Дисциплинарный модуль 1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России) УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе ___________ Т.Н. Василькова «_____» ______________ 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По офтальмологии Для специальности 31.05.03. Стоматология (уровень специалитета) Факультет стоматологический, очная форма обучения Кафедра офтальмологии Курс IV Семестр VII Модули 1 Зачетные единицы 2 Зачет VII семестр Лекции – 14 часов Практические занятия – 34 часа Самостоятельная работа – 24 часов Всего 72 часов
Тюмень, 2017 г. Рабочая программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.03 «Стоматология» (уровень специалитета), утвержденного приказом Минобрнауки России № 96 от 09.02.2016 г., учебного плана (2016)
Индекс Б1.Б.33
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры офтальмологии (протокол №15 от 24.03.2017) Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор Н.А. Коновалова
Согласовано: Декан стоматологического факультета, д.м.н., профессор А.В. Брагин
Председатель методического совета по специальности Стоматология, к.м.н. М.О. Нагаева протокол №___«___» ________2017года
Программа заслушана и утверждена на заседании ЦКМС протокол №___«___» ________2017года
Председатель ЦКМС, д.м.н., профессор О.И. Фролова
Составитель программы: д.м.н. М.Н. Пономарева заведующий кафедрой, д.м.н., профессор Н.А. Коновалова
Рецензенты:
Заведующий кафедрой офтальмологии ФГБОУ ВО «Уральского государственного медицинского университета» Минздрава РФ, проректор по лечебной работе, главный офтальмолог УРФО, профессор, д.м.н. С.А. Коротких
Заведующий кафедрой ортопедической и хирургической стоматологии ФГБОУ ВО «Тюменского ГМУ» Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор А.В. Брагин
Заведующий офтальмологическим отделением ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница №1» Н.Г.Мальцев Цели и задачи освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Офтальмология» являются: - обеспечить приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по специальности офтальмология, необходимых для врача-стоматолога в амбулаторно-поликлинических условиях; - обучение студентов методологии освоения знаний по офтальмологии с использованием научной, справочной литературы, официальных статистических обзоров, ресурсов Интернет и принципов доказательности; - воспитание (через преподавание предмета) гражданской ответственности, высокой нравственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других качеств личности, необходимых для наиболее полного ее развития и реализации в успешной врачебной деятельности. Задачамидисциплины являются: - научить студентов проводить сбор и анализ информации об офтальмологическом статусе пациента. - сформировать у студентов навыки владения алгоритмами диагностики, лечения и профилактики основных офтальмологических заболеваний; - научить студентов оказывать первую врачебную помощь и принимать решение о последующей врачебной тактике при неотложных офтальмологических состояниях; - научить студентов владеть диагностическими алгоритмами системной патологии с офтальмологическими и стоматологическими проявлениями; - научить студентов проводить профилактику возможных офтальмологических осложнений при патологии и повреждениях зубочелюстной системы; - ознакомить студентов с принципами организации и работы офтальмологической клиники, профилактики внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях; - ознакомить студентов с мероприятиями по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, осуществлением контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности; - ознакомить студентов с принципами организации и проведения экспертизы трудоспособности больных офтальмологического профиля; - ознакомление студентов с делопроизводством в офтальмологической клинике; - ознакомление студентов с организацией работы с медикаментозными средствами и соблюдением правил их хранения в офтальмологической клинике; - формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом, партнерами, пациентами и их родственниками; - формирование у студентов навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, подготовки рефератов, обзоров по современным научным проблемам в области офтальмологии.
Место дисциплины в структуре ОПОП ВО Дисциплина «Офтальмология» относится к базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной профессиональной образовательной программы высшего образования по специальности 31.05.03. Стоматология (уровень специалитета), является обязательной, изучается в седьмом семестре.
Перечень компетенций в процессе освоения дисциплины
Содержание компетенции | |||||||||||
ОК-5 | Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала | ||||||||||
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны | знать | - ключевые направления, проблемы, теории и методы использования знаний по офтальмологии в медицинской практике; - основную медицинскую и офтальмологическую терминологию на латинском языке; - принципы изыскания новых научных подходов к методам лечения офтальмологических заболеваний; | |||||||||
уметь | - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; - постоянно совершенствовать и углублять свои знания в области офтальмологии; - проводить поиск по вопросам офтальмологии, используя источники клинико-статистической информации; - оценивать результаты клинических исследований в офтальмологии, опубликованных в медицинских журналах; | ||||||||||
владеть | - способностью к самообразованию - навыками системного подхода к анализу медицинской информации; - навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения своей собственной точки зрения по актуальным вопросам офтальмологии. - принципами доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений; - навыками чтения и письма на латинском языке офтальмологических терминов и рецептов на очки | ||||||||||
ОПК-9 | способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач | ||||||||||
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны | знать | - основы законодательства РФ: Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 902н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты» - этиологию, патогенез, клиническое течение, осложнения, принципы лечения и профилактики наиболее распространенных заболеваний глаза, вспомогательного аппарата и орбиты; системную патологию с офтальмологическими и стоматологическими проявлениями; - принципы оказания первой помощи и последующей врачебной тактики при неотложных офтальмологических состояниях алгоритм опроса, осмотра и обследования пациентов с патологией органа зрения | |||||||||
уметь | - поставить предварительный диагноз при повреждениях и наиболее распространенных заболеваниях глаза, вспомогательного аппарата и орбиты с последующим направлением к врачу - специалисту; - оказать первую врачебную помощь при неотложных офтальмологических состояниях в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к качеству оказания медицинской помощи и принять решение о последующей врачебной тактике; - интерпретировать информацию оформить «Карту взаимной диспансеризации». | ||||||||||
владеть | - методами опроса, стандартными офтальмологическими исследованиями (визометрия, периметрия, офтальмоскопия, биомикроскопия, тонометрия); - выполнением основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях. | ||||||||||
ПК-9 | готовностью к ведению и лечению пациентов со стоматологическими заболеваниями в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара | ||||||||||
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны | знать | - анатомию и физиологию органа зрения и вспомогательного аппарата глаза; - основные функции органа зрения и методы их исследования; - методы исследования органа зрения; - оптическую систему и рефракцию глаза; - этиологию, патогенез, клиническое течение, осложнения, принципы лечения и профилактики наиболее распространенных заболеваний глаза, вспомогательного аппарата и орбиты; системную патологию с офтальмологическими и стоматологическими проявлениями; -особенности повреждений орбиты, вспомогательного аппарата и глазного яблока; -принципы оказания первой помощи и последующей врачебной тактики при неотложных офтальмологических состояниях. | |||||||||
уметь | - собрать и проанализировать информацию о состоянии здоровья пациента с офтальмологическим заболеванием; - провести осмотр и исследование органа зрения у пациента: - наружный осмотр глаза и его придаточного аппарата, - осмотр переднего отдела глаза методом бокового освещения, - осмотр оптических сред глаза в проходящем свете, - осмотр конъюнктивы с выворотом верхнего века, - определение внутриглазного давления (пальпаторно), - определение остроты центрального зрения, - определение границ периферического зрения ориентировочным способом, - определение цветового зрения по таблицам Рабкина, - исследование бинокулярного зрения, - определение рефракции субъективным способом, - определение реакции зрачков на свет (прямая, содружественная), на конвергенцию и аккомодацию, - исследование чувствительности и целостности роговицы, - определение объема движения глаз; - поставить предварительный диагноз при повреждениях и наиболее распространенных заболеваниях глаза, вспомогательного аппарата и орбиты с последующим направлением к врачу - специалисту; - оказать первую врачебную помощь при неотложных офтальмологических состояниях в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к качеству оказания медицинской помощи и принять решение о последующей врачебной тактике: - проводить профилактические мероприятия возможных офтальмологических осложнений при патологии и повреждениях зубо-челюстной системы; - самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой по офтальмологии. | ||||||||||
владеть | - методами работы с учебной и учебно-методической литературой; - методами анализа результатов лабораторного обследования (клинических и биохимических анализов крови, мочи, бактериологического, гистоморфологического исследований, рентгенологических исследований: рентгенографии, КТ, МРТ и др.) и дополнительной информации о состоянии больных. - алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту; - выполнением основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при остром приступе глаукомы, травмах, а также воспалительных заболеваниях глаза и его придаточного аппарата | ||||||||||
ПК-18 | способность к участию в проведении научных исследований | ||||||||||
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны | знать | - базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ для экспериментальной реализации научных задач; - принципы изыскания новых научных подходов к методам лечения офтальмологических заболеваний; - основы техники перевода научного текста по специальности, основы аннотирования и реферирования научного текста; | |||||||||
уметь | - на научной основе организовывать свою работу, определять и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; - проводить поиск по вопросам офтальмологии, используя источники информации: справочники, базы данных, Интернет-ресурсы; - пользоваться прикладными программами обеспечения профессиональной деятельности; - проводить статистическую обработку результатов эксперимента; - находить аналитический вид полученных в эксперименте зависимостей; - изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования; | ||||||||||
владеть | - владеть навыками ведения научной дискуссии по важнейшим вопросам офтальмологии; - современными теоретическими и экспериментальными методами исследования в офтальмологии; - навыками исследовательской работы по анализу и оценке качества профессиональной деятельности; - способствовать внедрению современных медицинских технологий; - методикой обработки результатов статистических наблюдений с помощью компьютера; - методами статистической обработки экспериментальных результатов исследований |
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины офтальмология составляет 2 зачетные единицы 72часа
Дисциплинарный модуль 1
Модульная единица 1.1. «ОБЩАЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЯ»
Занятие 1.1
«Анатомия и физиология органа зрения. Зрительные функции и методы их исследования. Исследование зрительных функций студентами друг у друга»
1. Возрастная анатомия.Физиология и функции составных частей глаза и его вспомогательного (придаточного) аппарата.
1.1. Три звена зрительного анализатора. Специфический периферический рецептор, проводящие пути, зрительные центры. Роль зрительного анализатора, освещенности, подвижного образа жизни в развитии человека и его адаптации к внешней среде.
1.2. Веки. Анатомия и функции век. Аномалии развития. Патология.
Слезные органы. Слезопродуцирующий аппарат. Слезопроводящие пути. Начало активного функционирования слезной железы. Аномалии в строении слезно-носового канала у новорожденных, их возможные последствия. Диагностика, сроки возможного устранения патологии. Конъюнктива. Анатомия, функции конъюнктивы. Три отдела, особенности строения конъюнктивы у детей. Свойства нормальной конъюнктивы. Значение особенностей строения конъюнктивы в патологии.
Глазодвигательный аппарат. Топографическая анатомия. Иннервация, функции глазодвигательных мышц, виды патологии.
Глазное яблоко. Возрастная динамика величины, размеров веса и формы глазного яблока.
1.3. Наружная (фиброзная) оболочка глаза:
а) роговица, ее строение; химический состав, размеры, кривизна и функции. Особенности обменных процессов. Роль анатомо-физиологических особенностей роговицы и ее патологии. Аномалии развития;
б) склера, ее строение, топографическая анатомия, функции. Характер патологических процессов;
в) лимб, его топографическая анатомия, особенности ширины и цвет лимба у лиц различного возраста (эмбриотоксон, геротоксон, кольцо Кайзер-Флешнера).
1.4. Сосудистая оболочка.
Отделы сосудистой оболочки, две системы кровоснабжения сосудистой оболочки, анастомозы, коллатерали между ними. Значение раздельного кровоснабжения в возникновении и распространении воспалительных заболеваний. Основные виды и частота патологии:
а) радужка, возрастные особенности строения радужки. Роль радужки в проникновении светового потока к сетчатке, в ультрафильтрации и оттоке внутриглазной жидкости; виды патологии;
б) цилиарное тело, его топографическая анатомия, иннервация и особенности строения, роль в образовании и оттоке внутриглазной жидкости, в акте аккомодации, в терморегуляции и др.; значение цилиарного тела в физиологии и патологии глаза; виды патологии;
в) хориоидея, ее строение. Роль хориоидеи в осуществлении зрительного процесса, в питании сетчатки; виды патологии.
1.5. Хрусталик. Топографическая анатомия. Строение и химический состав, особенности обменных процессов в хрусталике. Характеристика динамики преломляющей и аккомодационной функции хрусталика у лиц разного возраста. Виды патологии. Врожденная (временная) миопия.
1.6. Стекловидное тело. Особенности строения, химический состав, функции; виды патологий.
1.7. Передняя и задняя камеры глаза. Топографическая анатомия, глубина камер у лиц разного возраста. Внутриглазная жидкость, ее химический состав, строение дренажной системы. Характеристика угла передней камеры как основного пути оттока внутриглазной жидкости.
1.8. Сетчатка. Строение и функции сетчатки. Особенности сетчатки у новорожденных, сенситивный период. Две системы питания сетчатки. Виды патологии. Взаимодействие сетчатки и хориоидеи в зрительном акте.
1.9. Зрительный путь. Топографическая анатомия, 4 отдела зрительного пути (внутриглазного, орбитального, внутриканальцевого, интракраниалъного), особенности диска зрительного нерва у детей. Хиазма, топография, роль пограничных образований (внутренние сонные артерии, гипофиз) в развитии патологии.
1.10. Зрительный тракт, подкорковые, зрительные центры. Сроки формирования зрительных центров коры головного мозга. Топография этих образований и функции. Ассоциативные связи поля 17-18-19 с другими полями (по Бродману). Роль коры головного мозга в зрительном акте.
1.11. Сосуды и нервы глаза и его придаточного аппарата. Особенности формирования и функции черепных нервов и симпатической иннервации у детей. Сроки функционального становления.
1.12. Орбита. Строение, содержимое, топографическая анатомия, функции. Виды патологии, роль анатомического соседства с ЛОР-органами, полостью рта, полостью черепа в возникновении патологических процессов.
2019-11-13 | 169 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Дисциплинарный модуль 1 |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы