СИГМАТИЗМ И СПОСОБЫ ЕГО ИСПРАВЛЕНИЯ
Сигматизм — это недостатки в произношении свистящих и шипящих звуков (с, съ, з, зъ, ц, ш, ж, ч, щ). При правильном произношении звуков С, 3, Ц артикуляция следующая: зубы сближены на расстоянии 1 мм; положение губ и расстояние между зубами зависят от последующего гласного звука; язык широко распластан, и его кончик упирается в нижние резцы; спинка языка умеренно выгнута; боковые края языка подняты и изнутри плотно прижаты к верхним коренным зубам; посередине стенки языка образуется желобок, по которому проходит холодная струя выдыхаемого воздуха; нёбная занавеска (мягкое нёбо) поднята и прижата к задней стенке глотки, не пропуская воздушную струю через носовую полость; Голосовые складки разомкнуты, звук глухой. При произнесении мягкого звука СЬ язык напряжен, кончик языка гораздо сильнее упирается в нижние резцы, а спинка языка выгнута и приближена к твердому нёбу. Артикуляция звонких звуков 3—3' отличается прежде всего тем, что звуки звонкие, т.к. голосовые складки сомкнуты и вибрируют; спинка языка поднята выше, выдох меньше, чем при звуках С – СЬ. Звук Ц образуется при слитном и быстром произнесении двух звуков Т—С {ТС — при этом Т произносится не кончиком, а спинкой языка): сначала кончик языка упирается в нижние резцы, как при С , спинка выгнута и касается альвеол, потом кончик языка остается в том же положении, а спинка после взрыва при соприкосновении с альвеолами опускается до положения, занимаемого при произнесении С , а по образовавшемуся желобку проходит холодная струя воздуха. Звуки Ш и Ж — шипящие, при произнесении которых: губы слегка выдвинуты вперед; передняя часть языка в виде ковшика поднята к верхним альвеолам, но не касается их; образуется щель, через которую проходит теплая струя воздуха; боковые края языка подняты и плотно примыкают к верхним коренным зубам, не пропуская воздушную струю; мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость; голосовые складки при Ш разомкнуты, а при Ж сомкнуты и ибрируют. Звук Ш — глухой, а Ж — звонкий. Звуки Ч и Щ При правильной артикуляции звук Ч произносится как ТЬШЬ. Сначала кончик языка образует смычку с корнями верхних резцов, а затем, после взрыва, отодвигается назад к альвеолам — образуется сильная воздушная струя. Корень языка приподнят, приближаясь к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято и плотно закрывает проход в носовую полость, голосовые складки разомкнуты. При произнесении звука Щ (ШЬШЬ) губы выдвинуты вперед, кончик языка поднят к альвеолам; образуется щель, по которой проходит теплая воздушная струя, боковые края смыкаются с верхними зубами. Язык напряжен, корневая часть его приподнята. Нёбная занавеска закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки разомкнуты. Звуки Ч и Щ всегда глухие. ДЕФЕКТЫ В ПРОИЗНЕСЕНИИ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Нарушение одного из вышеописанных артикуляционных укладов приводит к неправильному произношению данных звуков. В связи с этим выделяется 6 видов сигматизма: губно-зубной, межзубный, боковой, носовой, призубный, шипяще-свистящий. Губно-зубной сигматизм проявляется в замене свистящих и шипящих звуков фонемой, близкой к Ф . Это объясняется тем, что при произнесении звука образуется смычка нижней губы с верхними резцами. Призубный сигматизм проявляется в замене свистящих и шипящих звуками Т – Д. Сущность данного дефекта состоит в том, что кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя преграду для прохода воздушной струи через зубную щель. Шипящий сигматизм проявляется в замене свистящих звуками Ш, Ж. При этом кончик языка несколько оттянут в глубь рта и приподнят, спинка резко выгнута — вместо свиста образуется несколько смягченное Ш или Ж. При свистящем сигматизме шипящие звуки заменяются свистящими. Замена свистящих и шипящих звуков другими, более простыми по артикуляции называется парасигматизмом. Межзубный сигматизм проявляется в том, что кончик языка занимает положение между зубами. Этим объясняется появление шепелявого оттенка звука. Боковой сигматизм характеризуется тем, что кончик языка упирается в верхние альвеолы, в результате не образуется смычка между боковыми краями языка и верхними коренными зубами — там появляется щель, через которую проходит воздушная струя. Результатом такой артикуляции может быть боковой сигматизм (правосторонний, левосторонний), двусторонний. Носовой сигматизм характеризуется появлением носового (назального) оттенка при произнесении свистящих и шипящих, которые заменяются звуком, похожим на X с назальным призвуком. Такой дефект вызван тем, что корень языка поднимается и примыкает к мягкому нёбу, в результате чего мягкое нёбо опускается и струя выдыхаемого воздуха проходит через образовавшийся проход в носовую полость. ИСПРАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Постановка отсутствующих свистящих и шипящих звуков может быть осуществлена методом подражания, когда ребенку показывают и объясняют артикуляционные уклады, дают образец правильного произношения звуков. К сожалению, этот прием редко дает положительный результат. Чаще приходится ставить звук заново, используя механический и смешанный приемы. С этой целью следует: 1. Предложить ребенку просунуть язык между верхними и нижними резцами и длительно произносить звук С в межзубном положении. Далее специальным зондом или концом шпателя надо нажать на кончик языка и завести его за нижние резцы. Не вынимая зонда, продолжать произносить протяжно звук С , слегка растянув губы в улыбке. Изолированное произношение звука С закрепляется в со слоговых рядах типа СА, СО, СУ, СЫ; АС, ОС, УС, ЫС. Для отработки звука З необходимо обратить внимание ребенка на работу голосовых складок: дать ему возможность ощутить звучание данной фонемы, прикладывая руку к собственной гортани и включая и выключая голос. Чтобы научить ребенка произносить звук Ц, надо предложить ему произнести слитно звуки Т и С (ТС), постепенно ускоряя темп. Закрепление появившегося звука начинается с обратных слогов (АТС-АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ). Предложить ребенку сложить язычок «трубочкой» и в таком положении подуть в пузырек. При этом внимание ребенка надо направить на характер воздушной струи (дать возможность ее ощутить), на положение боковых краев языка, которые плотно смыкаются с верхними коренными зубами. Затем зондом или шпателем завести кончик языка за нижние зубы; слегка раздвинуть губы, продолжая дуть в пузырек. Предложить ребенку утрированно произносить звук И на твердой атаке. Затем перейти к воспроизведению утрированных йотированных звуков (и, я, е, ё, ю), фиксируя внимание ребенка на положении губ, языка, сильной холодной воздушной струе. От йотированных звуков следует перейти к произношению мягкого СЬ. И далее закреплять этот звук в сочетаниях: Яяя — СЯ, Еее — СЕ, Ееё — СЁ, Ююю — СЮ; в словах: СЯ — сядь, СЕ — сено и т.д. От мягкого звука СЬ постепенно переходят к твердому варианту фонемы С: НЫ — СЫ, ээ СЭ, аа СА и т.д. Исправляя носовой сигматизм, необходимо научить ребенка контролировать прохождение воздушной струи через ротовую полость. При этом используют известные в логопедии приемы: дутье на ватку, задувание зажженной спички или свечи, поддувание воздушного шарика, игра на дудочке, пускание мыльных пузырей. Сначала ребенок дует при межгубном положении языка, а затем — при межзубном. Важно закрепить у ребенка навыки воспроизведения звука С на ротовом выходе. Закрепив ощущение нужной воздушной струи, кончик языка фиксируется за нижними резцами. 5. При постановке звука Ш ребенку предлагается длительно произносить звук С и убедиться в правильном его звучании. Далее зондом или шпателем поднять кончик языка к верхним альвеолам в положение «чашечки» и слегка лабиализовать (выдвинуть вперед) губы. При этом надо следить, чтобы не образовалась смычка языка с верхними резцами — иначе у ребенка появляется боковой звук С . В качестве базового звука для постановки Ш можно использовать звук Р -шепотный и одновременно шпателем погасить вибрацию кончика языка, слегка лабиализовав губы. Звук Ж можно ставить аналогичными способами, опираясь на сохранные звуки З и Р. Для правильного произношения звука Ч ребенку предлагается несколько раз повторять слог АТЬ и в это время шпателем или зондом поднять передний край языка за верхние резцы, губы слегка выдвинуть вперед. При постановке звука Щ ребенку предлагается длительно произносить сочетания, состоящие из нескольких смягченных звуков Ш (ШЬ-ШЬ-ШЬ).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |