Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми с речевой патологией.



2019-11-13 555 Обсуждений (0)
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми с речевой патологией. 0.00 из 5.00 0 оценок




Логопедическая ритмика — одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик воспитания, лечения и обучения детей с речевой патологией. Главная задача— улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.

Нарушение ритма речи затрудняет общение ребенка, имеющего расстройства слуха и речи, с нормально говорящими людьми. Занятие ритмикой развивает внимание (слуховое, зрительное, тактильно вибрационное), память, волю, быстроту двигательной реакции тех процессов, которые помогают ребенку воспринимать все окружающее. Таким образом, ритмика способствует общему развитию и обучению ребенка.

В задачи логопедической ритмики входят:

— организация детского коллектива с целью развития навыков движения в коллективе;

— выработка умения сосредоточить внимание (слуховое, зрительное, тактильно-вибрационное); — выработка ответной двигательной реакции на звуковой и зрительный раздражители; — развитие слуховой и зрительной памяти — развитие волевого импульса (тормозной деятельности, умения переключаться с одной деятельности на другую).

Для детей, страдающих дизартрией, коррекционное обучение осуществляется в следующих направлениях: - развитие и систематическая тренировка мышечного тонуса, силы, ловкости и выносливости, быстроты и точности движений, ритмичности и пластичности движений; - развитие дыхательных кинестезий и кинетической системы движения; развитие соматопространственной ориентации и зрительномоторных координаций; тренировка высоты и силы звучания голоса; - развитие тембровых характеристик голоса и просодического компонента речи;

Логоритмическое коррекционное обучение детей, страдающих алалией, осуществляется в следующих направлениях:- развитие восприятия (оптического, слухового, тактильного гнозиса);- активизация стимулирования подражательной деятельности;- тренировка всех видов памяти при постепенном увеличении объема предъявляемого материала; - развитие двигательного и артикуляционного праксиса; - обучение планированию и организации любого действия;- автоматизация предметных действий при многократном повторении заученных схем; - перенесение заученных речедвигательных навыков в самостоятельную речевую и языковую деятельность;- тренировка двигательных и артикуляционных кинестезий; - развитие понимания чужой и собственной речи;- развитие абстрактного и образного мышления у детей, через задачи, загадки, игры.

В содержание логоритмических занятий включены следующие виды заданий:- ходьба и маршировка в различных направлениях;- упражнение на развитие дыхания, голоса и артикуляции;- упражнения, регулирующие мышечный тонус; - упражнения, активизирующие внимание и память;- счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;- ритмические упражнения; - пение;- упражнения в игре на музыкальных инструментах;- самостоятельная музыкальная деятельность;- игровая деятельность; Структура занятия может не всегда включать все перечисленные элементы. Для соблюдения принципа постепенного усложнения заданий практический материал следует распределять в определенной последовательности: ритмическая разминка, общеразвивающие упражнения, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, речевые упражнения, слушание музыки. Такая последовательность заданий обеспечивает правильное чередование физической и психической нагрузки в упражнениях. У детей с онр иногда наблюдаются парезы лицевой мускулатуры, поэтому на логоритмических занятиях проводятся специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений.Работа по разделу «Пение» проводится поэтапно. Первый этап — пропевание гласных. Основная задача этого этапа — развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух. Второй этап — чистоговорки с пением на постановку шипящих и свистящих, аффрикатов. Третий этап — чистоговорки с пением на постановку сонорных звуков. Четвертый этап — закрепление всех звуков в свободной речи. В процессе работы над звукообразованием и дыханием, дети учатся «тянуть» звук, не «разрывать» слово. Усвоению основных движений способствуют ходьба, бег, поскоки и прыжки в различных направлениях с использованием зрительных и слуховых ориентиров для развития динамического слуха дается музыка разного темпа. Общеразвивающие упражнения позволяют детям управлять своими мышцами. Упражнения с предметами (мячи, флажки, кубики и др.) нормализуют мышечный тонус, формируют правильную осанку. На логоритмических занятиях проводятся упражнения, формирующие правильный артикуляционный уклад для произнесения конкретного звука. Для развития словаря и грамматического строя речи используются музыкально-дидактические игры. Проведение логоритмических и музыкальных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка.

57.Организация и содержание обучения и воспитания детей с общим недоразвитии речи.

Обучение и воспитание детей с нарушениями речи осуществляется в системе непрерывного образования, основными ступенями которого являются дошкольное, начальное и среднее образование. С этой целью созданы специальные детские сады, логопедические группы и логопедические пункты в массовых детских садах, логопедические пункты при общеобразовательных школах и специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Ведущая роль в этом процессе принадлежит дошкольным учреждениям, в которых наряду с выполнением общеобразовательных и воспитательных задач предусматривается специальная работа по формированию у детей правильной речи. Основные задачи логопедического обучения детей с различными видами речевых аномалий в условиях специальных дошкольных учреждений включает в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается: своевременным обследованием детей;рациональным составлением расписания занятий;планированием индивидуальной работы с каждым ребенком; наличием планов фронтальных занятий; оснащением их необходимых оборудованием и наглядными пособиями; совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями. Для дошкольных групп детей с нарушениями речи разработан режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Совместно с логопедом (в группах ОНР, ФФН) планируется занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, подготовке е письму и т.д.

58.Организация и содержание обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

ФФН – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами, из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте. Дети, поступившие в группу с ФФН, должны усвоить объем основных знаний, умений, навыков, которые необходимы для успешного обучения в общеобразовательной школе. Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыки звукового анализа и синтеза. Коррекция обучения предусматривает определенный круг знаний об окружающем и соответствует объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.Коррекция у дошкольников с ФФН. На материале правильного произношения звуков осуществляется следующее: - развитие внимания к морфологическому составу слов и изменение слов и их сочетание в предложении; - воспитание у детей правильно составлять простые предложения и распространенные и сложные , употреблять разные конструкции предложения в связной речи; - развитие связной речи ребенка над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;- развитие словаря детей путем привлечения внимания к способности словообразования; - развитие произвольного внимания и памяти.

Первый этап дифференциации: каждый звук после того как достигнет его правильного произношения, сравнивание на слух со всеми артикуляционными и акустически близкими звуками. Второй этап дифференциации: второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, производится не только на слух, но и в произношении. Коррекция у школьников с ФФН. Постановка отсутствующих и неправильных произносимых звуков, введение поставленных звуков в речи и развитие навыков анализа и синтеза звуков состава слов. Большое внимание уделяется сознательному закреплению артикуляции звука. Поставленный звук вводить в самостоятельную речь. Чтобы лучше дифференцировать смешанные звуки внутри одной группы, сначала научить произносить и различать каждый звук в пределе одной фонематической группе.

59.Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении и воспитании детей с речевыми нарушениями.

Семейное воспитание оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка. Особое значение при этом имеют особенности межличностных отношений в семье. Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Еще в 30-х гг. были выделены следующие родительские установки: «принятие и любовь»; «явное отвержение»; «излишняя требовательность»; «чрезмерная опека». Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» вызывает у детей задержку развития речи и социальных навыков, ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. В. И. Гарбузов с соавторами выделили три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка. Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) Проявляется в чрезмерной опеке, болезненном восприятии его неудач, стремлении самолично решать его проблемы. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе. Воспитание по типу В (эгоцентрическое) — "кумир семьи"— культивирование внимания всех членов семьи на ребенке. Такой тип воспитания приводит к дезориентации ребенка, формированию у него невротических реакций. Таким образом, наличие неадекватных родительских установок и типов семейного воспитания является одним из факторов риска речевых нарушений у детей. Основные задачи учителя-логопеда в работе с родителями:

Оказать квалифицированную поддержку родителям.Помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду. Создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка. Формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.



2019-11-13 555 Обсуждений (0)
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми с речевой патологией. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми с речевой патологией.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)