Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН



2019-11-13 816 Обсуждений (0)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН 0.00 из 5.00 0 оценок




В соответствии с Типовым положением от 26 мая 1970 года определены основные направления организации работы дошкольных учреждений для детей с ФФН в двух возрастных группах: старшей — для детей шестого года жизни и подготовительной — для детей седьмого года жизни.

Коррекционное воздействие в этих группах осуществляется строго в соответствии со специальной программой обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, разработанной отдельно для каждой группы. Авторами специализированной программы для детей старшей группы являются Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (2002); программа для дошкольников подготовительной группы была составлена Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой.

В процессе обучения детей с ФФН в условиях специального детского сада решаются следующие задачи:

— сформировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;

— развить у них полноценный фонематический слух и восприятие, т.е. с помощью специальных приемов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;

— сформировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово — из слогов (синтез);

— на основе аналитико-синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты.

Несмотря на вполне понятные различия, существующие в содержании коррекционного обучения и воспитания для детей старшей и подготовительной групп, выделенные задачи являютсяосновополагающими.

Программа обучения детей с ФФН включает:

характеристику речевого развития ребенка;

обследование речи;

режим дня старшей (подготовительной) группы;

логопедическую документацию.

Режим определяет оптимальный порядок проведения воспитателем и логопедом занятий с указанием их количества и длительности. Согласно распорядку, логопед проводит разные типы занятий:

— индивидуальные, т.е. отдельно с каждым ребенком;

— подгрупповые, т.е. с тремя-четырьмя детьми, объединенными по принципу схожести дефекта;

— фронтальные, т.е. со всеми детьми или половиной группы — в зависимости от уровня речевого развития.

Чередование этих занятий обеспечивает максимальную эффективность логопедической работы.

Логопедическая документация:

— речевая карта на каждого ребенка;

— планы (конспекты) фронтальных занятий;

— планы индивидуальных и групповых занятий;

— тетрадь для вечерних занятий воспитателя, где отмечается, какой материал, пройденный логопедом, воспитатель должен закрепить в вечернее время;

— отчеты о результатах коррекционной работы.

Программа коррекционного обучения, вне зависимости от возрастной группы, делится на три периода. Каждый период содержит определенный объем учебного материала, планируемый для изучения на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях. Так, определен следующий порядок изучения звуков на фронтальных занятиях: у, а, ау, а, ауиэ, о, ауио, ы, п, пь, т, к, кь, птк, х, хъ, ль, йот, ы—и, с, сь, з—зь, сь—зь, ц, б—п, ш—ж, с—ш—з—ж, л, р, лъ—ръ, р—ръ, ль, л—р—ль—ръ, ч, щ, ч—щ.

В зависимости от возрастной группы этот материал по-разному распределен по периодам обучения. В данном разделе содержатся рекомендации и указания методического плана, которые помогают правильно организовать изучение нового материала.

В подготовительной группе, в отличие от старшей, гораздо больше внимания уделяется навыкам аналитико-синтетической деятельности, что определяется непосредственной подготовкой детей к школьному обучению. Так, если перед детьми шестого года жизни ставятся задачи анализа и синтеза ряда звуков, обратного и прямого слога, односложного слова (типа лак), а также задача выделения первого и последнего звука в слове, первого ударного гласного и т.д., то для детей седьмого года жизни эти задачи значительно усложняются.

Помимо вышеперечисленных навыков, дошкольники изучают слова двусложной слоговой структуры с открытыми слогами (косы), двусложные слова с закрытым слогом и со стечением согласных звуков (сумка).

Начиная с ноября дети в подготовительной группе уже овладевают полной звуко-слоговой схемой слова со следующими обозначениями: длинная полоска — слово, короткая — слог, красный кружок — гласный звук, синий — твердый согласный звук, зеленый — мягкий согласный.

Уже со второго периода логопед знакомит детей с буквами и начинает занятия по обучению грамоте. К концу учебного года дошкольники должны правильно произносить и различать все звуки родного языка, уметь читать и «печатать» слоги и слова, работать с разрезной кассой букв, составлять короткие предложения. Такие умения сформировались не только благодаря овладению детьми элементами грамоты, но и развитию определенных графо-моторных навыков (т.е. навыков удержания карандаша, ориентировки на листе бумаги, проведения прямых, косых и закругленных линий и т.п.).

Помимо такого планирования, в разделе содержатся рекомендации и указания методического плана, которые помогают правильно организовать изучение нового материала. К подобным рекомендациям относятся и требования к структуре фронтальных занятий:

1) фронтальное занятие должно иметь четко сформулированные тему и цель, взаимосвязанные между собой и соответствующие содержанию программы обучения;

2) занятие должно состоять из последовательно выстроенных этапов, каждый из которых решает свои частные задачи, но обязательно подчинен общей цели занятия.

Остановимся на характеристике каждого из этих этапов.

Организационный этап служит для концентрации внимания детей и подготовки их к усвоению нового материала.

Этап повторения пройденного материала не является строго обязательным.

Обучающий этап. Логопед учит детей правильно произносить и различать изучаемый звук с опорой на словесное объяснение и на работу нескольких анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического и др. Важным компонентом данного этапа является использование карточек-символов звуков. Такой разносторонний подход к изучению звука позволяет ребенку выделить его дифференциальные признаки и четко овладеть заданной фонемой.

Этап закрепления нового материала содержит несколько упражнений, выстроенных в порядке нарастающей сложности: повторение звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи. Эти задания, как правило, попутно развивают внимание, память, мыслительные операции.

Итог занятия является его логическим завершением, обобщающим и закрепляющим пройденный материал. Помимо четкой структурной организации логопедического занятия, крайне важно учитывать влияние на детей ведущей деятельности возраста, т.е. планировать использование сюрпризно-игровых моментов, максимально разнообразить наглядный материал (игрушки; предметные, сюжетные картинки; карточки-символы звуков; кассы букв и т.д.), чередовать динамические и статистические виды деятельности, в том числе физкультурные паузы. Необходимо к каждому заданию правильно подбирать лексический материал, т.е. планировать изучение заданного звука изолированно, в слогах, словах, фразе; использовать слова, где этот звук стоит в начале, середине, конце слова. Следует избегать труднопроизносимых и смешиваемых детьми звуков.

Оборудование логопедического кабинета определяется санитарно-гигиеническими требованиями и включает необходимые логопедические пособия для обследования и развития:

— интеллекта;

— слуха;

— связной речи: произношения и условия овладения слоговой структурой слов; фонематического слуха; лексического запаса и грамматического строя речи; элементов грамоты.



2019-11-13 816 Обсуждений (0)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (816)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)