Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Новое в монументальном искусстве



2019-11-13 177 Обсуждений (0)
Новое в монументальном искусстве 0.00 из 5.00 0 оценок




Чуть-чуть, очень немножко коснемся того, что было в монументальном искусстве. Особенно это видно на Ярославле, который расцветает, из провинциального города становится одним из купеческих, промышленных, развитых городов Поволжья. И вот только одну церковь покажу – это церковь Ильи Пророка. Внешне она очень такая традиционная, хотя здесь, я замечу, есть шатры, против которых боролся Никон. Он, утвердив так называемое «священное пятиглавие», запретил шатры. Но шатры все равно остались, хотя в основном в колокольнях, небольших храмах или часовнях.

Здесь, конечно, великолепный многоярусный (здесь, по-моему, шесть ярусов) иконостас опять же такого очень развитого барочного типа. Но мне хотелось особенно показать, как развивается стенопись. Дионисиевские традиции, которые более или менее соблюдались в XVI в., здесь напрочь забыты, потому что здесь совершенно иной подход. Во-первых, вот эта любовь к нарративу, к рассказу, к житиям здесь проявилась в полной мере. Подробнейшим образом рассказана история Ильи Пророка.

Мы знаем по Книге Царств эту историю, но здесь она не только рассказана подробнейшим образом – к этим сценам добавлено еще много того, чего, может быть, в Библии и нет. Это сцены опять же реальной жизни: сцены сельскохозяйственных работ, каких-то ремесел. Здесь архитектура, которая тоже больше напоминает европейскую архитектуру, а не ближневосточную уж точно и не русскую, как стремились прежние мастера.

Очень подробно Шестоднев описан, очень подробно – апокалиптические темы. Еще более интересно, что здесь встречаются аллегорические композиции, например, «Христос и его невеста-Церковь», где Христос так галантно преподносит даме, под которой подразумевается Церковь… Раньше Богородица и Церковь всегда совмещались, здесь уже Церковь отделяется от Богородицы, это просто некая дама в полусвященнических-полусветских одеждах, которая сидит, и Христос ей преподносит букет. Вообще система букетов, традиция букетов появляется тоже именно в это время, т.е. это тоже европейская традиция.

Но самое-то интересное то, что ярославские мастера и в этой, и в других церквях использовали как прориси не традиционные сборники, которые рекомендовал еще Стоглавый собор для иконописцев, подлинники иконописные, лицевые и нелицевые. Лицевые – это с картинками, а были еще просто описательные. А использовали здесь западноевропейские гравюры, в частности, Библию Пискатора, которую очень любили. Это голландская Библия с гравюрами, которую мастера Оружейной палаты и другие художники воспринимали как образцы для своих иконописных и стенописных произведений. Графику до этого на Руси знали только в виде прориси, а здесь гравюра. Ну, гравюра вообще входит в моду в связи с печатными книгами. Но вот это тоже совершенно новый элемент, который отличает искусство XVII в. от всего предыдущего.

Архитектура сама меняется, и меняется очень сильно. Если даже вот эта ярославская церковь Ильи Пророка, в общем, тяготеет к традиции XVII в., то барочные церкви, например, конца XVII в. московские, так называемое московское, или нарышкинское барокко, абсолютно меняют саму структуру храма. Возникает система храма «восьмерик на четверике», когда четверик храма дополняется такой пирамидальной композицией, совершенно меняющей облик храма.

Яркий пример – это церковь Покрова в Филях, действительно построенная Львом Кирилловичем Нарышкиным после того, как он спасся во время стрелецкого бунта. Лев Кириллович Нарышкин был родным братом матери Петра, второй жены Алексея Михайловича Натальи Кирилловны Нарышкиной. И вот поэтому отсюда нарышкинское барокко.

Но еще удивительней интерьер этой церкви, где вот такой вот барочный иконостас, меняющий все наши представления не только об иконостасе как ярусном произведении, где точное соответствие самой структуре Священного Писания, священной истории, где Новый Завет представлен, Ветхий Завет, паки Бытие в деисусе и т.д. Здесь не только меняется структура самого иконостаса, но меняется представление об иконе как таковой.

Потому что здесь в данном случае не только сама резьба, искусная, с вольными интерпретациями, вольными формами в виде круглых и многогранных картушей, но и иконы, написанные бригадой Карпа Золотарева, иконописца Оружейной палаты… Артель Карпа Золотарева подвизалась здесь в написании икон. Но здесь, можно сказать, уже не иконы Карп Золотарев написал, а картины. Это целые композиции, которые тянут уже скорее на европейскую картину – не только с трехмерным пространством и реально выписанными тканями, но и с абсолютно европейской подачей.

Чего стоит только одна икона святой Екатерины! Если вы уберете надпись и нимб, а он легко убирается, здесь уже нимб, который только декоративную роль выполняет, то это просто, не знаю, портрет миловидной женщины, может быть, из царского окружения, может быть, из царской фамилии. Очень миленькая такая дамочка. Т.е. то, что уже к концу XVII в. лики потеряли свою абсолютную иконность, которую они еще сохраняли у Симона Ушакова, а у Карпа Золотарева уже не сохраняют – это показатель эволюции.



2019-11-13 177 Обсуждений (0)
Новое в монументальном искусстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Новое в монументальном искусстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)