Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материально-техническое оснащение учебно-производственных мастерских.



2019-11-13 234 Обсуждений (0)
Материально-техническое оснащение учебно-производственных мастерских. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

План

1. Общие положения к организации и оснащению учебных мастерских

2. Требования к учебной мастерской

3. Планировка учебной мастерской

 

(1)

Один из принципов профессиональной шко­лы - обязательность перво­начального производственного обучения в учебных мастерских, на полигонах, в типо­гра­фиях, ателье и многоотраслевых учебных хозяйствах. Учеб­ные мастерские являются структурным подраз­делением профессионально-технического учебного заведения. Их главное назначение - осуществление производственного обучения учащихся по соответствующим профессиям и про­изводственная деятельность на началах хозрасчета. Руко­водство мастерскими возлагается на начальника (заведую­щего) учебных мастерских. При отсутствии в штате училища этой должности функцию руководителя выполняет старший мастер.

В профтехучилищах создаются отдельные учебные мас­терские на 15 - 30 учащихся, изолированные от других помещений, для учебных занятий одной учебной группы по каждой профессии. Учебно-материальная база таких мас­терских - важный фактор общего уровня профессиональ­но-технической подготовки и воспитания рабочей смены. Оборудование и оснащение мастерских должно способство­вать прочному освоению профессиональных умений и на­выков на базе традиционной и новой технологии, а также современной техники.

В учебных мастерских осуществляется также производ­ственное обучение большинства учащихся ручных и ма­шинных профессий первых курсов средних профтехучилищ. Здесь широко используются технические средства обучения (ТСО), микропроцессорная и вычислительная техника, тренажеры и комплекс учебно-наглядных пособий. В та­ких условиях, опираясь на основы политехнической подго­товки и требования конкретной профессии, учащиеся не­посредственно включаются в производительный труд, соз­дают своими руками промышленные изделия (станки, ин­струменты, одежду, полиграфическую продукцию и др.).

Без учебных мастерских подготовка квалифицированных рабочих недостаточно полноценна. Не все средние профтех­училища располагают мастерскими, построенными по ти­повым проектам и оборудованными высокопроизводитель­ными станками и механизмами. Тем почетнее и содержатель­нее работа мастера, который принимает энергичные меры по реконструкции и переоборудованию мастерских, прояв­ляет изобретательность и находчивость, упорство и энер­гию для приближения базы обучения к современным зада­чам учебно-производственного процесса.

В мастерских училищ организуется отдельная или сов­мещенная учебно-производственная база для проведения уроков труда школьников общеобразовательных школ, зак­репленных за училищем.

В современных условиях научно-технического прогресса принимаются решительные меры к сокращению доли руч­ного труда с постоянно действующими негативными фак­торами: шумом, вибрацией, резкими колебаниями темпе­ратуры и повышенной влажностью. В учебных мастерских создается метеорологический режим, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.

Состав и площади помещений учебных мастерских

Учебные мастерские обычно встраиваются в торец учеб­ного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой га­лереей - переходом на уровне 1- 2-го этажей. Сооружают мастерские и как автономное здание. Такое размещение имеет ряд преимуществ: неизбежно возникающий производ­ственный шум не отвлекает учащихся в классах и лабора­ториях; пыль, копоть, газы не нарушают метеорологичес­кий климат учебного корпуса; дополнительные площади поз­воляют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения.

Организация и устройство учебных мастерских в первую очередь подчинены учебно-воспитательным целям. При этом работа мастерских рассчитана на 72 ч максимальной недель­ной нагрузки двухсменных занятий.

Корпус современных учебных мастерских имеетвнеш­нюю, учебно-производст­венную и хозяйственную зоны. При наличии достаточных земельных площадей создается резервная зона для организации полигонов, автодромов и т. д.

Внешняя зона - это фасад корпуса мастерских и при­легающий к нему участок улицы или площади. Фасад, вхо­ды и подъезды оформляются с учетом эстетических требова­ний. Периодически (один раз в 5 - 7 лет) производится капи­тальный ремонт или реконструкция фасада - своеобраз­ной визитной карточки учебных мастерских. Его окраска должна быть радующей, праздничной.

Прилегающая к фасаду территория должна иметь удоб­ные подходы и подъезды, ас­фальтированные либо сделан­ные из железобетонных плит, пешеходные дорожки, про­ходную и стоянку для личного транспорта.

Во внешней зоне существенную роль играют различные элементы архитектуры ма­лых форм: павильоны для ожида­ния общественного транспорта, телефонные будки, скамьи, светильники-торшеры, солнцезащитные навесы, бетонные вазы, декоратив­ные цветочные ящики (передвижные оран­жереи). При изготовлении этой группы малых форм широко применяются такие материалы, как бетон, железобетон, про­фильный металл, пластмасса и т. д.

Учебные мастерские старой постройки или в приспособ­ленных для них зданиях от­деляются металлической ажурной оградой с установкой на них литых эмблем, отра­жающих особенности профессий. Железобетонные заборы не реко­мендуются. Земель­ные участки училищ могут ограждаться зелеными ограждениями. Необходимо, чтобы внешняя зона находилась в органической связи с учебно-производствен­ной зоной, ее интерьером и оформлением.

Благоустроенная внешняя зона не только украшает ок­ружающую среду, но и фор­мирует соответствующее мнение об училище.

В учебно-производственную зону входят специализиро­ванные учебные мастер­ские для обучения учащихся раз­личным профессиям, цеха, производственно-вспомога­тель­ные, административные, бытовые и технические помещения. Кузнечные, литей­ные, сварочные, термические и другие мас­терские горячей обработки металлов, как правило, размеща­ют в отдельных зданиях, обязательно на первых этажах и на рас­стоянии не менее 200 м от учебного и общественно-бы­тового корпусов. Остальные мастерские - общеслесарного назначения, радиомонтажные, швейные, ручного на­бора и им подобные - размещают на вторых и последующих этажах.

Здания учебных мастерских, их состав и площади с предпочтительным размещением на 1- м этажах, вновь сооружаемые или реконструи­руемые, должны отвечать требованиям Всесоюзных санитарных норм ВСН51 - 86 и другим нормативам, действующим в отраслях народного хо­зяйства.

Под учебные мастерские отводится исключительно над­земная часть помещений. В подвальных помещениях разме­щают подсобные, складские и им подобные службы. В зда­нии учебных мастерских предусматриваются необходимые виды инженерного обо­рудования: горячее и холодное водо­снабжение, центральное отопление, канализация, приточно-вытяжная вентиляция, электросиловые, слаботочные и другие устройства.

Территория учебно-производственной зоны надлежащим образом благоустраива­ется. Прежде всего решается вопрос эстетического фактора - озеленения. Озеленение среды выполняет санитарно-гигиенические (стимулятор микрокли­мата, глушитель шума), декоративные, ветро- , солнце- и снегозащитные, противопожарные, психофи­зиологические (влияние на эмоциональное состояние человека), архитектурно-художе­ственные и другие функции. В направлении к учебным зданиям насаждают зеленые аллеи, а при нали­чии площадей - зеленые массивы, рощи, группы деревьев, рядовые посадки. В эстетических целях для укрепления грунта и улучшения температурно-влажностного режима приземного слоя воздуха высаживают газоны и цветники. Рас­стояния между деревьями должны равняться их макси­мальной высоте во взрослом состоянии, но не ближе 10 м от учебных зданий. Вдоль оконных проемов мастерских на расстоянии 5 м от них обычно размещают зеленые бор­дюры или кустарники. По нор­мативам зеленые насаждения на территории училища в городах должны составлять не менее 50%, а в сельской местности или вблизи лесных мас­сивов и садов - 30% земель­ного участка.

На площадках и пешеходных дорожках зоны устанав­ливают скамьи, столы, а также питьевые фонтанчики, сату­раторные автоматы газированной воды, урны. Здесь же, на пешеходных дорожках, декоративно укладывают железобе­тонные тротуарные плиты с просветами для травы или де­лают иное покрытие. В зоне размещают на площадках тентовые навесы из труб и прозрачного пластика, трельяжи, беседки, уголки для созерцания природы, чтения, игры в шахматы, шашки, волейбол. Устраиваются крытые павильоны, зеленые экраны и другие сооружения, пред­назначенные для ак­тивного или тихого отдыха перед сме­ной и в перерыве между сменами.

Хозяйственная зона (хозяйственный корпус или блок) обычно размещается в глубине территории училища, имеет вход со стороны корпуса мастерских и обеспечивается от­дельным выездом на улицу. На этой зоне возводятся хозяй­ственные постройки, склады, гаражи, навесы для инвентаря и другие подсобные службы. В ней размещаются площадки и контейнеры с грузоподъемными устройствами для сбо­ра, сортировки и кратковременного хранения металличес­ких, деревянных, швейных, пищевых и прочих отходов. Ряд контейнеров оборудуется плотно закрывающимися крышками.

 

(2)

Устройство мастерских подчиняется в первую очередь учебно-воспитательным целям. Площади, подбор и расста­новка оборудования определяются главным образом необ­ходимостью обеспечить каждому учащемуся самостоятель­ное рабочее место для отработки профессиональных умений и навыков по всем основным видам работ, предусмотренным учебными программами. Принимаются в расчет решения, позволяющие по мере необходимости без значительных материальных затрат проводить перепланировку и переобо­рудование помещений.

Нормативы площади учебных мастерских

Примерные нормативы площади для наиболее массовых профессий из расчета на одно рабочее место:

Наименование мастерских Рабочая площадь на одно рабочее место (м2)

Общеслесарная                                                            4,5- 5,4

Слесарно-сборочная                                                     6 – 8

Токарная, фрезерная или общемеханическая         12- 14

Электромонтажная                                                      4,5 – 6

Электрогазосварочная                                                7,5 – 9

 

- объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 м3, а минимальная площадь на одно рабочее место - 4,5 м2.

- соответствие условиям для нормальной установки и работы оборудования: мастерские, где устанавливается тяжелое обору­дование, где работа связана со значительной вибрацией (ста­ночные, кузнечные, сварочные, машиносборочные, строитель­ные, отделочные и т. п.) - на 1-м этаже; слесарные, электро - и радиомонтажные, швейные и т. п. - на 2 – 3 -м этажах;

- нормальная освещенность: естественная - площадь окон не менее 1/8 площади пола; искусственная - общая не менее 100 - 150 лк, специальная до 400 лк;

- обеспечение оптимальной комфортности условий работы:

- объем помещения не менее 13 м3 на одного учащегося; темпе­ратура 16 - 20°, вентиляция не менее 20 м3 в час на одного учащего­ся; уровень шума не более 70 дБ;

- соответствие требованиям безопасности труда, санитарии и гигиены: изоляция огне- и взрывоопасных отделений; изоляция участков или рабочих мест, связанных с выделением пыли и га­зов; наличие подъемно-транспортных устройств; достаточные размеры дверей, наличие пожарных выходов и средств пожаро­тушения и т. д.;

- соответствие требованиям производственной эстетики: цвет и тон окраски помещения (потолок - белый, стены - светло-желтый, панели - светло-зеленый, оконные проемы - белый);

- единый стиль оформления и отделки мебели и настенного оформления; возможность хорошей очистки полов и окон и т. п.

При изложении этой части темы необходимо широко исполь­зовать иллюстративные материалы: плакаты, диафильмы, фото­графии, слайды, конкретизируя при этом общие требования и нормативные данные применительно к учебным мастерским по профессиям слушателей, а также характеру учебно-производст­венных работ, выполняемых в этих учебных мастерских.

(3)

Планировка учебных мастерских предусматривает наиболее рациональное размещение и компоновку по функциональным признакам оборудования, технологической и организационно-технической оснастки (оргтехоснастки), микропроцессорной техники, инвентаря, инженерных сетей и средств производственного обучения. Планировочные решения производятся с таким расчетом, чтобы они обеспечивали фронтальность обучения и осуществление на практике принципов операционно-комплексной системы.                                          

При изложении этого раздела темы следует пользоваться плакатами с изображения­ми планов расположения учебных мастерских в здании учили­ща. В качестве иллюстративных материалов можно использо­вать чертежи-плакаты из графических работ курсовых и дип­ломных проектов. Важно иллюстративный материал подобрать таким образом, чтобы на нем были изображены различные ха­рактерные варианты планировок учебных мастерских в зависи­мости от конфигурации здания училища, учебные мастерские в типовых зданиях и в приспособленных, планировки мастерских с различными вариантами производственной деятельности, пла­нировки учебных мастерских в небольших (на 300 - 400 уча­щихся), средних; (до 800 учащихся) училищах и в крупных комплексах (1000 - 2000 учащихся). Все это позволит дать учащимся широкий взгляд на возможные варианты планировок, с одной стороны, и выделить некоторые общие рекомендации, ко­торые должны соблюдаться при планировании расположения мастерских в здании училища.

Основные вопросы, на которые необходимо обратить вни­мание учащихся при изучении планировок учебных мастерских в училище:

- взаимосвязь мастерских по технологическому признаку;

- взаимное расположение учебных мастерских, вспомогатель­ных служб и цехов, особенно в училище, специализированном на выпуске сложной продукции;

- изоляция огне- и взрывоопасных отделений (цехов, участков, служб и др.);

- соблюдение норм пожарной безопасности (достаточное ко­личество выходов, ширина коридоров, расположение и конст­рукция дверей, расположение пожарных кранов, удобство маршрутов эвакуации учащихся из учебных мастерских и т. д.);

- изоляция учебных мастерских и вспомогательных отделений (участков, цехов и др.), связанных с выделением пыли, газа, а также слишком «шумных» мастерских;

- отделение друг от друга рабочих зон каждой группы при ус­ловии обучения в одном помещении нескольких групп.

Исходя из примерных нормативов площади на одного учащегося, определить общую площадь учебной мастерской: а) токар­ей; б) общеслесарной; в) электрогазосварочной; г) строитель­ной отделочной; д) электромонтажной и др.

Кроме специализированных отдельных мастерских в состав производственно-вспомогательных помещений учеб­ных мастерских входят:

- производственный участок (по отраслевым нормативам);инструментально-раздаточная кладовая площадью из расчета 0,05 м2 на одного учащегося, но не менее 15 м2;

- склад инструментов, равный по площади инструмен­тально-раздаточной кладовой;

- заточное отделение (по отраслевым нормативам);

- отдел технического контроля площадью 0,04 м2 на одного учащегося;

- ремонтная мастерская (по отраслевым нормативам);

- складские помещения площадью 0,2 - 0,3 м2 на одно станочное место.

' В здании учебных мастерских предусматриваются также: санитарно-бытовые помещения и устройства: комнаты от­дыха, гардеробные, душевые, умывальники, уборные. Пло­щади гардеробных для хранения верхней одежды прини­маются из расчета не менее 0,15 м2, а для хранения домашней и рабочей одежды - 0,12 м2 на одного учащегося. Площадь душевых и умывальных принимается на общее количество учащихся в смене (потоке) из расчета одна сетка на 15 уча­щихся и один кран на 30 учащихся.

Помимо названных помещений в учебных мастерских устраиваются вестибюли, комнаты мастеров, технические кабинеты и административно-служебные помещения в со­ответствии с конкретной архитектурно-планировочной и организационной структурой всего комплекса среднего профтехучилища.

Планировка отдельно взятой специализированной учеб­ной мастерской должна учитывать:

1. Требования типовых перечней оборудования, приспособлений, инструментов и инвентаря для оснащения учебных мастер­ских.

2. Экономное использование и соответствие площадей мастерских строительным нормам и правилам (СНиП,).

3. Требования положений технологического проектирования предприятий соответствующих отраслей народного хозяйства с учетом установки оборудования, используемо­го для учебных целей.

4. Нормативы по планировке и комплексному созданию оптимальных комфортных условий учебно-производственной среды.

5. Размещение специализированных учебных мастер­ских по принципу прямоточности технологических процес­сов изготовления промышленной многодетальной продук­ции базовых предприятий и заказов других организаций. Так, токарные, фрезерные и шлифовальные мас­терские размещают в смежных помещениях.

Контрольные вопросы:

1. Какова основная цель создания учебных мастерских в учи­лище?

2. В чем педагогическая сущность «особых условий», создавае­мых организацией учебных мастерских? Как они влияют на эф­фективность решения задач производственного обучения?

3. Почему в учебной мастерской можно организовать произ­водственное обучение учащихся более эффективно, чем в усло­виях производства?

4. Проанализируйте роль и место учебных мастерских в произ­водственном обучении рабочих по различным группам профес­сий: металлообработка, строители, химики, энергетики, профес­сии легкой промышленности, профессии бытового обслужива­ния населения.   

5. Возможно ли организовать производственное обучение ква­лифицированных рабочих полностью в учебных мастерских?

 

Лекция 27

Проектирование учебных занятий по предмету. Перспективная подготовка преподавателя к занятиям, проектирование перспективно-тематического плана (ПТП).

1. Проектирование учебных занятий по предмету

2. Перспективная подготовка к учебному году и к изучению темы.

3. Перспективно-тематическое план занятий.

                             

(2)

Большое значение в педагогической деятельности преподавателя имеет качество подго­товки к занятиям. Готовясь к занятиям, преподаватель проекти­рует, «моделирует» деятельность свою и учащихся. Очень важно, чтобы эта предварительная модель была как можно ближе к ре­альности. Естественно, реальное проектирование предстоящего учебного процесса требует глубокого знания теории обучения и воспитания, большого личного опыта практической работы, твор­ческого анализа достижений передовых педагогов.

Подготовительная работа преподавателя включает два основ­ных этапа: перспективная подготовка—к учебному году, теме и текущая — к уроку. Содержание подготовительной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки преподавателя, подготовки учебно-материальной базы и планирования учебного процесса.

Уроки, особенно по специальным и общетехническим предме­там, требуют применения большого количества разнообразных на­глядных пособий, технических средств обучения; на уроках уча­щиеся выполняют значительный объем самостоятельных работ расчетного характера; преподаватель применяет демонстрации, связанные с использованием сложных приборов, аппаратов, меха­низмов и т. п. Необходимый эффект будет только тогда, когда все заранее подготовлено, спланировано, тщательно продумано.

Рассматривая перспективную подготовку преподавателя нужно исходить прежде всего из принципа целесообразности, т. е. к перспективной подготовке следует относить все элементы подго­товительной работы, которые можно и нужно выполнить заранее, а не перед уроком. С этих позиций можно говорить о перспективной подготовке как об определении «стратегии» учебного процесса на предстоящий период в отличие от текущей, которая определяет «тактическое» воплощение этого «стратегического» плана.

Перспективную подготовку можно условно разделить на подго­товку к учебному году и подготовку к изучению очередной темы учебной программы.

Подготовка к учебному году включает изучение преподавателем квалификационной характеристики профессии, учебного плана, программы своего предмета, программы производственного обучения, а также других смежных предметов учебного плана. При этом, преподаватель определяет, какие знания, умения и навыки должны быть усвоены учащимися, какова последовательность учебного процесса в целом и по его предмету в частности, какие связи между пред­метами, а также между теорией и практикой предусмотрены в учебных программах.

Совместно с коллегами преподаватель намечает и координиру­ет конкретные пути и способы межпредметных связей, осуществ­ляемых непосредственно в ходе учебного процесса

Преподаватель изучает также новые учебники и учебные посо­бия, материалы научно-технической информации, отраслевые жур­налы, брошюры, инструкции и другие литературные источники, освещающие современное состояние техники и технологии в соот­ветствующей отрасли производства, и передовой опыт по специаль­ности.

Большое внимание преподаватели уделяют улучшению учебно-материальной базы учебного процесса, особенно в тех случаях,. когда обучение будет проводиться по новым учебным программам. Преподаватели определяют, какие наглядные пособия, технические средства и другое учебное оборудование потребуются для изуче­ния учебного материала, разрабатывают и организуют изготовле­ние недостающих пособий, составляют заявки на приобретение оборудования, диа - и кинофильмов, участвуют в ремонте оборудо­вания и помещений учебных кабинетов.

В работе по расширению и совершенствованию учебно-матери­альной базы учебного процесса преподаватели широко используют возможности учебных мастерских училища, технические и предмет­ные кружки, помощь базовых предприятий и т. д.

Подготовка к изучению очередной темы учебной программы начинается прежде всего с того, что преподаватель определяет место данной темы в учебном процессе по предмету, содержание, а также количество отведенных на нее часов

Анализируя про­грамму, он продумывает место каждой темы в содержании пред­мета, ее связь с предыдущими и последующими темами. В ряде случаев у опытных преподавателей возникает необходимость (с учетом собственного опыта, изменений в изучении тем программы производственного обучения или других предметов) перестановки темы, некоторого уменьшения или увеличения времени, отведенно­го на нее. Такие изменения в разумных пределах вносить в про­граммы разрешается по решению соответствующих методических комиссий при непременном условии, что программы будут выполнены пол­ностью, учащиеся получат прочные знания и навыки и не нарушит­ся связь между производственным и теоретическим обучением.

Гото­вясь к теме, преподаватель должен прежде всего глубоко овладеть фактическим материалом, составляющим ее содержание. Органи­зация и содержание этого этапа подготовки во многом зависит от опыта преподавателя, его предварительной подготовки, эрудиции. Опытному преподавателю достаточно просмотреть свои конспекты записи, накопленный материал, ознакомиться с материалами научно-технической информации и периодической печати. Другой ха­рактер носит подготовка молодого начинающего преподавателя. Ему прежде всего необходимо внимательно изучить материал темы по учебнику или учебному пособию, рекомендованному для учащихся. Необходимо также изучить дополнительную литературу по дан­ным вопросам, специ­альные журналы, брошюры о новинках техники и технологии и т. п. В целях методической подготовки необходимо изучить имеющиеся методические пособия по предмету, методические разработки по теме, имею­щиеся в училище, брошюры, раскрывающие передовой опыт преподавания предмета.

Обобщая опыт, можно рекомендовать следующую общую струк­туру-схему личной подготовки преподавателя к изучению темы:

- внимательно изучить содержание темы по программе, выделить основные узловые вопросы, которые учащиеся должны глубоко и прочно усвоить, продумать их взаимосвязь. Эти вопросы впослед­ствии будут основой для планирования системы уроков по теме;

- изучить содержание фактического материала темы, продумав одновременно методику его изучения, подобрать примеры, иллю­страции, задания для выполнения упражнений, самостоятельных работ, наметить лабораторно-практические, контрольные работы, экскурсии и т. д.;

- лично сделать выводы всех формул, встречающихся в содержа­нии материала, решить задачи, разобраться в схемах, выполнить построения — все это делать свободно, непринужденно, не прибегая к конспекту;

- продумать воспитательные и развивающие возможности мате­риала темы, наметить основные пути решения воспитательных и развивающих задач, продумать и подобрать соответствующие при­меры, иллюстрации, ознакомиться с необходимыми методическими материалами.

(3)

Итогом перспективной подготовки к изучению темы является составление перспективно-тематического плана. Перспективно-те­матическое планирование занятий по специальным и общетехниче­ским предметам как обязательное применяется во всех училищах.

Основой перспективно-тематического планирования является отражение в перспективно-тематическом плане системы уроков по теме, которая обеспечивает правильное развитие процесса обучения в пределах темы, рациональное соче­тание работы по восприятию учебного материала, его осмыслива­нию, закреплению и применению. Планируя систему уроков, преподаватель разделяет ма­териал темы на части, соответствующие содержанию уроков, и располагает их в порядке изучения.

При распределении материала темы на уроки следует руко­водствоваться следующими правилами:

- новый изучаемый материал каждого урока должен содержать определенное количество (обычно три-четыре) узловых вопросов, которые учащиеся необходимо изучить на уровне глубокого усвое­ния;

- материал урока по содержанию должен иметь относительно за­конченный характер;

- при распределении материала темы на уроки следует намечать его основную дидактическую цель и учитывать предполагаемую организацию и методику его изучения;

- последовательность расположения учебного материала по уро­кам должна соответствовать логике предмета, обеспечивать внутреннюю взаимосвязь и постепенное повышение сложности учебных. задач;

- при определении объема материала, планируемого на урок, не­обходимо учитывать возможности его изучения, закрепления углубления в течение отведенного на урок времени.

При планировании системы уроков по теме в зависимости от содержания материала возможно выделение «сдвоенных уроков» (90 мин).

Естественно, что при планировании системы уроков могут быть некоторые отступления от последовательности расположения учеб­ного материала в программе, отражающие индивидуальный подход преподавателя к изучению материала темы или раздела. Однако такие отступления не должны нарушать логическую стройность предмета в целом и каждой его части в отдельности.

Распределив на уроки изучение нового материала (уроки по. сообщению нового материала, комбинированные уроки), препода­ватель продумывает и включает в систему уроки по закреплению» и применению знаний, уроки повторения, контрольные и лабораторно-практические работы, экскурсии и т. д. Таким образом опре­деляются структура и последовательность учебного процесса по» изучению темы в целом.

Таблица 1

Система уроков по теме

 

№ урока Темы уроков и основные вопросы содержания изучаемого материала Дидактическая цель Урока   Тип урока
1     2   3     4-5   6     7-8   9   10     11     12     13   14     Внутреннее строение металлов. (Кристаллическое строение металлов. Основные типы кристаллических решеток. Аллотропия металлов) Металлы и сплавы (Металлы простые исложные — сплавы. Типы сплавов, их строение) Процесс кристаллизации. (Краткие сведения о кристаллизации металлов и сплавов. Анализ кривых охлаждения. Зер­нистость и ее влияние на свойства металлов и сплавов) Структура металлов и сплавов. (Макроструктура и микроструктура металлов; методы ее исследования. Приборы для определения структуры металлов и сплавов) Определение макро- и микроструктуры металлов и сплавов     Механические свойства металлов и сплавов. (Прочность, упругость, пластичность, испытание на растяжение. Диаграм­ма растяжения) Твердость и методы ее определения Испытание на растя­жение. Определение твер­дости по методу Бринелля и Роквелла     Ударная вязкость, ус­талость и ползучесть   Технологические свойства металлов. Технологические пробы Повторение и закрепление материала темы     Проверка и учет знаний учащихся по теме Углубить знания уча­щихся о внутреннем кри­сталлическом строении металлов, полученные при изучении физики   Дать учащимся поня­тие о сплавах, их внут­реннем строении и ос­новных свойствах   Сформировать у уча­щихся понятие о влия­нии процесса кристалли­зации на структуру и свойства металлов и сплавов   Дать учащимся поня­тие о влиянии структуры металлов и сплавов на их свойства и примене­ние   Практически ознако­мить учащихся с метода­ми исследования струк­туры металлов и сплавов     Сформировать у уча­щихся понятие о механи­ческих свойствах метал­лов и сплавов. Познако­мить учащихся с метода­ми испытания металлов   Изучить методы опре­деления твердости ме­таллов Практически ознако­мить учащихся с мето­дами определения меха­нических свойств метал­лов     Дать учащимся поня­тие о методах определе­ния сопротивления ме­таллов динамическим, знакопеременным и рас­тягивающим нагрузкам Ознакомить учащихся с технологическими свойствами и пробами металлов. Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы    Проверить и оценить усвоение учащимися основных вопросов темы Комбинированный     Урок усвоения новых знаний     Урок усвоения но­вых знаний   Комбинированный   Урок закрепления и совершенствования знаний и умений (лабораторно-практическая работа) Комбинированный   Комбинированный   Урок закрепления и совершенствования знаний и умений (лабораторно-практическая работа) Урок, усвоения но­вых знаний   Комбинированный     Повторительно-обобщающий (обзорная лекция, беседа) Контрольно-проверочный  

 

Методическая характеристика урока отражается в перспектив­но-тематическом плане. Это определяет методическую направлен­ность подготовки как к теме в целом, так и к каждому уроку. В перспективно-тематическом плане отражаются также меж­предметные связи материала темы.

Записи в перспективно-тематическом плане должны быть крат­кими, четкими, показывающими, с каким конкретно материалом взаимосвязанных предметов должна быть установлена связь. Так, для урока № 9 «Твердость и методы ее определения» межпред­метные связи отражаются следующим образом: «Привлечь знания учащихся, по математике — вычисление площади поверхности ша­рового сегмента, плоских фигур (круга, ромба); по физике — принципы действия рычага, твердость; по спецтехнологии — обос­нование выбора инструментов для обработки материалов различ­ной твердости».

Перспективная подготовка учебно-материальной базы по теме состоит в том, что преподаватель систематизирует по урокам все дидактические средства обучения, имеющиеся в учебном кабинете (учебно-наглядные пособия, кино- и диафильмы, карточки-задания, приборы, принадлежности для проведения опытов, лабораторно-практических работ и упражнений учащихся, раздаточный мате­риал для самостоятельной работы на уроке и т. д.). Определяется комплектность оснащения дидактическими средствами каждого урока и намечаются меры для заблаговременного приобретения или изготовления недостающих учебно-наглядных пособий, кино- и диафильмов и др.

В перспективно-тематическом плане фиксируются основные объекты материально-технического оснащения по каждому уроку. При отсутствии намечаемых средств наглядности, оборудования, технических средств обучения в перспективно-тематическом плане преподаватель делает пометку о необходимости их приобретения, изготовления, ремонта.

Обязательной формы перспективно-тематического планирова­ния не установлено. Форму плана определяет сам преподаватель в зависимости от специфики предмета, содержания учебного материала, учебно-материальной базы, которой располагает училище, и уровня подготовки училища.

Ниже приведена примерная форма перспективно-тематического плана, которую можно использовать для составления таких планов по специальным и общетехническим предметам (табл.1)

                                                                                             Таблица 1

Примерная форма перспективно-тематического плана

 

№ урока и количество часов Тема и краткое содержание учебного материала Цель урока Методическая характеристика и особенности урока Самостоятельные работы, упражнения, виды контроля Межпредметные связи Материально-техническое оснащение урока Дополнительные данные

 

Перспективно-тематический план является, как правило, долго­временным документом, рассчитанным на,4—5 лет, т. е. на все время действия учебной документации, на основе которой он со­ставляется. Однако такая стабильность плана не исключает, а предполагает систематическую работу по его улучшению и совер­шенствованию. В ходе реализации плана преподаватель анализирует, в какой мере решены задачи предыдущих занятий и что надо сделать для лучшей организации последующих, вносит в план дополнения, уточнения и изменения, необходимость в которых возникает по мере проведения уроков, появления и использования пе­редового опыта преподавания предмета, изменения условий учеб­ной работы, состава учащихся или по другим причинам. В связи с этим при оформлении перспективно-тематического плана следует оставлять «чистое поле» для соответствующих записей.

 

Лекция 28

 



2019-11-13 234 Обсуждений (0)
Материально-техническое оснащение учебно-производственных мастерских. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материально-техническое оснащение учебно-производственных мастерских.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)