КАК ПРОЯВЛЯЮТСЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ?
Нарушения звукопроизношения в речи ребенка могут проявляться по-разному: звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета); звук произносится искаженно, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо нормативного р произносится «горловой» или «боковой» р; вместо нормативного с — межзубный с; звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л -» у). Замены звуков могут быть следующими: замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по месту артикуляции (замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д: да мат —гамак); замена звуков, сходных по месту артикуляции, но различных по способу образования (замена фрикативного переднеязычного переднеязычным взрывным т: тумка — сумка, тапоги — сапоги); замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по участию органов артикуляции (замена язычного ф губно-зубным: фофна — сосна); замена звуков, одинаковых по месту и способу образования, но различающихся по участию голоса (замена звонких звуков глухими: папушка — бабушка); замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу, но различающихся по признаку твердости и мягкости (замена мягких твердыми и твердых мягкими: сянки вместо санки). Чаще нарушаются трудные по артикуляции звуки: язычные (р и л), группа свистящих (с, з, ц) и группа шипящих (ш, ж, ч, щ). Твердые и мягкие пары согласных нарушаются обычно в одинаковой степени. В зависимости от того, какие звуки не сформированы или нарушены, выделяются нижеперечисленные виды недостатков. Сигматизм — недостатки произношения свистящих (с, с', з, з', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Это один из самых распространенных видов нарушений произношения. Ротацизм — недостатки произношения звуков р и р'. Ламбдацизм — недостатки произношения звуков л и л' . Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к' ; гаммацизм — звуков г и г'; хитизм — звуков х и х'; йотацизм — звука й . Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б—п, д—т, в—ф, з—с, ж—ш, г—к и т.д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением перефирического слуха. Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми: например, д'—д, п'—п, р'—р и т.д. (тота —тётя, Анута — Анюта, пат — пять). ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Принципы формирования правильного звукопроизношения — это те общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи. Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам. В то же время для эффективной и прочной коррекции дефектов произношения необходимо учитывать и специальные принципы: этиопатогенетический (т.е. учет этиологии и механизма нарушения речепроизводства); комплексность воздействия на все компоненты речевой системы; Дифференцированный подход при коррекции различных видов дислалии. ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДИСЛАЛИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Следует помнить, что для успешного усвоения школьной программы необходима хорошая, полноценная, грамотная речь. Поэтому своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их исправление являются обязательным разделом всего комплекса работы по развитию речи. Формирование произносительной стороны речи тесно связано с развитием фонематического слуха, с одной стороны, и становлением лексико-грамматических категорий — с другой. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период. Известно, что до 4—5 лет недостатки звукопроизношения могут носить физиологический характер, поэтому целенаправленные логопедические занятия по устранению дислалии рекомендуется начинать с 5 лет. Коррекционным занятиям по формированию правильного звукопроизношения предшествует обследование фонетической стороны речи в целях определения не только количества неправильно произносимых звуков, но и характера их нарушения. ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ Обследование состояния звукопроизношения включает: обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата; обследование звукопроизношения; Обследование фонематического слуха. При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, нёба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения. В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений: открыть и закрыть рот; удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.); облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции); произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам; удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2—3 сек.); пощелкать языком (3—5 раз); пощелкать языком («погонять лошадок»); вытянуть губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2—3 раза); вызвать вибрацию губ, произнося кучерское «тпру»; надуть щеки; имитировать языком положение «трубочки»;
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |