Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соотношение биологического и социального в развитии ребенка при нормальном развитии и в случаях различных нарушений психофизического развития.



2019-11-13 435 Обсуждений (0)
Соотношение биологического и социального в развитии ребенка при нормальном развитии и в случаях различных нарушений психофизического развития. 0.00 из 5.00 0 оценок




Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития – наследственность или окружающая среда – привел к теории конвергенции этих двух факторов. Основоположник ее – Вильям Штерн. Он считал, что оба фактора в равной мере значимы для психиче­ского развития ребенка. По Штерну, психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.

Современные представления о соотношении биологического и со­циального, принятые в отечественной психологии, в основном, ба­зируются на положениях Л.С. Выготского.

  Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и соци­альных моментов в процессе развития. Наследственность присут­ствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Выс­шие функции — продукт культурно-исторического развития чело­века, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. Никогда ника­кой признак детского развития, в том числе низшие психические функции, не является чисто наследственным. Под дефектом (от лат. defektus - недостаток) понимается физический или психический недостаток, вызывающий нарушения в развитии ребенка. В современной дефектологии это понятие прак­тически не используется и заменяется понятием «нарушение».

Как отмечалось выше, физическое и (или) психическое наруше­ния определяются как отклонения от нормы, ограничивающие со­циальную деятельность ребенка.

Понятие аномалия означает отклонение от нормы, от общей за­кономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках и в современной специальной литературе встречается крайне редко.

Под понятием патология понимается биологический процесс появления нового качества, болезненного состояния. В.Г. Петрова, подчеркивая общность основных закономерностей развития в норме и при наличии нарушения, определила группы факторов, обусловливающих этот процесс:

- биологические (характер нарушения, его выраженность, время наступления нарушения, состояние физического и психического здоровья ребенка);

- социальные (организованное или не организованное обуче­ние, специально организованное воспитание и обучение);

- собственная активность ребенка.

Нарушение психофизического развития имеет сложную иерархическую структуру:

• первичные нарушения - частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня раз­вития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей;

• вторичные нарушения (социальный вывих), которые возникают и ходе развитие ребенка с особенностями психофизического раз- ШГП1 Я и том случае, если социальное окружение не компенсирует :Этих нарушений.

Ног как характеризовал структуру психофизического наруше­ния (структуру дефекта) Л.С. Выготский: «...органический дефект человека никогда не может сказаться на личности непосредствен­но, потому что глаз и ухо человека не только его физические орга­ны, но п органы социальные, потому что между миром и человеком стоит еще социальная среда, которая преломляет и направляет все, что исходит от человека к миру и от мира к человеку. Голого, несоцпалыюго, непосредственного общения с миром у человека нет. 11 сдостаток глаза или уха означает поэтому прежде всего выпадение серьезнейших социальных функций, перерождение общественных связен, смещение всех систем поведения. Проблему детской дефек­тивности в психологии и педагогике надо поставить и осмыслить как социальную проблему, потому что не замечаемый прежде соци­альный ее момент, считавшийся обычно второстепенным, на самом деле оказывается первостепенным, главным. Его и надо поставить во главу угла. Надо смело взглянуть в глаза этой проблеме, как проблеме социальной. Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган».

У детей с особенностями в развитии отмечаются физические и (или) психические нарушения, которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера нарушения, времени его наступления одни отклонения могут преодолеваться полностью, другие - лишь в некоторой степени. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере ней­трализовать отрицательное влияние первичного психофизического нарушения на дальнейшее развитие в целом.

И основу классификации нарушений психофизического развития положены различные позиции, позволяющие дать многостороннюю оценку первичного нарушения и спрогнозировать возможные вторичные его проявления.

I. И зависимости от времени возникновения:

врожденные (заболевания матери во время беременности, на­ следствен пы генетические поражения);

приобретенные (родовые и послеродовые поражения) нарушения.

2. По характеру расстройств:

органические (поражение материальной структуры мозга);

функциональные (дезинтеграция различных мозговых струк­ тур) нарушения.

3. По степени распространенности патологического процесса:

локальные (затрагивают только один участок коры головного мозга);

диффузные (носят разлитой характер) нарушения. Среди основных групп причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития, принято выделять эн­догенные (генетические и наследственные заболевания); экзоген­ные (факторы среды).



2019-11-13 435 Обсуждений (0)
Соотношение биологического и социального в развитии ребенка при нормальном развитии и в случаях различных нарушений психофизического развития. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соотношение биологического и социального в развитии ребенка при нормальном развитии и в случаях различных нарушений психофизического развития.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (435)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)