Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


после 1908 года) социально-бытовые, психологические пьесы.



2019-11-13 230 Обсуждений (0)
после 1908 года) социально-бытовые, психологические пьесы. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В 1899–1900 годах завязываются тесные связи Горького с Московским Художественным театром, поставившим его первые пьесы «Мещане» (1901) и «На дне» (1902). В своей поэтике Горький-драматург близок поэтике Чехова, но для его пьес характерны иная проблематика, иные герои, иное восприятие жизни – и его драматургия зазвучала по-новому.

Ему свойственны пьесы-диспуты, пьесы идейного противоборства. Время диктовало обострять социальные противоречия русской жизни – Горький это и делал. Конфликт в Пьесах Горького всегда выражен не внешне, не в сложной интриге, не в эффектных столкновениях, а во внутреннем движении пьесы.

В пьесе «Мещане» (1901) Горький подверг критике мещанское сословие с его патриархально-консервативными устоями, причем обличал не только «отцов» (Бессеменов), но и либеральничающих «детей»-индивидуалистов (Петр и Татьяна). Семейно-бытовой конфликт между поколениями является внешним, глубинную суть конфликта составляет социальное противостояние мещан-собственников и рабочего Нила. Нил выступает как провозвестник нового отношения к действительности, как представитель класса, начинающего сознавать, что «хозяин тот, кто трудится», что приближается час изменения «движения» поездов. Театральная цензура допустила пьесу «Мещане» на сцену со значительными урезками речей Нила, но и в этом урезанном виде в них слышался призыв к революционному действию.

В драме «На дне» (1902) автор показал людей, брошенных на «дно» жизни; в их судьбе он увидел «вещественное доказательство преступления», каждодневно совершаемого капиталистическим обществом.

Написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов 19 века, фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью – поднять уровень культуры всех классов населения.

Тема

В произведении переплетаются несколько тем: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы рассуждают на высокие темы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высоко моральным, духовно богатым.

Композиция: Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Есть завязка – развитие событий – кульминация (диалогу о смысле существования, о правде и лжи) – развязка (самоубийство актера)

В то же время Горький развенчал христианский гуманизм странника Луки, его утешительную ложь, старание примирить с бесчеловечной жизнью измученных людей. Сатин говорил: «Ложь – религия рабов и хозяев».

Горький впервые поставил здесь вопрос о двух видах гуманизма: гуманизма, призывающего к состраданию и жалости по отношению к человеку с целью утешить и как-то примирить его с несправедливою жизнью, и гуманизма, восстающего против этой несправедливости во имя неоспоримых прав человека быть Человеком, а не пассивною жертвою.

 

Роман А. И. Куприна «Поединок» — идейная и художественная проблематика.

Повести «Поединок» предшествовали рассказы Куприна из армейского быта, который он успел хорошо изучить, пребывая на военной службе. В таких рассказах как «Дознание» (1894), «Прапорщик армейский» (1897), «Поход» (1903), «Ночная смена» (1903) уже были намечены основные проблемы, развернутые впоследствии в «Поединке».                                                                                   Основные проблемы: изображение пороков царской армии с ее социальной несправедливостью и жестокостью — и мотив нравственного становления личности, с другой стороны. В повести подвергнуты критике нравы офицерской среды, показано моральное разложение армии. Однако проблематика произведения гораздо шире: в нем затронуты проблемы социального неравенства, взаимоотношений личности и среды, интеллигенции и народа, а проблема свободы рассматривается многосторонне: в социальном, психологическом и нравственно-философском аспектах.

Сюжет Поединка

Описаны в основном офицеры. Солдаты изображены менее подробно. Куприн создает обобщенный образ многонациональной народной массы, бесправной и вынужденной безропотно переносить муштру, оскорбления и побои. Более детально выписан образ рядового Хлебникова, слабого солдата, в глазах которого «застыл тупой, покорный ужас». Моральное разложение армейской среды проявляется и в сфере семейно-бытовых отношений. Жены офицеров невежественны, лицемерны, злоязычны и развратны. Все эти качества в полной мере воплощены в образе Раисы Петерсон, которая из мести готова пойти на клевету и погубить человека. Шурочка тоже не так хороша – тщеславна, эгоистична, ни перед чем не остановится, совершает предательский поступок – смерть Ромашова. Эволюция Ромашова начинается с прозрения, произошедшего во время домашнего ареста, с осознания своего собственного «я», наделенного личной свободой. Оставшись в комнате, Ромашов удивляется тому, что ему приходится подчиняться чьей-то воле. С этого момента нравственный рост. Армейская машина перемалывает его жизнь. Заглавие повести многозначно. В русской классической литературе XIX века дуэль была одним из испытаний героя на «подлинность», на личностную зрелость. Офицеры много рассуждают о поединке как способе защитить честь офицера. При этом они не считают за людей «штатских», которых, по их представлениям, можно безнаказанно оскорбить, и не понимают, что сами лишены элементарного человеческого достоинства.

 

Тема любви в творчестве А. Куприна («Морская болезнь», «Гранатовый браслет» и др.).

Куприн в своих произведениях показывает нам настоящую любовь, где нет ни грамма корысти, и, которая не жаждет никакой награды. А любовь в рассказе «Гранатовый браслет» описывается всепоглощающей, это не просто увлечение, а великое чувство на всю жизнь. В рассказе мы видим настоящую любовь одного бедного чиновника Желткова к замужней Вере Шеин, как он счастлив просто любить, ничего не требуя взамен. И как мы видим, ему совершенно было не важно, что он ей не нужен. И как доказательство своей безграничной любви, он дарит Вере Николаевне гранатовый браслет, единственную ценную вещь, которая досталась ему в наследство от мамы. Родные Веры, недовольные вмешательством в их личную жизнь, просят Желткова оставить её в покое и не писать письма, до которых ей всё равно нет дела. Но разве же можно отнять любовь? Единственной радостью и смыслом в жизни Желткова была любовь к Вере. У него не было, каких либо целей в жизни, его ничего больше не интересовало. В итоге он решает покончить с собой и выполняет волю Веры, оставив её. Любовь Желткова так и останется безответной…Поздно поймёт она, что это была настоящая любовь, та, о которой многим приходиться только мечтать, прошла мимо неё. Позже, глядя на мёртвого Желткова, Вера будет сравнивать его с величайшими людьми. Рассказ «Гранатовый браслет» красочно показывает нам все мучения и нежные чувства, которые противопоставлены бездуховности в этом мире, где влюблённый готов на всё ради любимой. Человек, который сумел так трепетно полюбить, присутствует какое-то особое понятие жизни. И пусть Желтков был всего лишь обычным человеком, он оказался выше всех установленных норм и стандартов. Куприн изображает любовь, как недостижимою тайну, а для такой любви не существует сомнений. «Гранатовый браслет» очень интересное и в тоже время грустное произведение, в котором Куприн старался нас научить ценить в жизни что-либо своевременно…Благодаря его произведениям мы оказываемся в мире, где перед нами предстают бескорыстные и добрые люди. Любовь - это страсть, это мощное и настоящее чувство, показывающая лучшие качества души. Но кроме всего этого, любовь - это правдивость и искренность в отношениях.

Повесть Куприна «Яма». Даны ли ответы на жгучие вопросы

А. Куприн работал над повестью «Яма» на протяжении шести лет – с 1908 по 1914 гг., хотя замысел произведения родился еще в 1906 г. Он первым среди русских писателей осмелился раскрыть тему продажной любви, показать жизнь продажных женщин «во всей ее чудовищной простоте».

Своеобразие сюжетной композиции повести

Повествование в «Яме» не связано с судьбой одного или нескольких героев, в ней отсутствует единый сюжетный стержень. Сюжетную основу «Ямы» составляют картины жизни определенной социальной среды - обитательниц публичных домов. Автор описывает день за днем жизнь девушек в «двухрублевом заведении»; своеобразную хронику событий объединяет диалог Платонова и Лихонина о причинах «страшной социальной язвы» - проституции.

Для повествования характерна чисто очерковая описательность, обилие различных, мало связанных между собой эпизодов. В определенной мере это является отражением отсутствия целостной идейной концепции у Куприна. Отсутствие центральных героев в повести не случайно. Автор стремится показать, что «маленький человек» бессилен в борьбе с социальным злом, он просто эпизодическая фигура в этой картине жизни. Композиционно повесть состоит из трех частей. Первая часть включает 12 глав, вторая имеет 17 глав, третья – 9. В заключительной главе повести, играющей роль эпилога, кратко описывается трагическая судьба всех проституток. Сюжетной связкой первой и второй частей повести является желание студента Лихонина провести социальный эксперимент – спасти одну из девушек-проституток. История отношений Лихонина с проституткой Любкой составляет сюжетную основу второй части произведения, но наряду с ней продолжается рассказ о жизни обитателей «Ямы». В третьей части повести подводятся итоги жизни каждой проститутки. Первая часть повести сильнее в художественном отношении, в последующих усиливаются элементы публицистики, обесцвечивается язык персонажей. Для повести характерны новеллизм (особенно во второй и третьей части), внесюжетные вставные эпизоды (новелла о торговце «живым товаром» Горизонте, эпизоды с певицей Ровинской и адвокатом Рязановым). «Яма» - яркий пример натуралистической прозы.

Тематика и проблематика повести

Куприн подходит к главной теме произведения – проституции - с честной, неравнодушной и человечной позицией художника-гуманиста, глубоко сочувствуя женщинам, оказавшимся на «дне» жизни. В повести поднимается также целый ряд сложных социально-философских проблем, так или иначе связанных с главной темой произведения. В книге идет речь о силе искусства, о системе воспитания и образования, о порочности нравов в обществе, о невежестве. В уста героев Куприн вкладывает рассуждения о революции, о русском характере. Во второй части повести через сюжетную линию отношений Лихонина и Любки Куприн поднимает важную тему оторванности интеллигенции от народа. Повесть о домах терпимости смело можно назвать произведением о социальных и моральных тупиках современности.

Система образов повести. Образы обитательниц публичного дома художественно ярки и жизненны. Куприн создал целую галерею психотипов проституток – кроткая в трезвом состоянии Маня Маленькая, несчастная Паша, влюбленная в вора Сеньку Тамара, единственная любительница чтения Женька. Девушки, живущие в «заведении» Анны Марковны, различаются как внешне, так и внутренне. Давая яркие, колоритные портретные зарисовки проституток, автор не случайно сравнивает их с животными, ведь вся их жизнь проходит на уровне животных инстинктов. За исключением образов Любки и Женьки образы жриц любви даны статично, без развития, так как и жизнь этих людей подобна застоявшемуся болоту. Мастерски выписаны образы содержателей публичного дома – Анны Марковны и ее безвольного мужа Исая Саввича. Не менее ярок и точен образ старшей экономки Эльзы Эдуардовны. Во многом автобиографичен образ репортера Платонова, наблюдающего жизнь дома терпимости и выступающего в роли рупора идей автора. Куприн с потрясающей правдивостью раскрывает всю уродливость жизни падших женщин, сочувствуя при этом всем сердцем проституткам, поскольку они – порождение духовной нищеты общества.

Особенности поэзии И.А. Бунина.

Бунин начинал как поэт. В 1887 году были напечатаны его первые стихотворения «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий», а в 1891 году вышел первый поэтический сборник. Крестьянская тема впоследствии осталась одной из ведущих в прозе Бунина, в то время как в поэзии он обратился к более отвлеченным, бытийным, темам. Постепенно лирика Бунина приобретала все более выраженный философский характер. В творчестве Бунина соседствуют традиционные темы мировой лирики: природа («Листопад»), любовь, одиночество («Одиночество»), счастье («Вечер»), назначение поэзии — а также тема истории, культуры и собственно «бунинская» философская тема «Прапамяти». В раскрытии темы природы присутствуют пантеистические черты: природа в мире Бунина одушевлена, она живет самостоятельной, отдельной от человека жизнью. Тема любви раскрыта Буниным многогранно: и в психологическом и в философском аспектах (к конкретным дамам и сама материя любви) Немало стихотворений Бунина посвящено древности: как русской истории («Князь Всеслав», «Ковыль»), так и канувшим в небытие мировым цивилизациям («Могила в скале»). По мысли Бунина, человек является звеном в цепи поколений и способен живо чувствовать давно прошедшие эпохи. И дореволюционные критики, и последующие исследователи бунинской поэзии единодушно отмечали ее «эпичность».

1. Тема природы. В раскрытии темы природы присутствуют пантеистические черты: природа в мире Бунина одушевлена, она живет самостоятельной, отдельной от человека жизнью. Так, поэма «Листопад» начинается с развернутого сравнения:

· Лес, точно терем расписной,

· Лиловый, золотой, багряный,

· Веселой, пестрою стеной

· Стоит над светлою поляной.

Бунин в своих стихах пытался найти смысл жизни человека, гармонию мира. Он утверждал мудрость и вечность природы, которую считал неиссякаемым источником красоты. Это основные мотивы лирики Бунина, проходящие через все его творчество.

2. Тема счастья. «Бытийственное» восприятие природы мы встречаем и в сонете «Вечер», посвященном теме счастья. Счастье заключается не в переживании и тем более не в осознанной рефлексии жизни, а в самом феномене жизни, в полноте каждого мгновения бытия.

· О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

· А счастье всюду. Может быть оно

· Вот этот сад осенний за сараем

· И чистый воздух, льющийся в окно. <…>

· Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

 

3. Тема любви. Тема любви раскрыта Буниным многогранно: и в психологическом и в философском аспектах. У Бунина есть стихи, посвященные конкретным женщинам и передающие тончайшие оттенки любовных переживаний («Беру твою руку и долго смотрю на нее…», «Мы рядом шли, но на меня»). Но тема любви не ограничивается психологическим решением: для Бунина любовь — это одна из граней Всебытия. Любовь — то общее, что свойственно представителям всех времен и народов. То, что связывает поколения, разные эпохи и культуры («Ночь»).

4. Тема истории. Немало стихотворений Бунина посвящено древности: как русской истории («Князь Всеслав», «Ковыль»), так и канувшим в небытие мировым цивилизациям («Могила в скале»). По мысли Бунина, человек является звеном в цепи поколений и способен живо чувствовать давно прошедшие эпохи: «Я человек. Как Бог, я обречен Познать тоску всех стран и всех времен», — писал поэт в стихотворении «Собака».

5. Тема прапамяти. Прапамять — одно из проявлений чувства Всебытия (то есть общей вселенской жизни, частицей которой является каждый отдельный человек). В таком ключе поэт трактует творчество и назначение поэзии («В горах»).

Изображение жизни русской деревни в творчестве И. Бунина 1910-х гг. Проблема русского национального характера (рассказы, повесть «Деревня»).

Проблематика

В 1900-е годы Бунин участвует в сборниках демократического издательства «Знание», находившегося под идейным руководством М. Горького. Писатель вновь обращается к теме деревни, но под влиянием социальных событий (революция 1905–1907 гг. и последовавшая за ней реакция) выводит ее на новый уровень осмысления: данная тема выходит за рамки узко социальной и приобретает обобщенное, масштабное звучание. Повесть «Деревня», в которой писатель затронул тему национального характера и судьбы России, стала вершиной его дореволюционного творчества. Эти проблемы были актуальны для периода, наступившего после первой русской революции 1905–1907 годов. Выступления рабочих масс не привели к позитивным переменам в социальной жизни, а крестьянские бунты вылились в грабежи и поджоги барских усадеб. По мысли писателя, неумение устраивать жизнь — как личную, так и общественную — характерная черта русского национального характера. Содержание повести злободневно: оно охватывает период осени-зимы 1905–1906 годов, ознаменовавшийся крестьянскими волнениями и бунтами. Основное место действия — деревня с символичным названием Дурновка (по имени прежнего владельца барина Дурново). Главных персонажей всего два — это братья Тихон и Кузьма Красовы. Но помимо главных героев в повести появляется более девяноста эпизодических персонажей, судьбы и характеры которых в совокупности создают обобщенный образ русского крестьянства. Размышляя о судьбе самого значимого и многочисленного в России сословия, Бунин встает в оппозицию к революционно­-демократической и народнической литературе, идеализировавшей «мужика» и утверждавшей, что беды крестьянства проистекают от его бесправного социального положения. Первопричиной бед считалось сначала крепостное право, потом — безземелье и безденежье. В центре повести — судьба Тихона и Кузьмы, которые, послужив по лавкам, сначала неудачно «торгашили», но «однажды чуть ножами не порезались и разошлись от греха». Здесь задается еще один важный для повести мотив распада родственных связей, мешающий людям действовать сообща. Помимо двух братьев в повести уделяется внимание образу Молодой. Эта красивая бессловесная женщина, по мысли некоторых исследователей, воплощает судьбу поруганной России. Она постоянно становится жертвой насилий и унижений, а в финале произведения ее насильно выдают замуж за Дениску — циничного парня, бродяги-люмпена, оторвавшегося от деревенской среды. Взгляд Бунина на перспективы народной жизни пессимистичен. «Деревня» заканчивается описанием обряда венчания Молодой с Дениской. В этом финале – обостренное чувство драматического тупика, безысходности деревенской жизни. Через всю повесть проходят мотивы плохой воды, бесхлебья, распада родственных связей, пожаров, разорения, неумения хозяйствовать — типичных для крестьянской жизни начала ХХ века. А высказывание Балашкина о России: «Да она вся — деревня, на носу заруби себе это!» — позволяет отнести сделанные наблюдения не только к крестьянству, но и ко всему русскому народу в целом.

ВАЖНО! Бунин объективно показал социально-исторические процессы, происходящие в современной деревне: проникновение капиталистических отношений, разорение помещиков, некогда бывших ведущей экономической силой аграрной страны, разорение и расслоение крестьянства, формирование в недрах крестьянства новых социальных слоев и групп: «кулаков» (Тихон), мещанской интеллигенции (Кузьма), люмпен-пролетариата (Дениска). Одновременно Бунину удалось дать картину народного сознания. Однако главный итог оказался неутешителен: несмотря на рост самосознания, оно так и не послужило основой для психологической перестройки русского человека.

 

Социальное и вечное, национальное и космическое в творчестве Бунина 1910 г. («Чаша жизни», «Братья», «Господин из Сан-Франциско» и др.)

Социальные и нравственные проблемы в философской новелле И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Братья». Бунинское ощущение катастрофичности мира обострялось расту­щей неприязнью писателя к безнравственности и античеловечности буржуазного миропорядка. Впечатления путешествий по Европе и Востоку дали писателю материал для широких социально-философ­ских обобщений. В 1914 г. Бунин пишет рассказ «Братья», общий смысл и тональ­ность которого раскрываются эпиграфом: «Взгляни на братьев, изби­вающих друг друга. Я хочу говорить о печали. Сутта Нипата». Рассказ построен на характерных для Бунина отвлеченных представлениях о братстве людей, но «каким бы абстрактным ни казался его гуманизм, наглядный показ бесчеловечия и жестокости колонизаторов сообщает произведению конкретную историческую содержательность...».

Бунин рассказывает о прекрасном юноше-рикше и «брате» его – богатом английском путешественнике. Жизнь юноши-раба –униже­ние естественности и красоты. Богатые «братья» лишили юношу надежды на счастье и любовь, без которой жизнь для него теряет смысл. Единственное спасение от жестокости мира он видит только в смерти. Жизнь богатого «брата» без высокой внутренней цели предстает у Бунина бессмысленной и призрачной и поэтому так же фатально обреченной, как и жизнь цейлонского рикши. Гибель мира, преступившего нравственные законы человеческого «братства», мира, в котором личность утверждает себя за счет других, мира, в котором растеряно представление о «смысле бытия», «божест­венном величии вселенной», предрекает буддийская легенда в финале рассказа: ворон бросился, ослепленный жадностью, на тушу погибшего на побережье слона и, не заметив, как отнесло ее далеко в море, погиб. Эта философская концепция лежит и в основе рассказа «Господин из Сан-Франциско». В словах эпиграфа «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» раскрывается основной смысл и этого рассказа, и «Братьев». «Эти страшные слова Апокалипсиса,– вспоминал позже Бунин,– неотступно звучали в моей душе, когда я писал «Братьев» и задумывал «Господина из Сан-Франциско». Пророчество о божьем суде над Вавилоном, этой «великой блудницей», погрязшем в богатстве и грехе, придавало рассказу огромный обобщающий смысл.  Громада океанского парохода с символическим названием «Атлантида», на котором путешествует семья безымянного миллионера из Сан-Франциско, и есть современный Вавилон, гибель которого неотвратима, ибо жизнь его бесцельна и призрачна, как бесцельна и призрачна перед лицом смерти, «общего закона» бытия, власть и сила господина из Сан-Франциско. Символика Бунина в условиях реальной русской жизни приобретала глубокий социальный смысл. Она указывала на невозможность дальнейшего сосуществования вопиющих общественных контрастов. «...Девятому кругу была подобна подводная утроба парохода,–та, где глухо гоготали исполинские топки, пожи­равшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго...» Суета салонов лишь имитация жизни, призрачная игра в жизнь, такая же лживая, как и игра в любовь молодой пары, нанятой пароходной компанией для развлечения скучающих пассажиров. Эта игра ничтожна и никчемна перед лицом смерти – «возвращения в вечность». Так вновь переплетаются у Бунина социальная тема неприятия мира, построенного на ужасающих социальных контрастах, с его основной философской темой 1910-х годов–о «вечных» законах человеческого бытия, с позиций которых он судит современность, ее общественное устройство, буржуазную цивилизацию. Рассказы «Господин из Сан-Франциско» и «Братья» были верши­ной критического отношения Бунина к буржуазному обществу и буржуазной цивилизации и новым этапом развития бунинского реализма. В прозе Бунина 1910-х годов подчеркнутая бытовая контраст­ность сочетается с широкими символическими обобщениями.  Важные дополнения: Название корабля символично: оно говорит об обреченности цивилизации, основанной на социальном неравенстве и забвении истинных ценностей. Богатые путешественники развлекаются в ресторане, не зная о том, что в нижнем трюме стоит гроб внезапно умершего во время путешествия капиталиста, а со скалы на них взирает дьявол. Безымянному «господину», променявшему живую жизнь на деньги, противопоставлен простой житель Капри — бедняк Лоренцо, обладающий счастьем ежедневно наблюдать красоту окружающего его мира, а океанскому лайнеру с его имитацией жизни — бескрайний океан, символ безграничной Вселенной, того, что Бунин называл «Всебытием».

Тема любви в творчестве Бунина («Легкое дыхание», «Солнечный удар», сб. «Темные аллеи» и др.).

Основное настроение бунинского творчества 20-х годов – одиночество человека, оказавшегося «в чужом, наемном доме», вдали от земли, которую любил «до боли сердечной». Такие темы затронул Бунин в рассказе «Роза Иерихона», которым открывался его первый зарубежный сборник под тем же названием (1924). Бунин – художник весь в прошлом, в дореволюционной Москве, в усадьбах, которых уже нет, в провинциальных городах; но старые темы, само прошлое преображается новым душевным состоянием писателя. Оттенок безнадежности, роковой предопределенности жизни лежит на произведениях Бунина эмигрантской поры. Самыми значительными книгами Бунина 20 – 40-х годов были сборники рассказов «Митина любовь» (1925), «Солнечный удар» (1927), «Тень птицы» (1931), роман «Жизнь Арсеньева» ( 1927 – 1933) и книга новелл о любви «Темные аллеи» (1943), которая явилась своеобразным итогом идейных и эстетических его исканий. Говоря о «Темных аллеях», Бунин писал, что считает ее «самой лучшей книгой в смысле сжатости, живости и вообще литературного мастерства». «Поэтическим преображением прошлого в памяти» и предстает творчество Бунина эмигрантского периода, в нем писатель ищет спасения от беспредельного чувства одиночества. Если в 1910 – е годы проза Бунина высвобождалась из – под власти лирики, то в эти годы, передавая поток жизненных ощущений автора, вновь подчиняется ей, несмотря на пластичность письма. Бунинская проза этого времени отличается глубоко субъективным лирическим видением мира. Сюжет бунинского рассказа обычно прост, несложен. Кроме сборника «Темные аллеи» самым явлением в творчестве Бунина последних лет стал роман «Жизнь Арсеньева», в котором писатель пытался осмыслить и обобщить события своей жизни и жизни России предреволюционного времени. В 1934 – 1936 гг. издательство «Петрополис» выпустило в Берлине Собрание сочинений Бунина в томах, для которого он во многом правил свои раннее написанные вещи, совершенствуя в основном их стиль. Войну Бунины прожили на вилле «Жаннет» в Грассе. При немцах Бунин не напечатал ни строчки. Но несмотря на трудные условия жизни – жилось холодно и голодно – он работал над книгой «Темные аллеи». Первое издание ее (11 рассказов) вышло в Нью – Йорке в 1943 г., первое полное издание в Париже в 1946 г. Над «Темными аллеями» Бунин работал в эмиграции с 1937 по 1944 годы. Многие рассказы были написаны во время Второй мировой войны на юге Франции в городе Грасе. Позже в 1953 году, добавив к своему сборнику два рассказа, автор стал считать «Темные аллеи» своим лучшим произведением.

Все рассказы различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. В рассказах любовь двух людей и одновременно признание в любви автора к России, восхищение ее таинственной глубокой душой. Сквозной темой цикла является любовь во всем ее многообразии. Любовь понимается автором как величайший бесценный дар. Человек по – настоящему свободен только в любви. Рассказы «Чистый понедельник», «Муза», «Руся», «Ворон», «Галя Ганская», «Темные аллеи» являются совершенными по мастерству, написаны с огромной художественной силой и эмоциональностью. Бунин мастерски использует описание природы для того, чтобы передать чувства и мысли лирических героев. Он начинает свой рассказ с пейзажа, который подготавливает, читателя к восприятию истории любви двух людей, пути которых таинственным образом трагически разошлись. Писатель в цикле «Темные аллеи» заставляет читателя задуматься о сложности взаимоотношений в людском обществе, о значении красоты и счастья, о быстротечности времени и о большой ответственности за судьбу другого человека.

Роман Бунина «Жизнь Арсеньева».

«Жизнь Арсеньева» – лирич-ая энциклопедия о себе, России, народе; написана в духе Флобера. Создавалась с сер. 20х гг. до сер. 30х гг., в течение 10 лет. Состоит из 5 книг. Жанр точно определить нельзя: роман, книга, автобиогр. роман, лирико-философ-ий роман.

В произ-ии заметны черты автобиогр-ого ром., однако, сам Б. против этого протестовал. Однако только лишь к автобиогр. ром. сводить невозможно, потому что в ром. много лирико-философ-их размышлений, много признаний в любви к дворянству. Ходасевич наз-ет роман автобиографией вымышленного лица. О.Михайлов наз-л ром. «обширным лирико-философ-им монологом», ведь произ-е написано от 1ого лица. Ю.Мальцев наз-ет ром. – феноменологическим. Глав. мир – мир души. Арсеньев – чел-к особого склада, у него замкнутый хар-р. Личное биограф-ое перерастает в совр-сть. Главным явл. идея о бездомности, бесцельности существования. Глав. явл. любовь. В книге «Лика» (5-ая) сформирована Б-ая концепция любви. Размышляет о любви – страсти, имеющее свое продолжение в памяти. Отказывает любви и страсти в семейно-бытовых отн-ях. Потеряв любовь и пережив смерть, он начинает любить ее так, как не любил при жизни. Воспоминания о рос-ких раздольях, парках, людях.

Ранние реалистические рассказы Л. Н. Андреева.

Новеллистическое наследие Андреева включает в себя около девяноста рассказов. Большая их часть (свыше пятидесяти) создана в первый период творчества - с 1898 по 1904 гг. В новеллистике, отмеченной бурными художественными поисками, произошло становление писателя как мастера, здесь наметился круг его постоянных образов и тем. В своих ранних рассказах Андреев продолжает традиции «шестидесятников»: Н. В. Успенского, Ф. М. Решетникова с типичной для их прозы «правдой без всяких прикрас», стихией бытописания, скрупулезной, не всегда художественно мотивированной детализацией. Но в лучших из них - «Баргамот и Гараська» (1898), «Петька на даче» (1899), «Ангелочек» (1899) - отчетливо проступают и социальные приметы героев, и противоречия времени, и сочувственно-сострадательное отношение автора к «униженным и оскорбленным», и авторская ирония. Первые произведения Леонида Андреева написаны, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира. Место действия рассказа «Баргамот и Гараська» Андреева - окраина губернского города Орла, населенная «пушкарями», чей быт и нравы с детства были хорошо знакомы писателю. В пасхальную ночь городовой Иван Акиндыч Бергамотов, прозванный «пушкарями» Баргамотом, гроза Пушкарной улицы, вдруг разжалобился и привел к себе домой покушать безродного босяка Гараську. Под видом умильного пасхального рассказа Андреев преподнес читателю страшную историю человека, лишенного имени человеческого. Автор как бы показывает, что «за выдуманной жизнью течет своя безрадостная жизнь». И делает он это главным образом посредством тонкой иронии, которая сопровождает его рассказ и о жизни пушкарей, и о судьбе Гараськи, и о стремлении Баргамота попользоваться даровым трудом босяка. В рассказе «Ангелочек» для Ивана Саввича, бывшего статистика, отца Сашки ангелочек - это мечта о чистой любви и счастье со Свечниковской барышней, мечта, служащая для героя разрывом «круга железного предначертания», куда он попал под воздействием «рока», но и не без собственных усилий. Для Сашки в ангелочке сосредоточилась не только и не столько иллюзия счастья, сколько «бунт», несогласие «с нормой» жизни. В рассказе «Петька на даче» Петька, как и взрослые, воспринимает в качестве нормы жизни прозябание в парикмахерской. Дача для него - та же иллюзия, только временный разрыв кольца. Но, как и для Сашки ангелочек, она - не только мгновение, озарение, случай; она - реальность, естественность, желанное, противоречащее норме и закону. И в Сашке и в Петьке, и в других детях есть энергия чувства, ненависть, протест, жизнь. В Андрее Николаевиче («У окна»), Иване Саввиче, Хижнякове («В подвале») остались призраки, тени жизни. Вместе с тем дальнейшее творческое развитие Андреева предопределило не только его верность реализму и гуманистическим заветам русской классики. Он тяготеет и к созданию отвлеченно-аллегорических образов, выражающих по преимуществу авторскую субъективность. Набат, разрывающий зловещую тишину ночи, окрашенной заревом горящих помещичьих усадеб, становится символом творчества Андреева - мятежного, насыщенного возмущением и протестом. Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.

Л. Андреев. Рассказы —этюды, —зарисовки, —гротеск («Набат», «Стена», «Бездна» и др.) Повесть «Красный смех».

Мотив безумия — один из магистральных в творчестве Леонида Андреева. В преддверии войны с Японией и Первой русской революции в творчестве Андреева повышается значение конкретно-исторической реальности, становящейся необходимым эпическим пространством для разворачивания современного конфликта, но вместе с тем взятой в бытийном «измерении». На русско-японскую войну Леонид Андреев откликается повестью «Красный смех» (1904). Сам писатель не был на поле боя, опираясь при создании произведения на газетные вести с фронта и на интуитивное проникновение в идею современной войны. Народ, страна, личность в «Красном смехе» перестают быть праведными субъектами войны. На первый план выходит остро эмоциональное изображение саморазрушающегося человечества, переживающего свой финал под воздействием каких-то мрачных сил, олицетворяющих мировое безумие. Андреев близко подошел к философии и образности новых направлений в искусстве. Конфликтология экзистенциализма, экспрессионистская субъективность и напряженность, ирония постмодернистов и свойственное многим художникам ХХ. Мифотворчество в андреевских произведениях проходят на почве русской литературы один из первых этапов своего развития, не приводя к конкретной идейной закрепленности.

В рассказе две части, состоящие из глав, названных обрывками. В I части дано описание ужасов войны, во II — безумие и ужас, охватившие тыл. Форма «обрывков из найденной рукописи» позволила автору естественно, без видимого нарушения логической последовательности (рукопись могла быть «найдена» в клочках) выдвигать на первый план одни лишь ужасы войны, охватившее людей безумие. Рассказ и открывается этими словами: «…безумие и ужас». И все в нем окрашено В красный цвет крови, ужаса, смерти. Писатель изображает войну как абсолютную бессмысленность. На фронте сходят с ума оттого, что видят ужасы, в тылу—оттого, что думают о них. Если там убивают, думают герои рассказа, то это может прийти и сюда. Война входит в привычку. Герою Андреева легче привыкнуть к убийствам, чем согласиться, что это временно, преодолимо.

Нравственно-философские проблемы в повести «Иуда Искариот и другие».

История создания и анализ проблематики повести Произведение написано в 1907 году, хотя идея появилась 5 годами ранее. Андреев задумал показать предательство, исходя из собственных мыслей и фантазий. В центре композиции повествование нового взгляда на известную библейскую притчу. Проводя анализ проблематики повести «Иуда Искариот» можно заметить, что рассматривается мотив предательства. Иуда завидует Иисусу, его любви и доброте по отношению к людям, ведь он понимает, что он на такое не способен. Иуда не может противоречить самому с



2019-11-13 230 Обсуждений (0)
после 1908 года) социально-бытовые, психологические пьесы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: после 1908 года) социально-бытовые, психологические пьесы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)