Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проектирование уроков производственного обучения при выполнении комплексных работ



2019-11-13 629 Обсуждений (0)
Проектирование уроков производственного обучения при выполнении комплексных работ 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1. Учебно-воспитательные задачи производственного обучения в период выполнения работ комплексного характера

2. Технология вводного инструктирования учащихся (структура урока, содержание, методы и приемы организации учения и др.)

3. Особенности содержания и методики вводного инструктаж при выполнении комплексных работ

4. Бригадные формы организации труда учащихся

 

 

(1)

Период выполнения работ комплексного характера  более длительный и разнохарактерный по сравнению с периодом изучения операций, в него входят этапы обучения, начиная с выполнения первых простых, межоперационных комплексных работ с целью закрепления только что изученных операций и заканчивая «отшлифовкой» будущего квалифицированного рабочего в ходе производственной практики на производстве. Так что «период выполнения работ комплексного характера» - термин чисто условный, этот «период» включает целый ряд этапов учебного процесса, отличающихся содержанием, целями, способами организации и, следовательно, методикой руководства со стороны мастера.

Рассмотрим комплексные работы, которые учащиеся выполняют, обучаясь в учебных мастерских. Основные учебно-воспитательные задачи на этих этапах обучения можно сформулировать следующим образом:

- совершенствование умений и навыков выполнения ранее изученных операций;

- объединение ранее изученных операций в целостный процесс выполнения работы комплексного характера;

- формирование умений учащихся самостоятельно планировать технологический процесс выполнения работы комплексного характера;

- обучение учащихся выполнять работы с применением производственной документации, с постепенным повышением требований к их качеству;

- формирование навыков производительного труда (т. е. быстроты в работе);

- систематическое развитие учебно-производственной самостоятельности, навыков и привычек самоконтроля.

При изучении тем учебной программы, основным содержанием которых является выполнение работ комплексного характера, мастер продолжает воспитывать и развивать у учащихся качества, основы которых были заложены при изучении операций: аккуратность, добросовестность, чувство ответственности, профессиональная смекалка и ловкость, бережливость и т. д.

Вместе с тем, специфика содержания обучения - выполнение постепенно усложняющихся работ «законченного характера, развитие бригадных форм труда. Это ставит перед мастером новые воспитательные и развивающие задачи: воспитание ответственности за результаты труда, бережного отношения к рабочему времени, технологической дисциплины, формирование умений планировать свой труд, воспитание коллективизма в труде, творческого отношения к труду.

Структурно уроки в период выполнения работ комплексного характера аналогичны урокам в период изучения операций, т. е. вводный инструктаж, работа учащихся и текущее их инструктирование мастером, заключительный инструктаж. Однако, уроки в этот период даже проще - практически не проводится «расчлененный» вводный инструктаж, значительно уменьшается выделение специальных упражнений в отработке приемов. Но главная «урочная» сущность организации учебного процесса остается, учащиеся на каждом уроке должны получать что-то новое, делать очередной шаг в изучении отработки профессии, Это определяет стратегию и тактику содержания, организации и методики уроков. 

 

(2)

Содержание вводного инструктирования учащихся в период выполнения работ комплексного характера зависит от содержания выполняемых на уроке учебно-производственных работ, места соответствующей темы в учебном процессе, целей ее. Однако в организационно-методическом плане вводные инструктажи на уроках при изучении «комплексных тем» имеют единую, общую структуру, схему:

- сообщение темы и цели урока;

- разбор чертежей (монтажных схем, карт наладки, регулировочных ведомостей и другой технической документации) и технических требований, предъявляемых к изделию (детали, схеме, прибору и т. п. учебно-производственной работе); сообщение норм времени на учебно-производственные работы;

- актуализация знаний и опыта учащихся;

- рассмотрение последовательности выполнения комплексных учебно-производственных работ;

- показ и объяснение наиболее характерных приемов и способов выполнения учебно-производственных работ;

- разбор типичных ошибок, мер их предупреждения и устранения;

- объяснение организации и показ способов контроля процесса и итогов выполнения учебно-производственных работ;

- указания по вопросам безопасности труда и организации рабочих мест;

- проверка усвоения учащимися материала вводного инструктирования.

Определяя целевую установку на урок, мастер должен исходить из того, изготовление изделия, детали, сборка схемы, наладка агрегата и т. п. - это средство, но не цель обучения. Независимо оттого, что основой производственного обучения в профтехшколе является производительный труд, целью его всегда является обучение. Это должны четко знать будущие мастера, этим они должны руководствоваться в своей будущей педагогической работе, так они должны раскрывать цели своим учащимся. Вопрос этот весьма принципиален. Ведь одно дело, когда поставлена цель - изготовить, собрать, построить, отремонтировать и т. п., да еще за определенное ограниченное время, да к тому же в возможно большем количестве. Здесь годны любые средства, лишь бы сделать.

Рассматривая вопрос целеполагания, необходимо подчеркнуть постоянное повышение уровня целей, что определяется общей стратегией учебного процесса, направленной на поступательное движение учащихся на пути роста их профессионального мастерства. Это положение можно проиллюстрировать на повышении уровня целей обучения при изучении тем «Комплексные работы» применительно к программе производственного обучения слесарей-ремонтников. Это отражено в таблице 1.

                                                                                                     Таблица 1

Повышение уровня целей обучения при изучении тем «Комплексные работы» применительно к программе производственного обучения слесарей-ремонтников

 

Темы и время их изучения Закрепление и совершенствование приемов и способов обработки Освоение технологических процессов выполнения типичных работ Качество работы Самостоятельность
Комплексные работы 1» —  13—16 недель   «Комплексные работы II»  — 20—23 недели     Комплексные работы III»— 31—40 недель   Выполнение приемов и способов работы в том виде, как они освоены при изучении операций     Выполнение приемов и способов работы в их взаимосвязи и сочетании, в различных условиях применения при выполнении «законченных» технологических процессов     Творческий подход к выполнению изученных и закрепленных приемов и способов работы. Применение доступных по сложности приемов и способов работы передовиков и новаторов производства. Рационализация способов работы В соответствии с подробными указаниями мастера или по предложенной мастером инструкционно-технологической карте Выполнение работы по предложенной мастером технологии (или технологической карте) без подробных инструктивных указаний. Самостоятельное определение последовательности выполнения несложных по технологии работ.  Самостоятельное определение технологии выполнения работы. Рационализация предложенной мастером типовой технологии с учетом реальных условий выполнения работы   Точное соблюдение технических требований к качеству учебно-производственных работ     Соблюдение постепенно повышающихся технических требований к качеству учебно-производственных работ при выполнении установленных норм времени (выработки)     Творческое использование теоретических знаний и практического опыта, активный поиск и реализация путей повышения качества учебно-производственных работ и производительности труда Правильное и рациональное выполнение приемов и способов работы так, как они усвоены при изучении операций     Формирование умений и навыков самоконтроля хода и результатов работы     Творческое использование накопленного производственного опыта; формирование способностей принимать самостоятельные решения в различных учебно-производственных ситуациях, анализировать результаты своей работы, самостоятельно устранять и предупреждать ошибки н недостатки  

 

 

(3)

 

Важный вопрос вводного инструктирования по комплексным работам - разбор рабочих чертежей, монтажных схем, технических требований на выполняемые работы и другой технической документации. Здесь особо следует акцентировать внимание слушателей на особенности изучения чертежей в тех случаях, когда на уроках черчения учащиеся ко времени выполнения комплексных работ еще не изучали чтения рабочих чертежей. В этом случае мастер должен заблаговременно сделать чертеж детали, схемы и т. п. на доске, подготовить и раздать учащимся рабочие чертежи и внимательно прокомментировать чертеж, его условности и всю другую информацию, содержащуюся в чертеже или другой технической документации. Очень важно при этом иллюстрировать разбор чертежа показом заготовки и образца готовой работы, чтобы учащиеся учились быстро переходить от условного изображения к натуре. На более поздних этапах выполнения работ комплексного характера, по мере накопления опыта учащихся, мастер должен все больше привлекать учащихся к активной работе по самостоятельному разбору чертежа, используя при этом метод беседы.

Важно также отметить, что при ознакомлении учащихся с техническими требованиями к изделию или работе мастер должен демонстрировать воплощение этих требований на эталонном изделии или работе.

Необходимо рассмотреть возможные варианты организации вводного инструктажа. Если на каком-то уроке изделие (деталь, сборка схемы) или определенная работа будут изготовляться (выполняться) от начала до конца, то мастер объясняет полностью весь технологический процесс. Если на изготовление изделия (выполнение работы) будет затрачено несколько рабочих дней, то на первом уроке он кратко сообщает последовательность всего технологического процесса, а подробно разъясняет только ту его часть, ориентируясь на ученическую норму времени, которая должна быть выполнена на данном уроке. При этом, учитывая возможность перевыполнения отдельными учащимися дневного задания, объяснять технологический процесс следует с опережением примерно на 3—4 часа.

Если учащиеся на уроке будут выполнять различные работы, то мастер проводит подробное инструктирование всех учащихся группы по наиболее типичным, характерным для большинства работам, а объяснение особенностей процесса выполнения других работ переносит на бригадный или индивидуальный вводный инструктаж в зависимости от содержания работы.

В связи с изменением организации вводного инструктирования на различных этапах выполнения работ комплексного характера необходимо подчеркнуть и изменение методики инструктирования. Если на первых порах, при выполнении так называемых межоперационных комплексных работ (т. е. работ, основной задачей которых является закрепление изученных в операционных темах приемов и способов), мастер подробно объясняет технологический процесс полностью, то по мере накопления опыта учащихся мастер все больше и больше должен привлекать их к самостоятельному определению последовательности выполнения работы. При этом широко применяется метод беседы, обмен мнениями и т. д. Таким образом, репродуктивный подход к инструктированию все больше трансформируется в продуктивный, поисковый.

Рассматривая методические приемы объяснения технологического процесса, необходимо подчеркнуть роль и значение инструкционно-технологических и технологических карт. Особую ценность представляют в этот период карты с натуральными объектами по переходам («вещевые» карты). Это создает большую наглядность и позволяет учащимся в процессе работы сравнивать свою работу с эталоном. Обязательно необходимо продемонстрировать слушателям образец такой карты, предупредив их, что на следующем уроке будет проводиться практическая работа по разработке инструкционно-технологической карты.

В сравнении с содержанием, методикой и организацией вводного инструктирования при изучении операций необходимо раскрывать роль и место показа. Если при изучении операций мастер показывал практически все приемы, составляющие операцию или изучаемую на уроке часть ее, метод показа являлся основным методом инструктирования, то в период выполнения работ комплексного характера метод показа в определенной степени приобретает подчиненный, второстепенный характер. Мастер демонстрирует учащимся только сложные способы выполнения работы, опираясь на их умение выполнять ранее изученные приемы. В ходе вводного инструктирования по комплексным работам мастер демонстрирует не столько собственно приемы и способы работы, сколько их сочетания, разновидности, новые способы применения контрольно-измерительного инструмента, приспособлений и другой оснастки, т. е. все то, что для учащихся является новым, незнакомым. Обычно те приемы, способы, разновидности их сочетания, которые показывал мастер в процессе вводного инструктирования, отрабатываются в ходе специальных упражнений, организуемых сразу же после вводного инструктажа. Завершая рассмотрение вопроса о показе в процессе вводного инструктажа, необходимо привести характерные примеры: проанализировать технологию выполнения характерной для профессии комплексной работы, выделить и обосновать приемы и способы, которые мастер будет показывать, наметить приемы и способы, выносимые для отработки в ходе специальных упражнений.

Особое внимание следует уделить работе мастера по предупреждению ошибок и затруднений учащихся в ходе выполнения работы. Ошибки и затруднения учащихся при выполнении работ комплексного характера могут быть самыми разнообразными, их невозможно предусмотреть заранее. Однако опытные мастера знают типичные ошибки, допускаемые учащимися, и на вводном инструктаже всегда стараются их учесть и по возможности предупредить. Большинство типичных ошибок, которые были рассмотрены в предыдущей подтеме, характерны и для периода выполнения работ комплексного характера. Вместе с тем, для этого периода можно выделить и такие типичные ошибки, которые следует взять за основу при рассмотрении действии мастера по их предупреждению:

- нарушения технологии выполнения работ, рекомендованной мастером, или изложенной в технологической карте;

- неправильный выбор рабочих и контрольно-измерительных средств в зависимости от характера, содержания и особенностей выполнения работы;

- затруднениями использовании изученных приемов, способов, операций при изменении условий выполнения учебно-производственных работ;

- неумение пользоваться справочным материалом;

- недостаточно полное использование технических возможностей оборудования (механическая подача, лимбы, упоры, ограничители, копиры, повышенные режимы, возможности применения высокопроизводительного инструмента и т. п.):

- несоблюдение технических требований к качеству работы;

- небрежная отделка деталей, изделий, «грязная работа» и т. п.;

- нерациональное использование рабочего времени; невыполнение норм времени (выработки);

- неумение самостоятельно определить ошибки в ходе работы, отклонения от технических требований;

- неумение самостоятельно определить способы исправления допущенных ошибок и нарушений технических требований (если дефект исправимый);

- неумение рационально спланировать свой труд.

Необходимо подготовить учащихся к межоперационному контролю: сообщить учащимся объекты такого контроля, его организацию, методы осуществления, критерии оценки качества работы и производительности их труда.

(4)

Целями бригадной организации производственного обучения являются:

- формирование у учащихся чувства коллективизма;

- воспитание у учащихся личной и коллективной ответственности за результаты труда;

- практическое освоение учащимися бригадных форм организации производительного труда;

- достижение высокой производительности учебно-производственного труда учащихся;

- обеспечение условий для обучения учащихся на выпуске сложной продукции;

- подготовка учащихся к работе в условиях бригадной организации труда на производстве.

 Условия эффективного перехода на бригадную организацию производственного обучения:

- учащиеся должны иметь определенный уровень профессиональной подготовки;

- группа должна быть сформирована как ученический коллектив;

- выполнение группой достаточно сложных многооперационных и многодетальных работ комплексного характера, требующих объединения учащихся в учебно-производственные бригады;

- выполнение группой учебно-производственных заданий, позволяющих вести работу учащихся по расчлененной технологии;

- выполнение учащимися учебно-производственных работ, требующих объединения учащихся различных профессий в комплексные ученические бригады.

На бригадную организацию производственного обучения наиболее целесообразно переходить не ранее второго полугодия первого курса обучения.

 Правила создания ученических бригад:

- учитывать уровень подготовленности и сплоченности учащихся группы при определении варианта комплектования бригад: однородные или смешанные;

- учитывать взаимоотношения учащихся, включаемых в бригаду;

- сохранять одинаковый персональный (по возможности и количественный) состав бригад на весь период обучения в учили­ще, включая и производственную практику;

- рационально определять количественный состав ученических бригад в зависимости от специфики содержания и организации выполнения типичных учебно-производственных работ: профессии с типично индивидуальной организацией труда (токари, столяры, кузнецы и т. п.) – 8 - 9 человек; профессии, где содержание труда объективно требует бригадной организации труда (слесари-монтажники, слесари-сборщики, электромонтеры, строители-отделочники и т. п.) - ориентироваться на аналогичные бригады базового предприятия; комплексные бригады из учащихся различных профессий - в зависимости от специфики объектов и организации выполнения учебно-производственных работ (в основном строители, возможно, сборщики промышленного оборудования, электрооборудования и т. п.);

- в составе бригады обязательно должен быть «неформальный» лидер, способный возглавить бригаду.

 Способы организации учебно-производственного труда учащихся при бригадной организации производственного обучения:

- индивидуально-бригадный: члены бригады, выполняя разные задания, добиваются решения общей для всей бригады задачи (работа на один наряд). Характерные профессии: токари, фрезеровщики, сварщики, кузнецы, столяры и т. п. Преимущества:

- повышаются производительность и качество труда; создаются условия для взаимопомощи и коллективной творческой активности; обеспечиваются возможности освоения изготовления сложной продукции; рационально сочетаются индивидуальная ответственность учащихся за результаты труда;

- при операционном разделении труда каждый член бригады выполняет только определенную часть общего бригадного задания. Характерные профессии: слесари-ремонтники, сборщики, швейники, строители, монтажники и т. п. Преимущества: воспитывается высокая трудовая и технологическая дисциплина и ответственность; создаются возможности организации поточного производства и значительного повышения производительности труда; тесно сочетаются личные и общественные интересы учащихся;

- организация комплексных ученических бригад, включающих учащихся различных профессий. Характерные учебно-производственные работы: возведение и ремонт зданий, изготовление и сборка сложной продукции, ремонт сложного промышленного

 электрооборудования и т. п. применяется на более поздних этапах обучения, когда учащиеся накопят значительный производственный опыт. Преимущества и достоинства: максимальное приближение учебно-производственного труда к труду квалифи­цированных рабочих; организация обучения на выпуске сложной продукции.

 При бригадной организации производственного обучения мастер часть своих функций по организации и руководству производственным процессом передает бригадирам ученических бригад. Но на любом этапе развития этой формы обучения мастер всегда остается основным организатором и руководителем учебно-воспитательного процесса.

 В целом методика инструктирования учащихся на различных этапах занятия аналогична изученной ранее. Главное, чего мастер добивается при бригадной организации производственного обучения, - эффективное привлечение коллектива учащих­ся к решению учебных и воспитательных задач, психологическая и организационно-производственная подготовка их к работе в условиях бригадной организации труда на производстве.

 Введение и применение коэффициента трудового участия учащихся в труде бригады КТУ - важнейший фактор материального и морального стимулирования качества труда учащихся. КТУ - обобщенная количественная оценка трудового вклада каждого учащегося - члена бригады в общие результаты работы коллектива в зависимости от индивидуальной производительности и качества работы.

 Средняя величина КТУ - единица. Факторы повышения и понижения КТУ. Примеры. Недопустимость применения КТУ для определения оценки по производственному обучению. Недопустимость учета в КТУ успеваемости и дисциплины учащихся, общественной активности, критика подобных факторов в опыте введения КТУ.

 

Лекция 22

 

 Методика производственного обучения учащихся начальных профессиональных образовательных учреждений в условиях промышленных предприятий.

План

1. Обучение учебных бригад на учебных участках предприятий

2. Обучение учебных бригад в составе бригад квалифицированных рабочих

3. Индивидуальное производственное обучение в составе бригады квалифицированных рабочих

4. Критерии и условия эффективности бригадного обучения

 

(1)

Обучение учащихся на промышленных предприятиях проводится на завершающих стадиях подготовки рабочих.

При выборе рабочих мест на предприятии следует руководствоваться следующими требованиями:

- рабочие места должны быть характерными для профессии уча­щихся, чтобы они имели возможность выполнять разнообразные ти­пичные для профессии работы с постепенным их усложнением;

- техническое оснащение и технологический процесс на участках, в бригадах, на рабочих местах должен соответствовать современному уровню техники и технологии, а объем и фронт работ — обеспечивать загрузку всех учащихся на все время обучения;

- полное и своевременное обеспечение рабочих мест, где будут обу­чаться учащиеся, материалами, инструментами, транспортными средствами и техническим обслуживанием наравне с рабочими мес­тами производственных рабочих; это позволит избежать простоев учащихся и использования их на подсобных работах;

- условия работы на рабочих местах бригады, где будут обучаться учащиеся, должны соответствовать всем требованиям безопасности, гигиены труда и производственной санитарии.

Все эти условия отражаются при заключении договора между учебным заведением и предприятием на предмет производственного обучения и практики учащихся.

Если по каким-либо причинам не представляется возможным обеспечить выполнение учебной программы на данных рабочих местах, следует организовать перемещение учащихся по рабочим местам в соответствии с календарным графиком, составляемым мастером производственного обучения по согласованию с руково­дителями цехов.

Ниже приводится такой график (табл. 1).

Таблица 1

График перемещения учащихся по рабочим местам

 

Фамилии учащегося или номер ученической бригады

Вид работы

Обработка вала Обработка втулки Обработка зубчатых колес Обработка деталей типа винтовой пары Замечания мастера
Коротков И.Н. 1/3 1/3 4/6 4/6 8/9 8/9 10/11 10/11  
Леонтьев К.В. 4/6 4/6 1/3 1/3 10/11 10/11 12/13 12/13  

 

В числителе указывается планируемые начало и конец работы, учащегося (нед.), в знаменателе – фактические сроки ее выполнения

 

Переходя с одного рабочего места на другое, учащиеся осваивают все виды работ, характерные для их профессии и предусмотренные программой, овладевают новыми методами труда.

Перемещение по рабочим местам должно осуществляться в порядке нарастающей трудности операций, с учетом приобретенных знаний, навыков и умений и индивидуальных особенностей учащихся. Переме­щая учащихся по рабочим местам, мастер должен каждый раз готовить их для работы на следующем рабочем месте, рассказывать об особенно­стях и характере работы, увязывать это перемещение с технологиче­ским процессом, что, несомненно, будет способствовать ознакомлению с производством в целом. Лучше всего для этих целей составить график перемещения учащихся по цехам и участкам, по бригадам квалифици­рованных рабочих, по рабочим местам, по видам работ. Каждый из них имеет свою специфику содержания и технику составлении.

Вот некоторые общие требования к составлению графиков переме­щения, которые необходимо учитывать при их составлении:

- график должен составляться так, чтобы каждый учащийся учени­ческой бригады в планируемый период обучения освоил все виды работ, прошел обучение на всех видах оборудования, на всех рабочих местах в соответствии с программой производственного обучения;

- на определенном рабочем месте или виде оборудования в одно и то же время графиком должна быть предусмотрена работа только одной ученической бригады (или одного учащегося);

- периоды перемещения учащихся должны быть равными по време­ни или кратными наименьшему. В необходимых случаях для обеспе­чения этого следует скорректировать количество часов (дней), пре­дусмотренных программой на соответствующие темы или виды работ.

Чтобы обеспечить сознательное и прочное овладение учащимися системой профессиональных знаний, навыков и умений, необходи­мых для самостоятельной работы по специальности, весьма важно осуществлять тщательный подбор учебных работ. Перечень таких работ, как известно, имеет целью определить те конкретные учебно-производственные задания, которые должен выполнить каждый уча­щийся данной профессии в соответствии с программой производст­венного обучения.

Изделия, изготовляемые учащимися в соответствии с перечнем, должны быть разнообразными: различных форм и размеров, из раз­личных материалов, с разными техническими требованиями к изго­товлению, по возможности типичными для предприятий, на которых будут трудиться учащиеся после окончания училища. Если изменя­ется профиль продукции предприятий, изменяется и перечень учеб­ных работ.

Такой подход создает условия для применения разнообразных приемов труда, использования специальных приспособлений, инст­рументов, а также для овладения опытом передовиков производства.

На основе перечня учебно-производственных работ составляются планы и графики производственного обучения в соответствии с инст­рукцией о планировании и учете учебной работы.

Учебные работы следует подбирать так, чтобы операции повторя­лись как можно чаще. В тех случаях, когда по изучаемой профессии можно выделить трудовые приемы, общие для всех или ряда опера­ций, обучение начинают с тщательного изучения этих приемов. Сле­дует обращать внимание на то, чтобы задания предусматривали осво­ение основных операций. Например, операции шабрения и притирки в практике работы слесаря встречаются значительно реже, чем опе­рации опиливания или нарезания резьбы. Тем не менее в целях обу­чения можно подобрать такие задания, чтобы учащиеся выполняли шабрение и притирку в течение времени, достаточного для первона­чального овладения этими операциями, наряду с другими операция­ми и приемами. Для токарей, например, сочетается обучение опера­циям подрезания торцов и цилиндрического точения, развертывания и растачивания, зенкерования, а иногда и сверления.

Всякая существенная, отдельно выделяемая часть трудового про­цесса должна найти свое отражение в содержании производственного обучения. В профессиональной педагогике примята следующая клас­сификация учебных трудовых процессов: трудовые процессы, основ­ные части которых могут быть самостоятельными частями процесса обучения (обработка металлов на станках токарем, фрезеровщиком и др.); трудовые процессы, основные части которых не могут быть са­мостоятельными частями процесса обучения (обслуживание основ­ных процессов химического производства аппаратчиком, оператором и др.); и трудовые процессы, занимающие промежуточное положение между первой и второй группами.

Группировка и установление последовательности операций, а также подбор объектов и расположение их в определенной последова­тельности взаимосвязаны. При подготовке токарей, например, токар­ные операции распределяются на 5 групп, в каждую из которых вхо­дит 2 - 4 операции, фрезерные - на 4 группы по 1 - 2 операции в каждой, слесарные - на 3 группы по 4 - 5 операций в каждой. После каждой группы операций следуют комплексные работы.

Тщательный подбор учебных работ позволяет обеспечить освое­ние наиболее сложных операций и их сочетаний.

Каждая комплексная работа должна быть посильной, по характе­ру и сложности соответствовать техническим заданиям, трудовым навыкам и умениям, приобретенным обучающимися к моменту вы­полнения данной работы.

Вместе с тем комплексные работы должны подбираться так, чтобы в процессе их выполнения постоянно совершенствовалось професси­ональное мастерство обучающихся, воспитывались качества передо­вых рабочих и самостоятельность в выполнении производственных заданий.

Особенно тщательно следует подбирать первую комплексную работу, по возможности одинаковую для всех учебных бригад. Вы­полнение этой работы показывает степень овладения обучающи­мися первоначальными профессиональными навыками и умения­ми, помогает мастеру оценить успехи каждого, определить, какой надо проводить индивидуальный инструктаж, и сделать для себя, как педагога, определенные выводы в целом для дальнейшей ра­боты.

Первые комплексные работы — это преимущественно упражне­ния на сравнительно простых производственных работах. Последую­щие работы должны подбираться таким образом, чтобы на основе тренировки в выполнении освоенных трудовых приемов и операций можно было изучить новые. При этом все комплексные работы долж­ны носить характер производственных заданий, чтобы процесс обуче­ния вызывал у обучающихся желание постоянно овладевать новыми знаниями, навыками и умениями.

При подборе комплексных работ необходимо учитывать, с одной стороны, их «удельный вес» и значение в деятельности рабо­чих данной профессии, а с другой стороны — необходимость освое­ния учащимися уникальных, редко встречающихся операций и работ.

Для успешной профессиональной подготовки учащихся к эф­фективному труду в бригадах важно так организовать учебный процесс, чтобы обучающиеся имели возможность осваивать методы выполнения типовых работ на том оборудовании, на котором им при­дется работать по окончании училища. То есть необходимо найти пути достижения адекватности технических, организационных и со­циально-психологических условий, в которых протекает учебно-воспитательный процесс, тем условиям, в которых предстоит рабо­тать молодым рабочим.

Подбор учебных работ связан с анализом рабочих мест цеха, осуществляемого мастером производственного вместе с преподавателем специальной технологии и мастером цеха. Этот анализ проводится по заранее разработанному плану и включает следующие позиции:

- приемы, операции и комплексные работы, выполняемые на дан­ном рабочем месте;

- количество таких рабочих мест;

- сменность в цехе;

- вид производственной деятельности цеха, изделий;

- количество учащихся, которые могут обучаться в цехе;

- оснащенность рабочего места прогрессивными приспособлениями и инструментами;

- уровень механизации;

- состояние средств техники безопасности;

- продолжительность обучения на рабочем месте;

- состояние оборудования;

- возможности использования на рабочем месте учащимися теоре­тических знаний в процессе производственного обучения;

нормы времени и нормы выработки на этом рабочем месте;

- новые трудовые приемы и передовые способы труда, которые при­меняет рабочий, занятый на данном рабочем месте;

- навыки, которые может отработать учащийся;

- степень загрузки работами, не относящимися к данному рабочему месту;

- условия труда (затраты мускульной энергии, утомляемость и др.);

- соответствие рабочего места требованиям промышленной санита­рии и гигиены труда;

- условия воспитательной работы.

Мастеру производственного обучения следует проанализировать организацию труда на каждом рабочем месте, выявить возможности обучения учащихся с помощью опыта новаторов производства, опре­делить резервы рабочего места. Эту работу можно проводить по пред­лагаемой ниже схеме, используя материалы по научной организации труда, составляемые сейчас на многих предприятиях.

Путем анализа рабочих мест в цехах устанавливается, на каких участках лучше всего организовать производственное обучение. Чтобы обеспечить выполнение учебной программы, надо добиваться вы­деления рабочих мест, наиболее подходящих для целей обучения, так как от выбора рабочих мест зависит качество подготовки рабочих в завершающий период обучения.

Чтобы предотвратить неблагоприятное воздействие монотонности труда, необходимо при выборе рабочих мест особое внимание уделить составу производственных операций, чередовать различные виды на­грузок на организм учащегося в зависимости от характера выполняе­мых работ, составить предпосылки для повышения удовлетворенно­сти работой, заботиться о максимальной экономии сил учащегося.

Важно также учитывать психофизиологические особенности уча­щихся, их индивидуальные склонности к определенной работе. В од­ном случае успех трудовой деятельности зависит от быстроты и точ­ности реакции, в другом - от остроты зрения и слуха, в третьем - от обоих факторов. Поэтому каждое рабочее место мастер должен все­сторонне проанализировать и составить на него учетную карточку-характеристику (Табл. 2)

При анализе рабочих мест определяются состав работ по изучае­мой, смежной и совмещенным профессиям и затрачиваемое рабочим время (степень занятости); степень дублирования различных опера­ций; время, затраченное на наблюдение и выполнение несвойствен­ных работ; время простоев; время перехода с одной работы на другую; порядок ознакомления учащихся с заданиями; разделение и коопера­ция труда; рациональное чередование работ; скорость выполнения операций и др. При этом обращается внимание на расхождение содер­жания труда рабочих на предприятиях с содержанием труда, опреде­ленным учебными программами, выявляется диапазон знаний, навы­ков и умений, которыми учащиеся должны овладеть дополнительно, а также выявляются неблагоприятные факторы и пути их локализа­ции. Речь идет, в конечном счете, об аттестации рабочих мест, опре­делении соответствия их предъявляемым требованиям, их организа­ции и обслуживании.

К проведению такого ан



2019-11-13 629 Обсуждений (0)
Проектирование уроков производственного обучения при выполнении комплексных работ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проектирование уроков производственного обучения при выполнении комплексных работ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)