РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В течение года логопед предоставляет родителям возможность изучать индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, еженедельно проводит вечерние беседы с родителями и организует их участие в выполнении домашних заданий. Помимо этого, логопед организует оформление тематических выставок и стендов для родителей, не менее 3 раз в год проводит родительские собрания, планирует показательные выступления детей и т.п. Логопед должен работать в тесном контакте с воспитателем, обеспечивая четкую преемственность этой работы. Поэтому от воспитателя логопедической группы требуется знание речевых и психолого-педагогических особенностей детей, умение подходить к ним индивидуально. Желательно, чтобы воспитатель по возможности посещал фронтальные логопедические занятия, с тем чтобы отмечать, кто из детей испытывает трудности при выполнении заданий логопеда и какие. Ознакомление с некоторыми специальными методическими приемами позволит воспитателю не только эффективно закреплять материал, пройденный логопедом, но и грамотно координировать с ним решение воспитательных задач. Логопед и воспитатель совместно планируют работу по развитию речи детей, определяя тематику и содержание занятий, лексический материал и требования к речи детей на каждом конкретном этапе обучения. Воспитатель планирует ознакомление детей с лексическим материалом по заданным темам, а логопед обеспечивает его автоматизацию и введение в самостоятельную речь. Речь воспитателя должна отвечать правилам фонетики и грамматики. Он должен владеть достаточно широким лексическим запасом. ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ I период обучения Тема: «Звук А» Цель: закрепить у детей навыки четкого различения и произношения звука А. Примерный ход занятий 1. Организационный этап. Логопед предлагает сесть на свои места тем детям, чьи имена он назовет ласково: Лена, Катенька, Вовочка, Леночка, Саша, Сережа и т.д. 2. На доске — предметные картинки. Логопед предлагает вспомнить, какой звук дети учились правильно произносить на прошлом занятии. Дети отвечают: «Звук У». Логопед просит убрать с доски все картинки с этим звуком. Дети выполняют задание, называя картинки: «Утка», «Ухо», «Утенок», «Уха», «Умка» (рисунок мишки) и т.д. Логопед предлагает назвать оставшиеся картинки: «Аня» (рисунок девочки), «Автомат», «Альбом», «Аптека». Затем логопед проговаривает их названия, четко артикулируя Первый звук: А—а— ня, а—а—птека, а—а—льбом. Логопед: В этих словах слышится первый звук? Произнесите хором этот звук. Дети все вместе произносят звук А. Логопед вызывает двух помощников (мальчика и девочку). Логопед: По сигналу мальчика дети произносят звук Адлительно и громко, а девочки — длительно и тихо. Дети выполняют задание. Логопед: Дети, вы произносили звук кратко или тянули его, пели? Если звук Апоется протяжно, значит, он — гласный звук. Логопед прикрепляет на доску символ звука Аи говорит: «Когда МЫ произносим звук А,наш рот открывается так широко, как это нарисовано на картинке». Логопед предлагает детям изобразить беззвучную артикуляцию звука А и показать ее с помощью пальцев рук. 3. Игра «Найди свою пару» Под тихую музыку дети входят в группу и ищут только те картинки, в названиях которых первый звук А (альбом, ангина, автомобиль, автомат и т.д.). Когда музыка заканчивается, каждый ребенок должен найти себе «пару» по принципу «один — много»: аптека — аптеки, антенна — антенны и т.д. Логопед проверяет правильность выполнения заданий, спрашивая детей, какие картинки они выбрали, какой первый звук слышится в их названии. 4. И г р а «Волшебный колодец» Дети садятся на ковер вокруг логопеда, а в это время Антошка вбегает в группу и раздает детям карточки-символы звука А.Вызванный ребенок с помощью удочки с магнитом вытаскивает из «колодца» (большой коробки) картинки: «Улитка», «Альбом», «Ухо», «Индюки», «Аптека», «Аквариум», «Абрикос», «Иглы», «Акробат». Логопед четко проговаривает названия картинок, а дети поднимают карточку-символ, услышав первый звук А. Затем логопед уточняет, какой звук дети учились находить в словах. Итог занятия Логопед: Какой звук мы сегодня учились правильно произносить и находить? Кто запомнил, какой это звук и почему? Дети: Это гласный звук, потому что мы его можем тянуть и петь. Логопед в качестве поощрения дарит детям рисунки, на которых изображены дети, произносящие звук А. Дети наклеивают их в свои тетради. Тема: «Звуки П-Т-К» Цель: закрепить у детей навыки правильного различения и произношения звуков П—Т—К в словах, предложениях, самостоятельной речи. Примерный ход занятий 1. Организационный этап Логопед: Дети, сядьте на свои места в том порядке, в каком я вас назову: — Поля, Паша. (Пауза.) — Катя, Коля. (Пауза.) — Таня, Толя. (Пауза.) Затем логопед разрешает занять свои места остальным детям. 2. Логопед: Ребята, кто был внимательным и запомнил, какие дети сели первыми? Дети: Это были Поля и Паша. Логопед: Какой звук слышится первым в именах П—поля, П—паша? Дети: Звук П. Логопед: А какие дети сели вторыми? Дети: Катя и Коля. Логопед: Какой первый звук в их имени? Дети: Звук К. Логопед: Кого я потом попросила сесть? Дети: Таню и Толю. В их именах первый звук — Т. Во время этого диалога те, кто правильно отвечал на вопросы, получают синие круглые фишки. Логопед просит детей еще раз назвать, какие звуки были первыми в именах. Это звуки П—Т—К. Логопед: Мы можем петь и тянуть звуки П, Ти К? Дети: Нет, не можем. Логопед: Значит, какие это звуки? Дети: Это звуки согласные. Логопед: Мы их будем обозначать синим цветом. 3. В группе появляется веселый Буратино. Он раздает детям деревянные ложки и просит повторить и «отстучать» его песенки: 4. Логопед размещает в трех синих рамках картинки, на которых изображены: кот — на первой; поле — на второй; туфли — на третьей. Логопед просит детей назвать картинки и выделить в словах первые звуки — К, П, Т. Задание: взять со стола предметы и разместить их в те домики, где уже есть картинки с этим звуком. Лексический материал: кубик, тумба, пуля, камень, конь, туман, туннель, павлин, панама и т.д. Дети расставляют картинки на доске под домиками, называют ихи выделяют первый звук. Отличившиеся получают синие фишки. 5. Логопед вместе с детьми рассматривает сюжетные картинки, на которых изображены действия: топать, катать, поднимать Затем по очереди логопед вызывает детей, в чьих именах есть звуки П, Тили К, и шепотом на ухо называет одно из этих действий. Ребенок имитирует действие, а дети в группе угадывают и называют, кто из детей что делает: Таня поднимает, Поля катает, Коля топает и т.д. В качестве поощрения дети получают синие фишки. 6. Игра «Живая картина» Логопед выставляет сюжетную картину, а 1—2 ребенка рассказывают ее сюжет, подбирая соответствующие предметы. Остальные дети в группе называют, что изображено на живой картине: — Поля катает кота на санках. — Таня поднимает с пола камень. — Коля и Толя топают ногами. И т.д. В качестве поощрения дети получают синие фишки. Итог занятия Дети вспоминают, какие звуки слышались во всех словах на занятии. (Звуки П, Т, К.) — Каким цветом они обозначаются и почему? (Синим цветом, потому что они согласные.) Дети подсчитывают, у кого сколько синих фишек, т.е. кто выиграл. Победители получают флажки, которые дома они наклеят в тетради. II период обучения Тема: «Звуки С—С» Цель: научить детей дифференцировать и правильно произносить звуки С—С’. Примерный ход занятия 1. Организационный этап. Логопед предлагает детям по очереди пощупать «волшебный» мешочек и угадать, какой в нем спрятан предмет. Садятся те, кто правильно назвал предметы: письмо, собака, сабля, лисенок, семена, ананас, паста (зубная) и т.д. На индивидуальных и подгрупповых занятиях дети заранее учатся рассматривать эти предметы и анализируют их тактильным способом. 2. Логопед: Послушайте: собака, сабля, ананас. Какой звук слышится во всех словах? Дети: Звук С. Логопед: Вспомните, какой это звук, и найдите его символ на доске. Дети дают характеристику звуку: согласный, глухой, свистящий (подбирают символ-картинку «Насос»). Логопед: А какой звук повторяется в этих словах: осел, лисенок, седло, селедка? Дети: Звук С’. Логопед: Скажите еще раз, какие звуки повторялись в словах? Дети: Звуки Си С’. Логопед: Ребята, звук С звучит твердо, как камешек, а звук С — мягко, как ватка. Возьмите каждый на своем столе камешек и вату и произнесите эти звуки, показывая, как они звучат. Дети поочередно произносят С—С—С, С'—С'—С'и показывают то камешек, то ватку. Логопед: Повторите: какой звук твердый? Какой звук мягкий? 3. Игра «Живые слоги» Логопед открывает фланелеграф; на нем хаотично расположены картинки. На столе стоят две корзины: на одной — синий флажок, на другой — красные губы. Логопед: Ребята, надо в одну корзинку положить все, про что можно сказать «синий», а в другую — все, про что можно сказать «вкусный». Дети по очереди подходят к фланелеграфу и раскладывают картинки, проговаривая: «Я кладу синюю сливу, а ты? — «А я кладу вкусный апельсин» и т.д. 4. Раздается тихая музыка, дети поднимают руки вверх, раскачивают ими, как деревья ветками, и изображают ветер: С—С—С, С'—С'—С' В это время логопед на стол каждому ребенку кладет конверт. Музыка стихает. Логопед: Откройте глаза, возьмите конверты и достаньте оттуда картинки. 1—2 минуты дети рассматривают их. Задание: расскажи, что изображено на картинке из конверта: кто где сидит и кто что несет. Дети составляют предложения, в которых должно быть много слов со звуком С, например: Логопед следит за четким и правильным произношением звуков С—С'. ВОПРОСЫ 1. Какие нарушения лежат в основе фонетико-фонематического недоразвития речи? 2. Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи ребенка? 3. Расскажите об основных задачах коррекционного обучения и воспитания детей с ФФН. 4. Охарактеризуйте три периода программы коррекционного обучения. 5. Структура коррекционных занятий. 6. Основные задачи работы с родителями.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |