Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Продолжение местных школ иконописи



2019-11-13 189 Обсуждений (0)
Продолжение местных школ иконописи 0.00 из 5.00 0 оценок




Интересно, что XVI в. – это время, как мы говорим, возвышения Москвы, присоединения других княжеств. Это происходило достаточно жестко и при Иване III, и при Иване IV. Новгород, Псков, другие земли, конечно, не демократически, так скажем, входили в состав Московского государства, много было насильственных переселений и просто смертей.

Тем не менее и Псков, и Новгород, вот эти древние школы, продолжают свой удивительный расцвет. Это просто действительно какое-то удивительное цветение. Особенно псковские иконы. Если даже в XIV в. они больше темноликие, здесь, конечно, темноликость сохраняется, но появляются какие-то яркие краски, которые даже раньше, может быть, Пскову не были присущи. Вот «Чудо святого Георгия», или вот эти «Три святителя и святая Параскева».

Хотя, конечно, есть и темные, более привычные для Пскова тона. Псков в XVI в., конечно, выдает какие-то удивительные плоды своего многовекового уже, если считать даже не с X, так с XI в. – почти 500 лет развития псковской иконописи. И это удивительно. Конечно, по красоте, по своеобразию псковская школа всегда отличалась от других. Вообще древнерусские мастера придерживались местных традиций. Вот как раз именно XVI в. начинает их смешивать, смешивать и унифицировать эту традицию. Но, опять же, повторяю, до середины XVI в. этой унификации мы не видим.

Вот замечательная псковская «Троица», где все три ангела совершенно как растиражированные, как одно лицо, один ангел в трех видах. Вот так понял псковский мастер Троицу. Хотя, конечно, «Троица» Андрея Рублева существовала, и на нее будет ссылаться Стоглавый собор, конечно, она была известна, ей подражали, что мы видим, например, в московских мастерах. Вот эта замечательная «Троица» из музея Рублева явно относит нас к рублевской «Троице», но тем не менее псковский мастер делает тут совершенно оригинальную композицию, сохраняя, кстати, Авраама и Сару и бытовые элементы… Повествовательные скорее, не бытовые, они относят нас к гостеприимству Авраама – вот то, от чего отказался сам Андрей Рублев.

Очень север развивается, Новгород, причем Новгород распространяет свое влияние на северные монастыри. В это время север дает очень интересные, своеобразные, яркие иконы. В это время очень любят, во многих вариантах встречается, больше гораздо, чем раньше, образ пророка Илии. Опять же, может быть, в связи с переводом Ветхого Завета, может быть, в связи еще с чем-то, но очень много вариантов мы находим и в новгородской, и в сольвычегодской, и в других школах. Вот это «Огненное восхождение пророка Илии на небо».

Конечно, Новгород не мог обойти тему «Чудо иконы Знамения». Этот сюжет появляется и раньше, но в XVI в. он особенно имеет значение для Новгорода, потому что Новгород покоряют москвичи. Если в XI в. новгородцы отбились от суздальского князя Мстислава, то в XVI в., несколько веков спустя, сюда приходят, можно сказать, потомки князя Мстислава и снова атакуют Новгород. Поэтому сюжет «Чудо от иконы Знамения», или, как у нас ее часто называют, «Битва новгородцев с суздальцами» (хотя тут именно чудо, тут нет самой битвы, тут чудо, что почти без битвы обошлось), конечно, для новгородцев приобретает особенную актуальность.

Выносная икона замечательная, тоже напоминающая о той иконе, с которой новгородцы обошли стены кремля, и эта икона Знамения спасла практически Новгород. Вот такая замечательная выносная икона новгородского письма XVI в., как опять же напоминание о том великом чуде. С другой стороны – «Воздвиженье Креста», как то, чем, собственно, побеждает любой христианин – побеждает именно крестом.

Ну, Покров, тема Покрова тоже очень распространяется в XVI в. как покровительство Богородицы. Наверное, мы уже говорили, что новгородская иконография оригинально отличается от суздальской. Скорее всего, суздальская была первоначально, потому что во Владимире в XII в. был введен в русский календарь этот праздник, и первые иконы, скорее всего, появились там. На суздальских иконах Богородица держит свой плат на руках над храмом. А здесь как бы она стоит внутри храма, и ангелы простирают над ней и над всем храмом этот красное полотнище. Опять же видна особенность новгородской иконографии – очень архитектурное построение композиции.

И даже икона святых Флора, Лавра, Власия и Спиридония тоже построена такими ярусами – интересная такая особенность новгородской иконы в это время. Это, правда, уже скорее всего влияние новгородской живописи, потому что эта икона происходит из села Тепницы около Кижей. Но, как я уже сказала, новгородцы очень… Во-первых, колонизация севера происходила при содействии новгородцев. Монашеством, конечно, но и новгородские люди эти земли осваивали. И поэтому здесь, конечно, север находится под сильным влиянием новгородской школы.

Интересно, что и в Новгороде, и в других местах развивается резная икона, чего раньше практически не было. С XV в. мы имеем, конечно, вот мастер Ярмолин известный был, который, наверное, даже и в Кремле работал в Москве. И были, конечно, иконы до этого. Но в это время рождаются какие-то удивительно виртуозные складни, походные иконостасы. Т.е. я хочу сказать, что увеличивается не только иконописное мастерство, но и мастерство резчиков. Вообще мастерство как-то начинает цениться удивительно высоко.



2019-11-13 189 Обсуждений (0)
Продолжение местных школ иконописи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Продолжение местных школ иконописи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)