переложил Псалтирь стихами, все 150 псалмов. И эта рифмованная Псалтирь, правда, по ней тоже были споры и были яростные критики, но это яркое явление книжности XVII в.

А вот еще более интересный образец – это Никита Павловец, «Вертоград заключенный». Икона Божьей Матери. К Божьей Матери, к ее иконам в XVII в. огромный интерес. Появляется много явленных икон, чудотворных икон, причем иконы появляются не просто как в Древней Руси – иконы, которые спасают град, иконы, которые спасают страну. А иконы, которые проявляют чудеса к самым малым людям. Икона, которая исцелила, например, сестру патриарха Иоакима, ныне очень почитаемая икона «Всех скорбящих радость». Или икона, которая спасла село от чумы. Т.е. иконы появляются и проявляют свои чудеса по очень разным поводам.

Но вот эта икона интересна нам тем, что она написана на фоне регулярного сада. Т.е. уже в 70-х годах, т.е. во второй половине XVII в., появляется абсолютно европейская система садово-паркового искусства, и это мы видим вот на этой иконе. Здесь разбитый на газоны сад с вазонами, т.е. то, что потом мы больше знаем по культуре XVII в. На самом деле европейская культура парка появляется уже при Алексее Михайловиче. При Алексее Михайловиче появляется театр, при Алексее Михайловиче появляется портрет – уже не только парсуна, а портрет. В Оружейной палате работают не менее десяти реальных европейских мастеров, которые приехали из Голландии, Польши, Франции, Германии и т.д. Так что, конечно, икона XVII в. нам дает совершенно новое представление вообще о культуре XVII в.

Смотрите, какие на этой иконе «Гора нерукосечная» ткани! Это тоже отражение тех реальных тканей, которые в это время были не только в царских покоях у царя. Вообще понятие моды появляется именно в XVII в. Если до XVII в. одежда была очень сильно сословная, то в XVII в. уже и простые горожанки начинают подражать европейским модным тенденциям. Ну, может быть, не в той силе, как будет потом уже в петровское время, но тем не менее в XVII в. это уже проявляется.



2019-11-13 251 Обсуждений (0)
Мастера Оружейной палаты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мастера Оружейной палаты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)