Что является предметом логопедии?
Какие формы и виды речи вы знаете? Расскажите об аспектах нормального развития речи детей. Что понимается под термином «нарушение речи»? В чем состоят основные задачи логопедии? Какие вы знаете принципы анализа речевой патологии? Расскажите об основных методах логопедического воздействия. Перечислите факторы, которые могут стать причиной речевых нарушений у ребенка. Часть II. Основные формы и виды речевых нарушений. Известно, что нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта. Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клинико-педагогическая классификация речевых нарушений (М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун и др.). В основе клинической классификации лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза.) речевой недостаточности. Выделяются различные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений. Схематически клинико-педагогическая квалификация представлена ниже. Нарушения устной речи Расстройства фонационного оформления: афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса; брадилалия — патологически замедленный темп речи; тахилалия — патологически убыстренный темп речи; заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата; ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата; дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Нарушения структурно-семантического оформления высказывания: алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга; афазия — полная или частичная утрата, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Нарушения письменной речи Дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения. Дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма. Для данной классификации характерно объединение психолого-лингвистических и клинических (этиопатогенетических) критериев. В соответствии с особенностями нарушения для каждой формы в настоящее время разработаны специфические методы и приемы коррекционно-логопедической работы. В качестве основы для комплектования специальных логопедических учреждений и выбора фронтальных методов воздействия широко используется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она разработана Р.Е. Левиной и основана на выделении прежде всего тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода в обучении и воспитании. На основе психолингвистических критериев — нарушения языковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации — дефекты речи делятся на две группы. К первой группе относятся следующие нарушения: фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи. Ко второй группе относится заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранности языковых средств общения. Все эти нарушения будут подробно рассмотрены в соответствующих главах. Психолого-педагогическая классификация открыла широкие возможности для внедрения в логопедическую практику научно обоснованных фронтальных методов коррекционного воздействия на нарушенную речь и другие психические функции детей дошкольного и школьного возраста. С точки зрения психолого-педагогической классификации наиболее значимым является вопрос о том, какие именно компоненты речевой системы затронуты, недоразвиты или нарушены. Придерживаясь этого подхода, логопед может четко представить себе направление коррекционного обучения при выявлении каждой категории речевого расстройства: общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития, при недостатках произношения звуков. Каждая группа дефектов, в свою очередь, различается по форме (природе) нарушения и степени его выраженности. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации взаимно дополняют друг друга и используются как в диагностике, так и при коррекции речевых нарушений. ВОПРОСЫ Что понимается под термином «нарушение речи»? Расскажите об основных видах речевой патологии: в устной речи; в письменной речи. В чем состоят основные особенности двух типов классификации речевых нарушений?
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |