Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды нарушений звукопроизношения, их характеристика. Методика коррекционной работы (на примере 1-2 групп звуков).



2019-11-13 815 Обсуждений (0)
Виды нарушений звукопроизношения, их характеристика. Методика коррекционной работы (на примере 1-2 групп звуков). 0.00 из 5.00 0 оценок




Звукопроизношение - процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной системы (центрального речевого аппарата). Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Обычно нарушаются следующие группы звуков:свистящие – С, СЬ, З, ЗЬ; шипящие - Ш, Ж; аффрикаты – Ц, Ч, Щ; сонорные – Л, ЛЬ, Р, РЬ; заднеязычные – К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ; звонкие согласные; мягкие согласные. У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение звукопроизношения определяется как простое или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное или полиморфное.В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

-искаженное произношение звука (например – горловой звук Р);-отсутствие звука в речи ребенка (например, коова вместо корова); -замена одного звука другим (колова)

 Кроме видов и форм нарушения звукопроизношения, существуют три уровня нарушения:

-полное неумение произнести звук; правильное произношение изолированного звука, но искажение или пропуск его в спонтанной речи, т,е, недостаточная автоматизация звука;смешивание звука в речевом потоке с другим, близким по артикуляции или звучанию, т.е. нарушение дифференциации звуков. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Иногда причина кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата ( нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимо вмешательство ортодонта. Подобные нарушения называются фонетические, т.к. звук звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова. Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуками, близкими по артикуляции. Такие нарушения называются фонематическими, т.к. при замене одной фонемы другой нарушается смысл слова (рак – лак). В случаях, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы искажаются, нарушения называются фонетико-фонематическими. Знание видов, форм и уровня нарушения звукопроизношения помогает логопеду определить методику и характер коррекционной работы с детьми. Задачей работы логопедической группы в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Для коррекции речи зачисляются дети с ФНР и ФФНР и ОНР. Деятельность лого.группы состоит из нескольких этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.

1.Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит ИО , где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы. 2.Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения. 3.По окончании коррекционного этапа наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.

50.Коррекция заикания в разные возрастные периоды. Обзор основных методик преодоления заикания.

Заикание — это нарушение звукопроизношения, обусловленное нарушением темпо-ритмической организации речи,обусловленное судорожным состоянием мыщц реч.ап-та.

К заиканию у младших школьников, будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении. Использовать упражнения спонтанные ответы на несложные вопросы о сказочных персонажах, беззвучное артикулирования. Ритмизация речи. Тренировка проводимая с учетом разных условий – лежа, стоя, в движении (от положения тела в пространстве может изменяться глубина дыхания).К заиканию у старших школьников – более объемная работа, и ко всему предложена способам добавления отработка текстов, сложных по содержанию. Необходимо включать работу по построению грамотной речи, умению учитывать держать речь в спорах, дискуссиях, конфликтах. К заиканию у школьников, целесообразно вести в группе, позволяет избежать очень частого побочного эффекта, когда ребенок говорит с логопедом без запинок, а в реальной жизни заикается. Групповая работа отличается от других как логопедической, дидактической работой, так и подбором соответствующей психотерапии. Ведется объединенная работа специалиста с родителями детей. Методика Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау - авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста - Н.А. Власова и Е.Ф. Рау построили нарастание усложнений речевых упражнении в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Методика Н.А. Чевелевой - в своем пособии предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников 1-4 классов в процессе ручной деятельности. Меняется в основном здесь лишь выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Методика В.М. Шкловского - объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая использование различных вариантов суггестивных форм с работой по перестройке нарушенных отношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта и невропатолога. Методика Г.А. Волковой - у заикающихся детей разного возраста имеется неоднозначное отношение к коллективу играющих.



2019-11-13 815 Обсуждений (0)
Виды нарушений звукопроизношения, их характеристика. Методика коррекционной работы (на примере 1-2 групп звуков). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды нарушений звукопроизношения, их характеристика. Методика коррекционной работы (на примере 1-2 групп звуков).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (815)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)