Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эстетика без богословия



2019-11-13 224 Обсуждений (0)
Эстетика без богословия 0.00 из 5.00 0 оценок




Лицом к Европе

XVII век часто называют веком, завершающим древнерусскую культуру. Но это не совсем так. Это уже практически Новое время. Завершающим веком, конечно, был XVI в. Именно в XVI в. Русь собирала эти плоды средневековой культуры. XVII в. – это абсолютно Новое время. И хотя с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина мы говорим, что Петр прорубил окно в Европу, мы будем видеть, что именно в XVII в. прорублено не только окно, но и широко распахнуты врата в Европу для русской культуры.

Еще в XVI в. иностранцы стали открывать Русь, и сохранилось множество впечатлений западных путешественников о Руси, которая сначала им казалась какой-то дикой страной, а потом они удивлялись ее особой культуре. Так вот эта связь Россия – Европа в XVII в. выявилась особенно интересно. Ну, мы говорили о том, что итальянцы работали при дворе Ивана III, что довольно много связей было даже и при Иване Грозном. Еще более европейским оказался недолго правивший Борис Годунов. И Смутное время, несмотря на то, что это была иностранная интервенция, это тоже было открытие Европы.

Вот даже если вернуться на шаг назад, записки Сигизмунда Герберштейна о Московии 1563 года уже представляют довольно забавной Россию. Даже его портрет в такой боярской шубе говорит о том, что Западная Европа очень внимательно всматривалась в русскую культуру.

Еще больше записок оставлено в XVII в., и как мы знаем, много поселений образовывается, в том числе знаменитая Немецкая слобода, в которую потом будет часто захаживать Петр Великий, будущий император, который там научится видеть Европу и много увидит для себя важного. Но это будет потом, и это мы хорошо знаем. Но на самом деле если внимательно всмотреться в то же самое Смутное время, то начинается оно с правления Бориса Годунова, который был абсолютно европейски ориентированным. И хотя его правление было не очень долгим и он был непопулярным царем, но он был первым царем, который был избран, как бы мы сказали, демократическим путем, т.е. голосованием, неким собором людей, которые представляли тогдашнее общество.

Ну, Борису Годунову не повезло. Хотя он ввел не только патриаршество, он ввел много таких европейских обычаев, и, может быть, именно это, собственно говоря, и вызвало некоторое недоверие. Потом, мы знаем, XVII в. начался с интервенции, с вторжения Европы в Россию, а закончился-то он расколом, и раскол-то как раз тоже был в основном на почве определения пути России – с кем ей быть, с Европой или со своей исконной традицией.

Новое благочестие

Это все отражается и на искусстве, конечно. Искусство – зеркало нравов, зеркало духовности, зеркало благочестия. XVII в. очень часто критикуют за обмирщение культуры, обмирщение церкви, за введение таких новшеств, которые разрушали традиционную икону. Это все, в общем-то, правильно. Но не нужно забывать, что XVII в. был не только веком начавшейся секуляризации, которая потом развивалась уже в петровское и послепетровское время, а это был и век удивительного благочестия, нового благочестия, другого благочестия, которое, может быть, отличалось от всего, что было раньше. Но тем не менее обвинить людей XVII в. в неверии совершенно невозможно.

Еще в конце XVI в., как мы говорили, в иконописи появляется новое явление. Это строгановские мастера. Они спонсировались богатыми людьми Строгановыми, солезаводчиками, которые развивали иконы так, как они видели, как они хотели, и это потом повлияет, в общем-то, на сложение стиля уже XVII в. А иконы XVII в. будут очень резко отличаться от того, что мы видели в XVI в. и уж тем более в золотой век русской иконописи – в XV в., во все последующие эпохи.

Вот перед нами, например, икона строгановских мастеров царевича Димитрия. Ну, фигура царевича Димитрия вообще ключевая для Смутного времени. Именно убийство или самоубийство маленького царевича, собственно говоря, и положило одну из первых теней на Бориса Годунова. И взятый на вооружение образ царевича потом спровоцирует волну Лжедмитриев, самозванцев на престоле. И Лжедмитрия I, и Лжедмитрия II. И вообще с этого времени начинается вот эта волна, которая будет потом продолжаться в XVIII в. самозванцами, которые берут имя Петра III и т.д. Т.е. эта волна самозванчества начинается именно здесь. Это тоже на самом деле новое явление, потому что самозванцев до XVII в. в России мы не знали, как, собственно говоря, не знали и выбранного царя. И первые Романовы тоже будут связаны именно с этой, новой системой престолонаследия.

