Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гибель династии и недолгий подъем при Годунове



2019-11-13 251 Обсуждений (0)
Гибель династии и недолгий подъем при Годунове 0.00 из 5.00 0 оценок




Ну, идемте дальше. Грозненское время рано или поздно заканчивается. К сожалению, это был предпоследний царь. Он не оставил нормального потомства. Одного сына он убил, другого сына неизвестно кто убил, может, он и сам на ножичек наткнулся. Я имею в виду, Ивана он убил, а сам… Ну, конечно, сейчас много различных версий существуют. Но тем не менее Иван мертв, младший сын сам упал на ножичек или его убили. Версия Пушкина, что в этом виноват Борис Годунов, сегодня историками отметается. Единственный сын, который остался, Федор Иоаннович, не был способен оставить потомства, поэтому Федор Иоаннович стал последним из Рюриковичей. Практически род пресекся благодаря самому же Ивану Грозному. Т.е. первый венчанный царь, он оказался практически тем, кто эту династию и прекратил.

Но культура не прекращается, хотя разорение, конечно, существует на Руси огромное. Это пытается исправить еще при жизни Федора Иоанновича, но особенно после его смерти, новый царь Борис Годунов. Историки его вклад оценивают как раз очень высоко. Именно его стараниями патриаршество было введено, его стараниями Русь снова расширяет отношения с другими державами, его стараниями что-то здесь начинает возвращаться к жизни. И мы видим, что действительно, к концу века иконы как бы начинают светлеть. Вот что интересно.

Появляется более светлый тон. Появляются интересные сюжеты. Но они не выходят за рамки канонов, как выходили в грозненское время. Скорее нравоучительные сюжеты. Вот, например, дьяконская дверь, где мы видим историю Адама, т.е. изгнание из рая, сотворение Евы, и наверху рай, а внизу – смерть человека. Т.е. вот такое монашеское нравоучение о жизни и смерти человека.

А в конце XVI в. появляется еще одно новое явление: это строгановские письма. Если до этого иконописцы были в основном княжескими, царскими или монастырскими, то теперь это мастерская Строгановых, это частная инициатива богатых людей, заводчиков, солепромышленников, которые заводят свою мастерскую. Такого, в общем, до этого еще не было. Т.е. вперед выходит, что называется, третье сословие, те люди, которые сами, своим трудом выбились из простых людей, людей работных, в люди богатые.

И, будучи благочестивыми, они заводят свою иконописную мастерскую. Она потом даст новое направление, иконописцы этой мастерской в XVII в. будут основой царской Оружейной палаты. Это тоже очень интересное явление. Они не связаны, может быть, богословским каноном, как были связаны, скажем, монастырские иконописцы. Они больше обращают внимание на ремесло, как люди работные. Они больше внимание обращают на красоту, но красоту уже понимают скорее как эстетику.

Тут очень странные лики, потому что опять же икона уже потеряла вот это личное свое, удивительное, которое было у Рублева, у Дионисия, которое уже уходит. Мы говорили, что в XVI в. две главные потери – это свет и лик. И в это время появляются очень странные лики. Но у Строгановых они еще ничего. А у некоторых икон, особенно когда сонм святых рисуется, такое впечатление, что все они одинаковые и различаются только бородами или головными уборами.

Т.е. вот эти строгановские мастера закладывают какую-то новую линию в иконописи, которая, конечно, больше проявится в XVII в., но уже в конце при немножко воспрянувшей культуре, особенно годуновского времени, мы видим подъем иконописного искусства. Снова возвращается свет, снова возвращается какая-то радость.

Расцветает ювелирное искусство. Расцветает очень в XVI веке шитье. Конечно, может быть, мы меньше знаем о шитье раньше, потому что оно плохо сохранилось. Ну, XV в. знаем, конечно, шитье, может быть, не сильно в домонгольскую Русь забираемся с историей шитья… Но в XVI в. мы видим расцвет. Это и мастерская княгини Старицкой в первой половине XVI в. И мастерская Ирины Годуновой во второй половине века. Т.е. мы видим, действительно, особенно к концу века, такой вот новый подъем.

Но, к сожалению, для него уже мало было времени. Слишком была разорена Русь. Она уже не могла противостоять иноземному нашествию. Новая династия Годуновых не приживается, ее свергают. Это страшная трагедия, как обошлись с Годуновыми. Появляется Лжедмитрий на волне вот этого убиенного… Слава, которая распространяется по всей Руси, об убиенном царевиче Дмитрии. Появляется Лжедмитрий, появляется семибоярщина, приглашение на Русь поляков, сами бояре были готовы отдать русский трон польскому царевичу Владиславу.

Но тем не менее до начала XVII в., до вот этого страшного разорения, мы все-таки видим хотя бы царские мастерские и подъем в них. В том числе и расцвет, скажем, шитых икон, удивительного тонкого шитья.

Итоги века

Чтобы закончить с иконой, все-таки мы об иконе больше говорим, можно взять в конце просто три примера, к чему пришла иконопись. Вот маленький пример. Апостол Лука пишет икону Богородицы. Ну, из псковского музея, может быть, это псковский мастер. Но такие иконы появлялись уже и в Москве.

Что тут нас удивляет? Нас удивляет то, что Лука пишет Богородицу так, как пишет ее западноевропейский художник. Т.е. Богородица ему позирует, а у него на мольберте стоит икона, и он буквально глядя на нее и пишет. Так икону не мыслили русские мастера, это уже практически западное влияние, то, что мы обычно говорим про XVII в. Но через итальянцев, через вот эти сломы, через уход от канона, уже непонимание до конца, что ж такое канон – возникают вот такие интересные моменты, которые совершенно раньше могли… Ну, Рублев не мог бы это помыслить. Хотя его называют боговидцем, но все-таки он не с натуры, что называется, писал. Не пришло в голову небесный мир писать вот таким образом.

Или, например, икона уже начала XVII в., как раз одного из строгановских мастеров, Никифора Савина, «Чудо Феодора Тирона». Ну, чудеса – это вообще излюбленная тема, в XVI в. очень много чудес иллюстрируется в иконах. Чудеса очень любят, вообще когда возрастает вот эта мистичность, эсхатологичность, люди в основном уповают на чудо, а вовсе не на здравый смысл, не на разумное понимание веры. И вот тут – «Чудо Феодора Тирона». Оно заключалось в том, что Феодор Тирон спустился в ад и буквально из лап Сатаны он, сразившись с ним, выводит душу некой девушки.

Что мы тут видим? Да, мы видим, Федор Тирон спускается в ад, разгоняет там всех этих демонов. Но в центре мы видим, где обычно центральное место иконы, если мы понимаем икону как образ мироздания, в центре мы видим здесь Сатану, держащего в руках эту бедную душу, которую из его же рук пытается освободить Федор Тирон, этот герой-воин. Т.е. в центре, где был раньше Христос, на этой иконе – Сатана. Т.е. вот такая аберрация сознания происходит, что этого уже не видит человек, который пишет эту икону в XVI в. Это невозможно было бы даже при Дионисии, в первой половине XVI в. Это совершенно невозможно при Рублеве, это невозможно было, конечно, в Византии. Если Сатане и давали какое-то маленькое место, то это всегда ад, ад поверженный. Это всегда разрушение ада, это всегда где-то на периферии иконы, а здесь – в центре.

Ну и, конечно, парсуна. Это что-то среднее между иконой и портретом. Т.е. это портрет, написанный в иконном виде. Ну, мы видели с вами надгробную икону царя Василия, великого князя Василия III. Здесь вот Скопин-Шуйский, который тоже претендовал как раз в Смутное время на престол и был таким полководцем. Но она написана абсолютно… Это уже, конечно, XVII в., но это то, что идет из XVI в. Плод того, что икона разрушается. Здесь изображается человек. Углубление иконное сохраняется. Потому что все уже забыли, что такое ковчег. Над ним, правда, образ все-таки Спасителя. Скопин-Шуйский, слава богу, без нимба.

Но вот эта иконная форма, в которую вложено новое содержание, или, так сказать, искаженное содержание, в предыдущей иконе, или как сказать, картинное содержание в той иконе, где Лука пишет, говорит о том, что действительно плоды XVI в. и в великих произведениях первой его половины, и в таком разрушении, в которому икона приходит к самому концу XVI, к началу XVII в..

И поэтому очень понятно, почему мастера Оружейной палаты ориентировались уже не на древние памятники, а на западноевропейскую живопись, на западноевропейское искусство, и создали абсолютно другую икону, вообще никак не связанную, или, скажем так, мало связанную с древнерусской традицией. Вот такие плоды XVI в.

 

[i] Паримии (паремии) – избранные ветхозаветные чтения на синаксарных богослужениях, например, на вечерне. Прим. ред.

Материалы

· Горматюк А.Г. Царский лик. Надгробная икона Великого князя Василия III: Серия «Исследование и реставрация одного памятника». Вып. 3, М. 2003.

· Иконы строгановских вотчин XVI–XVII веков / ред.-сост. М. С. Трубачева. М., 2003.

· Круглова А. Р. Золотошвейное рукоделие великокняжеских и царских мастерских XV—XVI веков. — СПб. 2011.

· Лифшиц Л. И. Очерки истории живописи древнего Пскова. М., "Северный паломник", 2004.

· Московские соборы и их роль в церковном искусстве. — в кн. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 2008.

· Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972.

· Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.

· Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшин.М.,1993.

· Шведова М.М. Персональное и историческое в русской иконе XVI - XVII вв. — в кн. Русский исторический портрет. Эпоха парсуны М., 2004.

Галерея (58)

Архангельский собор Московского Кремля. 1505

 

Кремль времени Ивана III. 1921
Художник – Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856 — 1933)

 

Первопечатный «Апостол» Ивана Федорова. 1564

 

Геннадиевская Библия. Начало книги Бытие. 1499
ГИМ. Син. 915. Л. 1

 

Успение. Начало XVI в.
Школа Дионисия

Богоматерь Смоленская. Конец XV – начало XVI в.

 

Богоматерь Умиление. Первая треть XVI в.
Москва

 

Лествица. XVI в.

 

Лествица. Фрагмент. XVI в.

 

Св. Георгий. XVI в.
Музей русской иконы

Чудо св. Георгия. XVI в.
Псков

 

Святители и муч. Параскева

 

Знамение. XVI в.
Псков

 

Сошествие во ад. XVI в.
Псков

 

Св. Троица. XVI в.
Псков

Св. Троица. XVI в.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва, Москва

 

Огненное восхождение пророка Илии. XVI в.
Новгород

 

Чудо от иконы Знамение. XVI в.
Новгород

 

Знамение. XVI в.
Новгород

 

Воздвижение Креста. XVI в.
Новгород. Оборотная сторона иконы Знамение

Видение покрова Богородицы. Начало XVI в.
Новгород

 

Свв. Флор и Лавр, Власий и Спиридоний. XVI в.
Из деревни Типиницы, музей-заповедник «Кижи»

 

Резной складень. XVI в.
Новгород

 

Свв. Владимир, Борис и Глеб. Первая треть XVI в.

 

Рождество Богоматери с клеймами. Середина XVI в.

Св. Василий Великий и великий князь Василий III. XVI в.

 

Храм Вознесения в Коломенском. 1533

 

Собор Василия Блаженного или Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. 1554

 

Иоанн Предтеча поясной. XVI в.

 

Иоанн Предтеча – ангел пустыни. XVI в.

Волоколамская икона Богоматери. XVI в.

 

Благословенное воинство Царя Небесного. 50-е гг. XVI в.

 

Благословенное воинство Царя Небесного. Деталь. 50-е гг. XVI в.

 

Место Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля

 

Преп. Нил Сорский с житием
Современная икона

Преп. Максим Грек. XVI-XVII вв.

 

Собор на еретиков 1490 года
Лицевой летописный свод

 

Недреманное око. Середина XVI в.

 

Видение Евлогия. XVI в.
Сольвычегодск

 

Пир Софии. XVI в.

Единородный Сыне. XVI в.

 

Отечество. XVI в.
Русский север

 

Отечество с избранными святыми. XIV в.
Новгородская школа

 

София Премудрость Божия. 2-я половина XVI в.

 

Богоматерь Знамение. Конец XVI в.

Не рыдай Мене, Мати. 1570-е гг.
Москва

 

Дьяконские двери. XVI в.

 

Богоматерь с Младенцем. Конец XVI в.
Семейная икона Строгановых

 

Богоматерь Тихвинская. Конец XVI в.
Из Пермских вотчин Строгановых. Музей Усолье

 

Преп. Иоанн Лествичник и Савва Стратилат. Начало XVII в.
Строгановские письма

Богоматерь Одигитрия с избранными святыми. Конец XVI – начало XVII вв.

 

Икона-мощевик царицы Ирины Федоровны Годуновой. Конец XVI в.

 

Св. Троица. 1598–1604.
Шитье. Вклад царя Бориса Годунова

 

Сударь «Агнец Божий». 1598
Мастерская инокини Александры (царицы Ирины Федоровны) в Новодевичьем монастыре, Москва

 

Плащаница «Положение во гроб». Конец XVI в.
Вклад Дмитрия Ивановича Годунова в Костромской Ипатьевский монастырь

Апостол Лука пишет икону Богородицы. XVI в.
Псковский музей

 

Чудо Феодора Тирона. Начало XVII в.
Художник – Никифор Савин, Строгановские мастерские

 

Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Начало XVII в.
Парсуна. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 



2019-11-13 251 Обсуждений (0)
Гибель династии и недолгий подъем при Годунове 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гибель династии и недолгий подъем при Годунове

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)