Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преодоление ошибок письма, обусловленных несформированностью звукового анализа и синтеза.



2019-11-13 330 Обсуждений (0)
Преодоление ошибок письма, обусловленных несформированностью звукового анализа и синтеза. 0.00 из 5.00 0 оценок




Обучение письменной речи — один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дисграфические ошибки - это специфические ошибки письма, не связанные с применением грамматических правил родного языка. Различные виды дисграфии (нарушений письма) - явление в школе нередкое. 40 % детей от общего количества учащихся начальных классов имеют тот или иной вид дисграфии. Поэтому проблема оказания помощи детям с нарушениями письма остаётся очень актуальной. Дисграфия не является самостоятельным речевым нарушением, это составляющая нарушений темпов развития психики и моторики, которые часто связаны с незрелостью и амбидекстрией.
Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности и написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Наиболее характерны следующие ошибки: • Пропуски согласных при их стечении (диктант— «дикат») • Пропуски гласных (собака - «сбака», дома - «дма») • Перестановка букв (тропа - «прота») • Добавление букв (таскали - «тасакали» • Пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота») • Слитное написание слов, предлогов, с другими словами (идёт дождь - «идёдошь») • Раздельное написание частей слова (приставки и корня слова) - наступила - на ступила» • Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них.
Игры и игровые упражнения на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, чтения слогового и целыми словами 1. Игра «Слова-матрешки». Расширение поля зрительного восприятия, развитие внимания, формирование навыка чтения, активизация и обогащение словаря. Детям предлагается прочитать слова и найти другие слова, которые «прячутся» в них. Следующий этап - найти слова в сплошном наборе букв, прочитать в нём короткие предложения. (бусы, гроза, чайник, снегирь). • стол(в) - ствол. • заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: лист (лифт), корона (ворона), город (горох). • найти в предложении слова, различающиеся одной буквой: «Ваня не скрыл, что вскрыл письмо», «Осы не любят росы». 2 . Вставка букв в слова. Цель: формирование навыка чтения, развитие звукового анализа, формирование понятия о смыслоразличительной роли буквы, получаем разные слова • Вставить разные гласные, чтобы слова не повторялись: Л_ПА, Л_ПА, Л_ПА. • Вставить разные согласные, чтобы слова не повторялись: _ОДА, О_ДА, О_ДА. • Прочитать 4 слова (столбик). Назвать буквы, оторые пропущены в каждом из них. __руг д__озд __венит __стреча д__уг др__зд з__енит вс__реча др__г дро__д звен__т вст__еча дру__ дроз__ звени__ встр__ча • 3. Составление слов из букв. Задание, развивающее навыки звукобуквенного синтеза. Может предлагаться как со зрительными опорами, так и без них. Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить: не пропустил ли он букву ( в этом случае останется пустая клетка). Можно выполнить, подобное задание отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из букв. Например, Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к) Игры и игровые упражнения на формирование навыков слогового анализа и синтеза, слогового чтения 1. Работа по слоговым таблицам. Способствует формированию навыка слогового чтения, развивает зрительную память. Ребенок учится читать слог целиком, составлять слова из слогов по схемам. 2. Составление слов из слогов. Учащимся предлагается найти и соединить флажки так, чтобы получились слова. Дополнительные задания: Сколько флажков находится вверху? Сколько внизу? Назовите орфографические правила, которые встречаются в словах. 3. Путаница. Составление слова из слогов, предъявляемых на слух. Для этого необходимо удержать в памяти слоги, поменяв их местами, например, ки, ру (руки), вы, сли (сливы), неть, чер (чернеть). Игру можно проводить с перекидыванием мяча. 4. Дидактические игры. • «Слоговое домино» Игра на составление слов из слогов, представляет собой несколько комплектов карточек, разрезанных так, что на каждой карточке находится последний слог одного слова и начальный другого. Правильно разложив карточки по принципу домино, получаем цепочку слов.
110.Методика коррекционной работы при дислалии (на примере свистящих звуков).

 В группе свистящих звуков С, С', З, З', Ц основной является артикуляция звука С, и значит будет базовым для этой группы (для С базовый звук - И, Ф).перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки. В начале артикуляционные движения будем выполнять медленно, неторопливо, затем постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики будем увеличивать. От детей будем добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений (за небольшой, маленький успех девочку хвалим). Каждое упражнение будем выполнять от 5 до 10 раз, количество повторений будем увеличивать по мере совершенствования артикуляционной гимнастики параллельно с увеличением темпа движений. Комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики. (для выработки артикуляционных укладов звуков С, С', З, З', Ц ) Упражнения для челюстей: Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми зубами. Тоже в быстром темпе. Легкое постукивание зубами - губы разомкнуты. Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбка» То же с сомкнутыми губами и зубами. «Рупор» «Трубочка», «Хоботок» Попеременное выполнение «Улыбки», «Трубочки» «Заборчик», «Рупор», «Трубочка» Вращательные движения губами. Отставление нижней губы от зубов и десен. Втягивание нижней губы внутрь рта. Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной челюсти)

111.Методика формирования просодической стороны речи при дизартрии.

Просодика – это интонационно выразительная окраска речи. Она представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи, которыереализуются через такие качества речи, как речевое дыхание, тембр, высота, сила, модуляции голоса, темп, пауза, ритм, логическое ударение. Именно темпо-ритмические и мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи детей с дизартрией. Речь при дизартрии у детей смазанная, нечёткая. - Темп речи нарушен. Он может быть ускоренным или замедленным (чаще ускоренным). - Фраза формулируется нечётко: беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, фраза недоговаривается до конца. - Голос то тихий, то громкий, монотонный, часто назализованный, хриплый. - Преобладает ключичный тип речевого дыхания: вдох короткий, поверхностный, выдох слабый.

Нарушения просодической стороны речи у детей с дизартрией влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи, не дают возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля, могут вызвать семантические нарушения и затруднять коммуникацию. Однако, до настоящего времени эта проблема остаётся малоизученной. В научно-методической литературе имеются лишь единичные исследования состояния просодики и приемы преодоления просодических нарушений у детей с дизартрией.
При обследовании просодики у детей с дизартрией можно придти к следующим выводам:
1.Все показатели результатов обследования отстают от нормы по количественным и качественным показателям.
2. Наиболее сформированы у детей способность к восприятию и воспроизведению ритма и модуляции голоса по силе.
3. На самом низком уровне развития: восприятие интонации и логического ударения .
4. Способность к восприятию интонационных структур развита слабее, чем способность к их воспроизведению.
Однако единой методики коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией нет. Поэтому при составлении коррекционной программы нет, поэтому можно использовать несколько методик: Методика В.Т.А. Сорокиной, которая представлена в диссертации «Коррекционно-педагогическая работа по формированию интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом», из методики А.В.Коротковой - поэтапность коррекционного воздействия, разработанная для детей с ДЦП, методика развития речевого дыхания Н.Н.Гончаровой, Т.Г.Шишковой, комплексный ортофонический метод Е.С.Алмазовой, «Методика преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии» Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, методики И.А.Поваровой, Е.Ю. Румянцевой Направления работы III этапа:
1.Развитие просодической стороны речи.
-Формирование и дифференциация различных интонационных структур в экспрессивной речи. Упражнение: Отработка различных интонационных конструкций с интонационным центром в разных позициях. Работа проводится на материале считалок, диалогов, сказок.
- развитие воспроизведения логического ударения Упражнение: Логопед просит произнести фразу, выделяя голосом сначала первое слово, потом второе и т.д. - автоматизация полученных навыков в практической деятельности. Упражнение: Чтение текстов-диалогов по ролям, разыгрывание сценических диалогов

 



2019-11-13 330 Обсуждений (0)
Преодоление ошибок письма, обусловленных несформированностью звукового анализа и синтеза. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преодоление ошибок письма, обусловленных несформированностью звукового анализа и синтеза.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)