Но вернемся к иконе. Строгановские мастера любили ремесло. И поэтому сделанность иконы, выделанность иконы, тщательная выписанность всего, не столько духовность, сколько эстетика… Здесь уже чувствуется тот зазор, который мы заметили еще маленькой трещинкой у Дионисия, когда его искусство превышало меру его богословия. Вот эта гармония начинала разрушаться там. Но если у великого мастера это все еще удерживалось, то в XVII в. мы уже будем видеть эту огромную щель между эстетической и содержательной стороной иконы. Но, опять же, в начале XVII в. этого почти нет, и строгановские мастера, как им кажется, продолжают традицию предыдущей иконописи.

Ну, конечно, Смутное время связано с образом Казанской Божьей Матери. Вот Прокопий Чирин, один из ведущих мастеров строгановской школы, делает один из списков той самой чудотворной казанской иконы, которая явилась в Казань еще во времена Ивана Грозного, была перенесена патриархом Гермогеном в Москву и напрочь связалась уже с историей России, став одной из ее заступниц.

Собственно, имя самого патриарха Гермогена нам тоже очень важно, потому что, погибший, заточенный в Кремле во время Смутного времени, он стал таким знаменем освобождения Кремля, освобождения Москвы от западных интервентов, польско-шведско-литовской рати. У нас часто говорят «освобождение от поляков». Да, может быть, польские войска были самые многочисленные, но на самом деле это была объединенная из разных народов, из разных войск интервенция. С именем Казанской иконы связано освобождение Москвы, как мы знаем, в 1612 году ополчением во главе с Мининым и Пожарским.

Избрание Романовых

И заканчивается Смутное время и по-настоящему начинается XVII в., конечно, с избрания первого царя новой династии Романовых. Династии Годуновых не состоялось, состоялась династия Романовых. Хотя оба эти рода были претендентами, воевали, и, собственно говоря, именно Годунов насильно отправил в монастырь Федора Романова (пострижен под именем Филарета) и его жену Марию, которую постригли под именем Марфы. И вот у этой четы родился будущий наследник престола.

Из Ипатьевского монастыря был призван и тоже, так сказать, демократически избран на Земском соборе представительно новой династии Романовым. А напомню, что монах Филарет, который потом становится патриархом, был братом одной из жен Ивана Грозного, Анастасии Романовой. И вот это избрание на царство, якобы демократическим путем… Мы понимаем, конечно, что это «якобы», потому что, конечно, то, что во главе церкви стоял Филарет Романов, и определило, собственно говоря, выбор его сына наследником.

Но тем не менее Земский собор состоялся, в Ипатьевский монастырь пришли послы, инокиня Марфа благословила Михаила Романова, своего 16-летнего сына, на царство иконой Федоровской Божьей матери, древней иконой Костромского края. Интересно, как закольцовывается история, потому что династия Романовых началась в Ипатьевском монастыре, а закончилась, к сожалению, в Ипатьевском доме через 300 лет царствования этой династии, казалось бы, вполне благополучного.

Эстетика без богословия

С искусством этой поры мы можем познакомиться, например, по пелене Федоровской иконы Божьей Матери, которая считается вкладом инокини Марфы Романовой. А может быть, это даже ей же и вышито, потому что, мы помним, шитье в Древней Руси развивалось очень активно, особенно в XVI в. Это были мастерские часто и монастырские, и великих княжон, и просто богатых женщин. Это считалось таким привилегированным искусством – вышить очень тонко, подарить церкви. Вклады делали. Развитие шитья тоже продолжается и в XVII в., мы знаем замечательные образцы этого искусства.

Вообще искусство XVII в. развивается именно уже как искусство, т.е. как нечто искусное. Очень обращается внимание на мастерство – это идет еще от Строгановых и потом в Оружейной палате будет развиваться. Особое отношение к этой внешней красоте. О красоте будут идти споры, какая должна быть красота у иконы. Появляется в XVII в. особое письмо, так называемое золотопробельное, когда вместо пробелов отделка одежды идет именно золотом. Т.е. золото становится уже не признаком сакрального, не той светоносной средой Царства Божия, а особым эстетическим выражением вот этой небесной красоты. Но, повторяю, здесь больше уже именно эстетики, а не богословского осмысления. Появляются украшения на иконах. Помимо того, что иконы любят уже заковывать в оклады, появляются различного рода украшения и картуши на иконах, особой красоты надписи, орнаменты.

Все это, положенное в основу еще в строгановских мастерских, потом станет как бы визитной карточкой XVII в. Мы продолжаем смотреть иконы еще строгановских мастеров начала XVII в. Можно сказать, что искусство периода правления первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича – это подъем и восстановление, как им казалось, традиций. Потому что после страшного Смутного времени, после разорения, когда люди ели друг друга, когда все несколько лет лежало в запустении, три года страшного голода, и действительно страна поднималась из руин, кажется, что уже в правление первого царя снова все расцветает.

Век возрождения

И часто, действительно часто искусство XVII в. так и трактуют, как искусство великого возрождения: возрождения иконы, возрождения каменного строительства… Появляется очень много нового, опять же европейские новшества появляются. Например, первую инструментальную музыку москвичи услышали при дворе Лжедмитрия I, когда сюда польская знать приехала. Первые какие-то особые, европейские одежды стали примерять тоже во время интервенции. Ну, еще и при Борисе Годунове уже это началось. И вот это все стало отражаться и на иконописи.

Мы видим, как тщательно… Это еще начало, еще нет Симона Ушакова, нет той самой Оружейной палаты, которую часто обвиняют в том, что она ввела эти все новшества. Но мы видим уже в начале, в 20-х годах XVII в. все те признаки, которые потом просто очень сильно расцветут. Вот я говорила – золотопробельное письмо. Если житийная икона, то она просто становится такой книгой в картинках, где все очень забавно, очень подробно описывается.

Введение в икону, например, реальных исторических лиц – Боголюбская икона с коленопреклоненными Романовыми, или до этого были Строгановы. Это тоже западноевропейская традиция, когда изображаются донаторы у ног Богородицы или Христа. Да, у нас была традиция изображать Христа с припадающими, например Спас Смоленский, когда припадающие – преклоненные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Иногда бывали другие. В Византии бывали императоры у ног Христа. Но в целом вот эта идея донатора, который входит в картину в Западной Европе, а здесь в икону – это, конечно, новое явление, которое мы будем видеть довольно часто в XVII в.

Известный по грозненскому времени, излюбленный даже, я бы сказала, сюжет Иоанна Предтечи Крылатого, Ангела пустыни, тоже претерпевает интересные изменения. Если Иоанн Предтеча на древних иконах XVI в. или еще раньше (этот образ появляется в XV в., может, даже в конце XIV) держит в чаше свою голову, т.е. представляет прежде всего себя как предтечу будущей жертвы Христа, то в XVII в. мы видим изображение в чаше у Иоанна Крестителя младенца Христа. Вот этот некий евхаристический натурализм тоже будет очень характерен для XVII в.

Вообще XVII в. стремится к тому, что мы обычно называем реализмом, т.е. реальностью, но еще на рубеже, конечно, средневекового сознания. Ведь в Средневековье самое реальное – это бог, т.е. реализм в Средневековье и реализм, скажем, в Новое время – это совершенно разные явления. Но вот XVII в. представляет собой в этом смысле некий переломный момент, потому что люди хотят приблизиться к реальности и в смысле похожести, натурализма (потому что реализм в новом понимании – это скорее натурализм), и к реальности духовного мира, т.е. почувствовать эту реальность, почти материальную, духовного мира, мира невидимого. Вот это, конечно, тоже будет воплощено в иконе XVII в.

Если говорить о новшествах и вообще о возрождении, то, конечно, уже период правления первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича, обозначен, конечно, огромными явлениями. Вот даже маленькое клеймо из Максима Блаженного показывает нам Кремль того времени, и мы уже видим, например, часы на Спасской башне. Мастер из Англии Галовей сделал эти часы. И вот эти новшества – механизмы появляются, часы, уже не колокол отбивает церковные часы, появляется гражданское время, появляется реальное время. Вот тоже стремление к реализму.

Восстанавливается Кремль, конечно, после Смутного времени. Появляется большое количество каменных церквей. Кстати, в XVII в. количество каменных церквей уже преобладает над деревянными церквями. Вот замечательная церковь Троицы в Никитниках, она построена в первой трети XVII в., представляет собой тот новый стиль в архитектуре, который часто называют «московским узорочьем». Это более дешевое строительство, не из камня уже, а из кирпича, и украшено белым камнем. Это очень красиво. Вот эта внешняя красота, которая уже начинала в XVI в. выходить наружу, мы видели, например, собор Василия Блаженного, который часто называют «храм, вывернутый наружу», т.е. самая красота у него снаружи, а не внутри. Внутри у него много маленьких церквей, которые не очень презентабельны, а снаружи он красивый. И вот эта идея внешней красоты храма начинает развиваться особенно в XVII в.

Появляется очень много гражданских каменных сооружений. Чуть позже, конечно, ближе к концу. Не так много сохранилось гражданских сооружений, но хочется здесь их тоже упомянуть. Например, палаты Аверкия Кириллова, одного из думных дьяков, богатого московского человека. И вот его дом как раз показывает, какие прекрасные каменные гражданские сооружения появляются в XVII в.



2019-11-13 224 Обсуждений (0)
Эстетика без богословия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эстетика без богословия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)