Соотношение биологического и социального в развитии ребенка при нормальном развитии и в случаях различных нарушений психофизического развития.
Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития – наследственность или окружающая среда – привел к теории конвергенции этих двух факторов. Основоположник ее – Вильям Штерн. Он считал, что оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка. По Штерну, психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции — продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. Никогда никакой признак детского развития, в том числе низшие психические функции, не является чисто наследственным. Под дефектом (от лат. defektus - недостаток) понимается физический или психический недостаток, вызывающий нарушения в развитии ребенка. В современной дефектологии это понятие практически не используется и заменяется понятием «нарушение». Как отмечалось выше, физическое и (или) психическое нарушения определяются как отклонения от нормы, ограничивающие социальную деятельность ребенка. Понятие аномалия означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках и в современной специальной литературе встречается крайне редко. Под понятием патология понимается биологический процесс появления нового качества, болезненного состояния. В.Г. Петрова, подчеркивая общность основных закономерностей развития в норме и при наличии нарушения, определила группы факторов, обусловливающих этот процесс: - биологические (характер нарушения, его выраженность, время наступления нарушения, состояние физического и психического здоровья ребенка); - социальные (организованное или не организованное обучение, специально организованное воспитание и обучение); - собственная активность ребенка. Нарушение психофизического развития имеет сложную иерархическую структуру: • первичные нарушения - частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей; • вторичные нарушения (социальный вывих), которые возникают и ходе развитие ребенка с особенностями психофизического раз- ШГП1 Я и том случае, если социальное окружение не компенсирует :Этих нарушений. Ног как характеризовал структуру психофизического нарушения (структуру дефекта) Л.С. Выготский: «...органический дефект человека никогда не может сказаться на личности непосредственно, потому что глаз и ухо человека не только его физические органы, но п органы социальные, потому что между миром и человеком стоит еще социальная среда, которая преломляет и направляет все, что исходит от человека к миру и от мира к человеку. Голого, несоцпалыюго, непосредственного общения с миром у человека нет. 11 сдостаток глаза или уха означает поэтому прежде всего выпадение серьезнейших социальных функций, перерождение общественных связен, смещение всех систем поведения. Проблему детской дефективности в психологии и педагогике надо поставить и осмыслить как социальную проблему, потому что не замечаемый прежде социальный ее момент, считавшийся обычно второстепенным, на самом деле оказывается первостепенным, главным. Его и надо поставить во главу угла. Надо смело взглянуть в глаза этой проблеме, как проблеме социальной. Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган». У детей с особенностями в развитии отмечаются физические и (или) психические нарушения, которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера нарушения, времени его наступления одни отклонения могут преодолеваться полностью, другие - лишь в некоторой степени. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного психофизического нарушения на дальнейшее развитие в целом. И основу классификации нарушений психофизического развития положены различные позиции, позволяющие дать многостороннюю оценку первичного нарушения и спрогнозировать возможные вторичные его проявления. I. И зависимости от времени возникновения: врожденные (заболевания матери во время беременности, на следствен пы генетические поражения); приобретенные (родовые и послеродовые поражения) нарушения. 2. По характеру расстройств: органические (поражение материальной структуры мозга); функциональные (дезинтеграция различных мозговых струк тур) нарушения. 3. По степени распространенности патологического процесса: локальные (затрагивают только один участок коры головного мозга); диффузные (носят разлитой характер) нарушения. Среди основных групп причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития, принято выделять эндогенные (генетические и наследственные заболевания); экзогенные (факторы среды).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (435)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |