Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социологии, когда он возник)



2019-11-13 178 Обсуждений (0)
Социологии, когда он возник) 0.00 из 5.00 0 оценок




С.А. Губина

Автобиография как метод самоанализа и познания общества

(социологический практикум и методические рекомендации

к курсовой работе)

Утверждено редакционным советом университета в качестве учебного пособия

 

Москва 1996

ББК 60.5:я7

Г 932

УДК 301: 929: 001.8 (072)

Губина С.А. Автобиография как метод самоанализа и познания общества (социологический практикум и методические рекомен­дации к курсовой работе): Учебное пособие / РХТУ им. Д.И. Менделеева. М., 1996. 46 с.

Что собой представляет автобиографический метод в социо­логии?

Как его можно использовать в качестве самоанализа и ана­лиза общества? Ответы на эти вопросы содержатся в учебном пособии к социологическому практикуму по написанию автобио­графии и составлению родословной. В пособии дается програма автобиографического исследования, подробно описывается мето­дика и этапы написания курсовой работы по автобиографии. Ав­тобиографическое исследование можно проводить последова­тельно выполняя практические задания к следующим темам курса социологии: Предмет и объект социологии. Методы со­циологического исследования; Личность и общество. Социализа­ция личности. Социальные типы личности; Социальная структу­ра, социальная динамика и стратификация общества; Семья и общество; Социология полигики и управления. Социальные процессы; Социология образования; Социология культуры и ре­лигии. Социальные регуляторы.

Предназначается для студентов, изучающих социологию, и может представить интерес для тех, кто интересуется проблема­ми генеалогии, составления родословной.

Табл. 4. Схем 2. Библиогр.: 7 назв.

Рецензенты:

проф. С.Г.Спасибенко (ГМПУ им. В.И. Ленина) доц. И.Е. Бондаренко (РХТУ им. Д.И. Менде­леева)

ISBN 5-7237-0055-3   © РХТУ им. Д.И. Менделеева,

1996


"Живой человек носит в своем духе,

в своем сердце, в своей крови жизнь

общества".

(Белинский ВТ. Поли. собр. соч: Т.

М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 488).

     История вопроса и его актуальность

(или несколько слов о том, что собой

Представляет биографический метод в

социологии, когда он возник)

Автобиография... Что она собой представляет? Каза­лось бы, проще простого рассказать о себе: где родился, где учился, где живешь, кто родители...

Однако автобиография чем-то похожа на айсберг.

Видимая часть - это сегодняшняя жизнь и жизнь роди­телей, живущих бабушек и дедушек и других родственни­ков. Большая же часть биографии скрыта прошлым - века­ми и тысячелетиями. Представьте себе, что Вы потомок 801 поколения людей разумных ("homo sapiens"), живущих на земле. Что Вы знаете о тех, кто дал Вам жизнь? По подсчетам американского социолога О.Тоффлера, 650 по­колений наших предков жило в пещерах, только 70 по­следних поколений овладели письменностью, 6 поколений знакомы с печатным словом (на Руси итого меньше), толь­ко 4 последних поколения научились измерять время, 2 по­коления пользуются электромотором. А Ваше поколение осваивает персональный компьютер.

Как же проникнуть в наше личное прошлое, наладить связь времен, узнать, как жили и что собой представляли наши далекие предки?

Восстановить связь времен (хотя бы самого ближай­шего времени) помогает составление родословной, А.С.Пушкин, например, знал свою родословную, насчиты­вавшую 600 лет и бравшую начала от предка Раче, который "мышцей бранной служил Александру Невскому". Та­кое знание родословной среди знати было обычным явле­нием. Во многом это диктовалось социально-экономическими причинами, стремлением сохранить при­надлежность к высшему сословию, а отсюда - и возможно­стями пользоваться соответствующими благами. По древ­ности рода определялось достоинство человека. Даже обедневший род пользовался вниманием и предпочтени­ем.

Представители других сословий: мещане, священно­служители тоже знали имена своих далеких предков. Для купцов, например, родословная служила показателем честно нажитого капитала.

Вели ли родословную простые люди? Безусловно, кре­стьяне знали имена прадедов, прапрадедов и более дале­ких предков. Родословная память служила источником си­лы, выживания, достоинства простых людей. Однако на­родная родословная ограничивалась памятью двух-трех поколений. Во многом это объяснялось отсутствием мас­совой письменности в России (память о предках передава­лась "из уст в уста"). Кроме того, крестьянская родослов­ная велась по кличкам (крепостные крестьяне не имели фамилии). Помещикам было невыгодно, чтобы крестьянин вел свою родословную: чем меньше крестьянин знал о своих корнях, тем меньше чувство достоинства и незави­симости он испытывал, тем легче было его подавлять и за­креплять за собой. Снижала возможность составления ро­дословной и крестьянская община, так как культивировала "общинный дух", солидарность, коллективизм, нивелиро­вала личность. А родословная должна подмечать особен­ное, индивидуальное, исключительное в каждом предста­вителе своего рода, что не соответствовало духу времени.

Сегодня мы живем в невероятно быстро изменяющемся социальном мире. На маленьком отрезке исторического времени, в котором довелось (или посчастливилось?) нам жить, происходит смена столетий, сталкиваются тысячелетия, меняются формации и цивилизации, трансформиру­ются ценности.

Суть масштабных разрушительных процессов послед­него десятилетия направлена против монополизации принципа коллективизма и всех его питающих факторов -государственной, общественной экономики, идеологии, по­литики, социальных организаций. Новой пробивающейся тенденцией развития общества выступает нарастающий процесс индивидуализации социальной жизни. Это гло­бальная тенденция. В ее основе переход к информацион­ному обществу, цивилизованному рынку, правовому госу­дарству. Индивидуализация общественной жизни означает признание автономности, прав и достоинства человека, создание условий для самореализации личности, развития ее способностей. В этом ключе - возрастания роли личности - значение написания автобиографии для фор­мирования "лица с необщим выражением" приобретает особый смысл.

Составление родословной, обращение к своим корням оказывает могучее нравственное воздействие на челове­ка, укрепляет его дух. Всегда, когда человеку трудно или когда он стоит перед большими испытаниями, он обра­щается к матери, припадает к своим истокам.

Впереди каждого из нас ждут суровые испытания на выживаемость. Обращаясь к памяти предыдущих поколе­ний, мы обретаем могучий источник вдохновения, осво­бождения творческой энергии, необходимой для нашего счастья и счастья наших детей.

На Западе биографический метод пользовался чрезвы­чайной популярностью уже в 20-30 годах XX века. Хили, американский социолог, в 1923 году на ежегодном симпо­зиуме социологов провозгласил биографический метод лучшим способом восполнения учеными своего незнания человеческой личности, ее поведения и психической жиз­ни. Он утверждал, что узнать мотивацию социального по­ведения личности можно, только познав семейные обстоятельства, наследственность, образ жизни, круг общения человека.

Биографический метод (от греческого biographia - жиз­неописание) - один из распространенных методов изучения социальных процессов через субъективное восприятие ин­дивида на основе сбора и анализа личных документов (переписки, дневников, автобиографий). Теоретически он был разработан польскими социологами Томасом и Знанецким. В 1919 году они выпустили книгу "Польский кре­стьянин в Европе и Америке". Чтобы собрать материалы о судьбе польского крестьянина, эмигрировавшего в Европу и Америку, они опубликовали в газете объявление с прось­бой к полякам, приехавшим в США, присылать свои авто­биографии, письма родственников по определенному ад­ресу за небольшую плату - 10 центов. Так они собрали ко­лоссальную информацию о жизни польских эмигрантов. Это позволило им выявить механизм и процессы приспо­собления личности к новым социальным условиям.

Биографический метод является важным инструментом для изучения изменений в общественных нравах, нормах и ценностях, особенно в переломные моменты развития об­щества. В центре биографического исследования - изуче­ние течения всей жизни человека, ее внутренней динами­ки, ее "встроенное™ в социум" и накопленного опыта.

Биография отдельного человека может служить типич­ным проявлением определенных социальных процессов в обществе. Можно сказать, что человек - это "свернутое общество", его концентрированное отражение. Объектом автобиографического исследования служит изучение соб­ственной жизни индивида в социальном контексте. С по­мощью автобиографического метода можно увидеть, как жизнь отдельного человека "впечатывается" в общество, как история его жизни связана с историей общества. Этот метод не лишен недостатков, таких как, отсутствие репре­зентативности (представительности) из-за малой выборки, субъективная окраска воспоминаний. Поэтому его необхо­димо дополнять социально - историческим анализом.

Биографический метод широко используется в учебно-методических целях при изучении курса социологии. Аме­риканские студенты, например, рассматривают написание автобиографии как важную часть социологического практи­кума.

Составление автобиографии студентами нашего уни­верситета также является важнейшим условием нефор­мального подхода к изучению курса социологии.

Программа автобиографическо­го исследования

(объект, предмет, цели и задачи исследования)

Составление автобиографии - это самостоятельное со­циологическое исследование, отражающее на примере жизни одного (или нескольких) поколений социальные процессы и изменения, происходящие в обществе.

Коль скоро работа по написанию автобиографии сродни научному исследованию, то в ней должны присутствовать все аспекты исследовательского процесса. Нужно опреде­литься в целях и задачах исследования, объекте и пред­мете изучения, методах сбора и анализа социально значи­мой информации.

Объектом автобиографического исследования высту­пает собственная жизнь индивида, жизнь его родителей и более далеких предков в контексте социальной истории.

Предметом изучения автобиографии является устано­вление и осмысление связей между личной жизнью инди­вида и его родословной с обществом в целом. Сам иссле­дователь изучает собственную жизнь, ее внутреннюю ди­намику, ее "встроенность" в социум; познает прошлое (через анализ родословной ), осмысливает настоящее (через самоидентификацию с социальными процессами), прогнозирует (строит планы) свое будущее. Таким обра­зом, предметом автобиографического исследования вы­ступает самоанализ и анализ общества.

Какова цель автобиографического исследования?

"Познай самого себя"

 (надпись на дельфийском храме)

Для чего пишется автобиография? Написание автобио­графии преследует одновременно несколько взаимосвя­занных целей.

Во-первых, основой автобиографического исследова­ния является углубленный самоанализ с целью самопо­знания, осознания своей самобытности и самотождественности в рамках общества.

Осознание индивидуальности, неповторимости себя как члена общества является важным признаком личности. Ведь человек становится личностью не только в процессе освоения социально значимых качеств, но и в результате способности самоосознания.

Изучая свою жизнь и жизнь своих предков на опреде­ленном социально-историческом фоне, можно более глу­боко осознать свою индивидуальность, получить богатую информацию для размышления о путях саморазвития и самоопределения.

Почему написание автобиографии поможет яснее представить собственную жизненную перспективу? По мнению известного американского психолога Эрика Берна, жизненный путь человека определяется в какой-то мере свободными устремлениями самой личности, тем по­ложением, которое создают родители, различными обстоя­тельствами, а также генетическими факторами. Что чело­век унаследовал от своих родителей, бабушек и дедушек? Что его связывает с далекими предками? Оглядываясь на­зад, человек сможет лучше различить путь, лежащий пе­ред ним. Автобиография - это путешествие в собственное прошлое. Прошлое - это фундамент настоящего и буду­щего. Кто имеет слабое представление о своем прошлом или вообще не подозревает о его существовании, не смо­жет прочно укрепиться в настоящем. Известна истина: че­ловек, не знающий, кто он и что он такое, никогда не пой­мет, чего же он хочет. С познания самого себя начинается определение цели жизни.

Работа над своей автобиографией означает работу над своим характером. Изучая прошлый опыт, человек под­вергает его анализу и оценке, а из совершившихся фактов и событий извлекает уроки. Какую бы ценность ни пред­ставлял опыт окружающих, человек все равно учится на собственном опыте ошибок и неудач, учится на собствен­ной жизни. Извлечь пользу и выгоду для себя из своего прошлого, отделить ценное от несущественного - значит приобрести хороший толчок для собственного самосовер­шенствования.

Чем больше человек познает себя, тем больше учится понимать себя. А тот, кто понимает себя, тот принимает себя таким, какой он есть. А это помогает строить отно­шения с другими людьми на доброжелательной основе. Следовательно, работа над автобиографией помогает за­нять правильную жизненную позицию во взаимоотношени­ях с другими людьми.

Таким образом, написание автобиографии являет­ся методом познания самого себя, средством рабо­ты над самим собой и своим характером, лучшим способом самоопределения и умения понимать дру­гих людей.

Вторая важнейшая цель автобиографического иссле­дования состоит в том, чтобы студент через анализ личной жизни и своей родословной смог лучше понять обще­ство, в котором он живет. Для этого на основе авто­биографии и родословной предусмотрены практические задания к семинарским занятиям по таким темам, как:

  • Предмет и объект социологии. Методы социологического ис­следования.
  • Общество и личность. Социализация личности. Социальные типы личности.
  • Социология образования и воспитания.
  • Семья и общество.
  • Социальная динамика и стратификация современного общест­ва.
  • Социология политики и управления. Социальные процессы.
  • Социология культуры и религии.

Личностное восприятие общественных процессов помо­гает студенту "переварить" социологию в органической связи с жизненной биографией своих предков.

Можно сказать, что автобиография - это мини-социология, или социология, пропущенная через сердце студента. Автобиография выступает, таким образом, не­формальным методом изучения социологии и выполняет важную образовательную задачу.

В-третьих, в процессе написания автобиографии, со­ставления родословной и генеалогического древа сту­дент овладевает социологическими методами - це­лой системой операций, процедур и приемов по сбору све­дений о себе и своих родственниках: опрос (очный и заоч­ный, почтовый и телеграфный), интервьюирование, на­блюдение (включенное и отстраненное); анализ докумен­тов (личных и официальных), составление генеалогическо­го древа, составление сравнительных таблиц.

Осмыслить полученные результаты и провести социо­логический анализ исследователь сможет с помощью сравнительно-исторического метода. Сравнительно-исторический метод позволяет получить и сопоставить различные временные срезы в развитии поколений детей -родителей - прародителей, выявить произошедшие в них изменения, понять и объяснить их. Решение аналитиче­ских задач исследования способствует формированию у студента сравнительной оценки своего социального поло­жения по многим критериям (условия и качество жизни, тип семьи, жизненные ценности). Это может стать хорошей ба­зой для самоанализа, оказать влияние на социальное по­ведение и жизненный выбор человека.

Автобиографическое исследование решает следующие задачи:

1. Сбор, систематизация и анализ автобиографических сведе­ний, касающихся лично самого исследователя.

2. Составление родословной:

а) сбор и систематизация социологических сведений о родите­лях;

б) сбор и систематизация сведений о бабушках и дедушках (прабабушках и прадедушках...).

3. Составление генеалогического древа.

4. Проведение сравнительно-исторического анализа получен­ных результатов.

  1. Составление сравнительной таблицы с целью самоидентификации.
  2. Выполнение практических заданий по темам курса социоло­гии.

7. Написание и оформление курсовой работы по автобиогра­фии.

Методика и этапы автобиогра­фического исследования

Практические задания к семинарским занятиям

Методика подготовки и написания курсовой работы по автобиографии непосредственно связана с этапами реше­ния исследовательских задач. Всего пять этапов. Одно­временно, каждый из этих этапов включает в себя практи­ческие задания к семинарским занятиям. Выполняя их, студент может постепенно, в течение семестра подгото­вить курсовую работу.

I этап.  Составление автобиографии и самоанализ -

содержит практические задания к темам: Личность и общество. Социализация лич­ности. Социальные типы личности. Социаль­ная структура, социальная динамика и стра­тификация общества.

II этап.   Составление родословной - включает

практические задания к темам: Социальная структура, социальная динамика и стратифи­кация общества. Семья и общество.

III этап.  Составление генеалогического древа -

связан с выполнением практического задания к теме: Семья и общество.

IV этап.  Сравнительно-исторический  анализ

общества - включает в себя практические задания к темам: Социология политики и управления. Социальные процессы. Соци­альная структура, социальная динамика и стратификация общества. Социология куль­туры и религии. Социальные регуляторы. Со­циология образования.

V этап. Написание и оформление курсовой ра­боты по автобиографии - содержит основ­ные методические требования по оформле­нию.

На всех этапах работы с автобиографией и родослов­ной студент овладевает практическими приемами и мето­дами социологического исследования, с которыми знако­мится в теме "Методы социологического исследования".

 

I этап



2019-11-13 178 Обсуждений (0)
Социологии, когда он возник) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социологии, когда он возник)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)