Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления логопедической работы при коррекции общего недоразвития речи.



2019-11-13 442 Обсуждений (0)
Основные направления логопедической работы при коррекции общего недоразвития речи. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные направления, содержание и методы логопедической работы при ОНР 1 уровня. Дети с ОНР не могут спонтанно встать на онтогенетичес­кий путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длитель­ный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.Обучение детей первого уровня речевого развития пре­дусматривает: развитие понимания речи; развитие самосто­ятельной речи на основе подражательной деятельности; фор­мирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований.Логопедические занятия с безречевыми детьми проводят­ся небольшими подгруппами (2—3 человека) в форме игро­вых ситуаций, что помогает постепенно формировать мотивационную основу речи. При этом используются персонажи кукольного театра, заводные игрушки, теневой театр, фланелеграф и т. д.Работа по расширению понимания речи базируется на развитии у детей представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, понимания конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления.С первых моментов логопедической работы детей ори­ентируют на понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием. Логопед говорит короткими фраза­ми из 2—4 слов, употребляя одни и те же слова в разных грамматических формах, повторяя отдельные словосоче­тания.

Дети усваивают в импрессивной речи названия предме­тов, действий, совершаемых самим ребенком, постепенно приучаются различать признаки предметов. Материалом для проведения таких занятий являются игрушки, одежда, посуда, продукты питания и т. д. Одновременно они обучаются пониманию некоторых грамматических значений. Особое внимание обращается на умение различать грамматические формы единственного и множественного числа существительных и глаголов; об­ращения-повеления к одному или нескольким лицам (сядь — сядьте); глаголы, близкие по звучанию (везут— несут; купается — катается); действия, близкие по сход­ству ситуации (шьет, вяжет, вышивает, лежит, спит), а также противоположные по значению (надень — сними, включи — выключи) и т. д. Формирование пассивной речи способствует преодолению конкретности и недифференцированности словесных понятий. Точное понимание рече­вых инструкций контролируется ответным действием ребен­ка. Важно правильно организовать предметную ситуацию, подобрать соответствующий дидактический и игровой ма­териал. При этом необходимо использовать музыкальные занятия, изобразительную деятельность, экскурсии, про­гулки и т. д. Упражнения проводятся при хорошем эмоци­ональном контакте с ребенком, устойчивости его произ­вольного внимании.Развитие самостоятельной речи является необходи­мым условием для        формирования активного лексического запаса у детей. Логопед называет те слова, словосочетания и фразы, которые хотел бы включить в экспрессивную речь ребенка.Создается ситуация, которая вызывает коммуникатив­но-познавательную потребность в речи. Появившиеся зву­ковые комплексы или лепетные слова в игровой форме нуж­но неоднократно повторить в разной тональности, темпе, с разной интонацией.

Перед ребенком не ставится задача правильного фонети­ческого оформления. На этом этапе детей учат называть: близких людей (мама, папа, баба); простые имена (Тата, Ната, Коля, Оля); выражать просьбы (иди, на, да) в сопро­вождении жеста и т. д. После того как у детей появилась возможность подражать слову взрослого, добиваются воспроизведения ударного сло­га, а затем ритмико-интонационного рисунка одно-двух-трех-сложных слов (мак, киса, машина). Детей учат прира­щивать одинаковые слоги из доступных звуков в конце слова (ру-ка, нож-ка, пап-ка). Лепетные слова необходимо использовать в простых пред­ложениях, содержащих обращение и повеление (мама, дай); указательные слова и именительный падеж существитель­ного (тут киса); повеление и прямое дополнение (дай мяч). При обучении детей употреблению формы повелительно­го наклонения 2-го лица единственного числа первоначаль­но можно ограничиться воспроизведением лишь ударного слога, а затем — двух слогов и более. Детей учат грамматически правильно строить предложе­ния типа: именительный падеж существительного + согла­сованный глагол 3-го лица настоящего времени. Рекомен­дуется предварительно повторить глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа, а затем к осно­ве глагола «наращивать» звук т (сиди — сидит)
Логопед вовлекает детей в речевое общение и приучает к пользованию такой элементарной формой устной речи, как краткий ответ на вопрос. Это является переходной ступе­нью к овладению простым диалогом.

Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Однако отдельные ар­тикуляционные упражнения, уточнение правильного про­изношения имеющихся у детей звуков позволяют создавать благоприятные условия для вызывания отсутствующих. Формирование произношения тесно связано также с усвое­нием слов разной слоговой структуры. Детей обучают неос ознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением соответствующего ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными согласными звуками (ма-па, па-ма), зак­рытые в обратные слоги (пап-ап). В процессе проведения занятий с детьми первого уровня последовательно формируется активное отношение ребенка к языковой действительности. Стержневым моментом на этом этапе обучения является специально организованная эмоциональная игра с опреде­ленной учебно-речевой задачей. Мотивы, цель и ситуация игры конкретизируются в за­висимости от направленности на овладение словарным за­пасом, начатками грамматических значений. В результате многоаспектного воздействия на речевую деятельность дети переходят на новую ступень развития. Они начинают использовать начатки разговорной речи в раз­личных ситуациях в связи с разными видами деятельнос­ти. Заметно повышается их познавательная и речевая ак­тивность.

Основные направления, содержание и методы логопедической работы при ОНР 2 уровня. Обучение детей второго уровня осуществляется пре­имущественно в дошкольных группах для детей с ОНР (с 4-летнего возраста), в подготовительном классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи I отделения (с 6— 7-летнего возраста). Коррекция речевого дефекта с одновре­менным медикаментозным воздействием при показаниях может периодически проводиться на базе речевых стацио­наров, психоневрологических санаториев (с 4—7 лет — дош­кольное отделение, от 7—13 лет — школьное отделение). Основные задачи обучения включают: интенсивную работу по развитию понимания речи, на­правленную на различение форм слова; развитие элементарных форм устной речи на базе уточ­нения и расширения словарного запаса, практическо­го усвоения простых грамматических категорий; овладение правильным произношением и различени­ем звуков, формирование ритмико-слоговой структу­ры слова. Материалом для обогащения речи детей служит окружа­ющая действительность, изучение которой происходит на основе тематического цикла. Уточняются и накапливаются конкретные понятия, формируется предметная соотнесен­ность слова, выделение и называние действий, признаков и качеств и т. д. Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря, развитие сознательного восприятия речи позволяет наращивать и обобщать языковые наблюдения над смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтак­сическими сторонами речи.

В целях дальнейшего развития понимания речи детей учат различать значение приставок в страдательных прича­стиях; по окончанию глагола прошедшего времени опреде­лять лицо, совершающее действие; определять взаимоотно­шения действующих лиц по синтаксической конструкции (например, предъявляются парные картинки, на одной из которых изображена «нестандартная» ситуация: «Заяц убе­гает от девочки», «Девочка убегает от зайцам»); понимать пространственные отношения предметов, выраженных пред­логами; объединять предметы по их общему назначению (от­бери все, что тебе нужно для шитья); различать падежные окончания (покажи книжку карандашом, карандаш — руч­кой), существительные в уменьшительно-ласкательной фор­ме (себе возьми гриб, дай мне грибок).

Вводятся вопросы, требующие понимания изменения форм слов и их связей в предложении. Развитие элементарных форм устной речи на данном эта­пе предусматривает практическое употребление предложе­ний из нескольких слов.

Обязательным условием успешного обучения детей на данном этапе является понимание ими значения каждого члена предложения. Детей учат отвечать на вопросы, составлять предложе­ния по моделям. Их учат слушать и сопоставлять существительные вини­тельного, творительного (с ударными окончаниями), датель­ного падежей с именительным. Предложения с данными формами слов четко произносит сначала логопед, а затем неоднократно повторяет ребенок. В это время в речь детей вводятся простые определения, обозначающие признаки предметов по величине, цвету, вкусу и т. д. Организуются вопросно-ответные беседы по поводу зна­комых ситуаций и предметов.

Практическое усвоение грамматических форм подготав­ливается развитием слухового восприятия, пассивного и активного словаря, звукопроизношения. Как только дети научатся отвечать на вопросы, состав­лять предложения по демонстрации действий к картинкам, можно приступить к воспитанию умения объединять пред­ложения в маленький рассказ. Широко используется зау­чивание коротких стихов. Овладение правильным произношением включает ис­пользование разнообразных упражнений по развитию ар­тикуляции, вызыванию звуков, различению на слух постав­ленных фонем.

Основные направления, содержание и методы логопедической работы при ОНР 3 уровня. Дети третьего уровня речевого развития в настоя­щее время составляют основной контингент специальных дошкольных и школьных учреждений. В возрасте 5 лет они зачисляются для воспитания и обучения в старшую груп­пу детского сада, с 6—7 лет поступают в подготовитель­ный или I класс школы для детей с тяжелыми нарушения­ми речи.тДети, которые могут быть условно отнесены к верхней границе третьего уровня, при условии достаточной школь­ной подготовки обучаются в общеобразовательной школе с обязательным посещением логопедических занятий на школьном логопедическом пункте.

Основными задачами коррекционного обучения данной категории детей являются: практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонемати­ческого восприятия); подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты; дальнейшее развитие связной речи.

Формирование речевой практики как основы усвоения элементарных закономерностей языка осуществляется на базе развивающегося фонематического восприятия, пра­вильного произношения звуков и правильного восприятия структуры слова; практического умения различать, выде­лять и обобщать значимые части слова; на основе наблюде­ний над связью слов в предложении. Путем планомерного накопления наблюдений над смыс­ловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутье языка и происхо­дит овладение речевыми средствами, на основе которых воз­можен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения. Одновременно дети подготавливаются к успешному ус­воению учебных предметов. Выполнение этих задач тесно связано с развитием позна­вательной деятельности детей, с выработкой у них умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни. Дети с четвертым уровнем речевого развития владеют развернутой фразовой речью, достаточно коммуникабельны, охотно отвечают на вопросы, сами задают их окружающим. Процесс усвоения языковых средств в условиях специаль­ного обучения ориентирован на два аспекта: опора на осмыс­ление и тренировочные упражнения. Воспитанные у детей умения сравнивать, анализировать, выделять различия в оп­ределенных лексико-грамматических категориях позволяют обобщать языковые закономерности, что, в свою очередь, спо­собствует выработке явления переноса и чувства языка.

При реализации принципа системного подхода при обу­чении детей с четвертым уровнем речевого развития по-пре­жнему большая роль отводится взаимосвязанному формиро­ванию лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языка.

Ставятся следующие задачи: развитие у детей умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие — шипящие, звонкие — глухие, мягкие — твердые, р — д), а затем отработка этих дифференцировок в произношении; закрепление произношения многосложных слов с раз­личными вариантами стечения согласных звуков, при этом акцент делается на их дифференциацию, исполь­зование в самостоятельной речи сложной слоговой структуры и звуконаполняемости (птичница, термо­метр, заржавелая проволока, нержавеющая кастрю­ля, баскетболистки играют в баскетбол); Логопедические занятия по формированию произноси­тельных навыков на этом этапе коррекционного обучения включают несколько направлений:закрепление навыков четкого, внятного произношения гласных и согласных звуков;усвоение сложных дифференцировок (ть-ч-сь-щ-с; ррь-лль-й);употребление в речевом контексте слов сложной сло­говой структуры и звуконаполняемости («велосипеди­стки едут на велосипедах» и т. д.). При работе над лексическим компонентом языка вни­мание акцентируется на следующем:на уточнении и расширении значений слова;на формировании семантической структуры слова; на введении новых слов и сочетаний в самостоятель­ную речь.

В связи с этим выделяется направление по обучению де­тей навыкам практического употребления слов в речи. В процессе коррекционного обучения на четвертом уровне также уделяется большое внимание практическому усвоению грам­матических форм языка. Закрепляя навыки изменения слов по числам, родам, падежам, лицам, дети учатся правильно использовать усвоенный материал в различных речевых контекстах и режимных ситуациях. А это, в свою очередь, требует хорошо организованной речевой практики. По-пре­жнему широко используются варианты хорового проговаривания. Это помогает неоднократно произносить каждому ребенку новую форму слова, повышает речевую активность детей, помогает расширить их речевую деятельность.

Разнообразные виды предложений закрепляют направ­ленность внимания на различное звучание вопросов, в за­висимости от этого изменяется время, вид, число глаголов. О выполненных действиях ребенок может говорить от свое­го лица, от лица других детей и т. д. Дети тренируются в построении короткого вопроса и ответа полным распростра­ненным предложением.

В течение всего коррекционного обучения вышеперечис­ленные лексико-грамматические формы изучаются не изо­лированно, а в речевом контексте с опорой на ранее сформи­рованные навыки составления предложений. При формировании у детей навыка связного рассказыва­ния выделяется ряд требований к их речи:раскрытие темы (это условие является обязательным);соблюдение определенного объема рассказа;использование выразительных средств (эпитеты, ан­тонимы, сравнения, метафоры);использование прямой речи;правильная структура повествования, композицион­ная стройность и завершенность рассказа.Работа над связной речью предполагает дальнейшее зак­репление навыков составления разных типов рассказов и пересказов.Таким образом, успешная коррекция речевого недораз­вития осуществляется в результате многоаспектного воздей­ствия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активацию познавательной деятельности дошкольника.



2019-11-13 442 Обсуждений (0)
Основные направления логопедической работы при коррекции общего недоразвития речи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления логопедической работы при коррекции общего недоразвития речи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)