Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика формирования темпо-ритмической стороны речи при заикании.



2019-11-13 586 Обсуждений (0)
Методика формирования темпо-ритмической стороны речи при заикании. 0.00 из 5.00 0 оценок




В зависимости от уровня свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребёнка в условиях логопедической работы с группой детей. Обязательным условием логопедических занятий является их связь со всеми разделами «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» и прежде всего с игрой как основным видом деятельности ребёнка-дошкольника. Значение дифференцированных психолого-педагогических методов воспитания и обучения раскрыто в методике Г.А. Волковой. Система комплексной работы с заикающимися дошкольниками состоит из следующих разделов: методика игровой деятельности (система игр), логоритмические занятия, воспитательные занятия, воздействие на микросоциальную среду детей.

Анализируя существующие в специальной педагогической литературе методики преодоления заикания, мы предлагаем рассмотреть одну из них, как мы считаем, приемлемую и очень эффективную для детей обследуемой группы. Рассмотрим подробнее методику игровой деятельности Г.А. Волковой. Данная методика способствует созданию единого подхода к детям, тесной связи между работой логопеда и воспитателя.

I - этап ограничения речи(режим молчания и шёпотная речь).

Задачи: воспитание у детей общей произвольной моторики и мышц лица путём использования расслабляющих упражнений, артикуляторной гимнастики, логопедической ритмики; отработка речевого дыхания – продолжительности, плавности выдоха; воспитание слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти, произвольного поведения путём развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, внимания, подражательности – через обучение играм, правилам игр, элементам творческой игры; работа над фразой (обучение паузации); активизация и пополнение словаря по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты».

Режим молчания проводится в течение 4 - 6 дней. Логопед (в группе – воспитатель) доступно объясняет детям необходимость молчания, находит условные безречевые сигналы, по которым дети выполняют требования взрослых, обеспечивает достаточное количество разнообразных безречевых игр. Занятия носят обучающий характер. Дети учатся слушать и выполнять указания логопеда, но при этом молчать. Логопед, воспитатели и весь обслуживающий персонал во время режима молчания говорят шёпотом.

Переход к шепотной речи (10 дней) происходит постепенно. Дети, окружающие взрослые в детском саду и дома говорят шёпотом. Этот период ответственный и трудный в организационном отношении. Если логопед и воспитатель не владеет детским коллективом, не приучил детей слушать себя и выполнять требования, то проведение этого этапа невозможно.

Во время общения с детьми логопед использует различные музыкальные сигналы. Подача звуковых сигналов должна быть негромкой, например, под тихие удары бубна дети строятся, под звуки флейты – смотрят на логопеда, воспитателя и т.д. У детей воспитываются зрительная ориентировка, внимание, выдержка, усидчивость, своевременная реакция на сигнал, спокойное произвольное поведение. Досуг дети проводят в играх, но творческие игры ограничиваются, так как свободное общение в творческих играх может привести к громкой речи. Игры проводятся, планируются и регламентируются только логопедом. Во время воспитания шёпотной речи продолжается закрепление полученных навыков правильного речевого дыхания и расслабления. Используется шёпотное произношение считалок, потешек, звукоподражаний с глухими согласными с, ш, х, ф.Проводятся игры на расслабление. Продолжается работа по развитию и упорядочению общей и речевой моторики в подвижных играх с правилами и с сюжетом. Индивидуальные логопедические занятия направлены на дальнейшее совершенствование навыков звуковой культуры речи на материале игр без голоса.

II – сопряжённая речь (4-5 недель). При сопряжённом произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темп, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, паузацию, логические ударения; а также учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как одно слово, плавно, с выразительным интонированием.

В задачи этого этапа входят: воспитание сопряжённого произношения, речевого дыхания; удлинения выдоха, мягкой голосоподачи, слитности гласных звуков в звуподражаниях и словах, просодической стороны речи, подражательности, активности, элементов творчества через обучение правилам игр; коррекция нарушений моторики, звукопроизношения; активизация и пополнение словаря по темам: «Осень», «Фрукты», «Овощи», «Птицы», «Грибы», «Профессии». Для логопеда и воспитателя в этот период важна правильная организация занятий и обучение родителей общению с детьми. Водятся занятия-пятиминутки, которые проводятся фронтально со всей группой, либо с подгруппой детей перед завтраком (на развитие дыхания и голоса), во время занятий, двигательные или расслабляющие упражнения в игровой форме до или после полдника; игры на звукоподражание. Задания меняются со сменой речевого режима.

III – отражённая речь(4 -5 недель). На этом этапе воспитатель проводит занятия не так, как в обычном массовом саду. Материал программы усваивается детьми в процессе сопряжено-отражённой речи. Воспитатель использует элементы вопросно-ответной речи с последующим односложным ответом, который повторяется детьми сопряжённо или отражённо. На досуге используются все виды игр, но творческие по-прежнему носят обучающий характер.

Задачи этапа: воспитание отражённой речи; работа над фразой и просодическими компонентами речи (дыханием, голосом, слитностью, темпом и ритмом речи); развитие моторики (умения расслаблять мышцы); продолжение обучения играм и правилам игр (обучение общению с партнёром, умению следить за игрой других); воспитание произвольного поведения (выполнять требования, исходящие не только от взрослых, но и от товарищей); коррекция нарушений звукопроизношения.

IV – вопросно-ответная речь(8 – 10 недель). В течение этих недель воспитывается в полной мере поведенческая активность и самостоятельность: все дети группы по очереди могут быть дежурными на занятии, водящими в играх, исполнителями главных ролей, режиссёрами игр (с помощью логопеда). Осуществляя индивидуальный подход к детям, по необходимости можно применять облегчённые формы речи. По заданию логопеда и воспитатель на своих занятиях вводит диалоги, инсценировки, творческое рассказывание.

Этап воспитания вопросно-ответной речи подразделяется на два периода. На первом периоде ребёнок отвечает на вопрос полной фразой, его ответ начинается со слов спрашивающего. Фактически это усложнённая форма отражённой речи. Так, на вопрос: «Что вяжет мама?» - ребёнок отвечает: «Мама вяжет…», и только одно слово фразы он произносит самостоятельно. На втором периоде вопрос задаётся таким образом, что в него не включены все слова, необходимые ребёнку при ответе: «Что делают дети?» - «Дети катаются с горки на санках». В этот же период детей учат отвечать одним – двумя словами, т.е. приближенно к разговорной манере общения: «Куда идут дети?» - «В школу».

Задачи этапа: продолжение работы над просодическими компонентами речи; воспитание длительного выдоха, мягкого голосоначала, слитного признесения фразы, правильной паузации, темпа, ритма, интонационной выразительности; воспитание умения отвечать на вопрос полной фразой (первый период), одним словом (второй период), работа над диалогической речью; воспитание личностных качеств: активности, самостоятельности, творчества; продолжение коррекции нарушений звукопроизношения; развитие лексико-грамматической стороны речи; осуществление совместного с воспитателем прохождения программы по темам «Зима», «Дикие животные», «Мебель», «Посуда», «Птицы».

V – самостоятельная речь(8 – 14 недель). Этот этап включает два раздела: воспитание подготовленной самостоятельной речи на материале пересказа и воспитание самостоятельной речи на материале рассказа.

Задачи воспитания самостоятельной речи на материале пересказа: обучение дословному пересказу подготовленного текста с последующей драматизацией, пересказу событий и действий по материалам различных игр; воспитание активности, самостоятельности, произвольного поведения во всех видах игр; продолжение работы по коррекции нарушений звукопроизношения, по развитию лексико-грамматической стороны речи; осуществление вышеуказанных задач на материале программы по развитию речи.

VI–воспитание самостоятельной речи на материале рассказа(4 – 6 недель). Виды работы: обучение описательному рассказу, рассказу по памяти, творческому рассказу.

Первым видом работы является описание внешнего вида какого-либо предмета, игрушки и т.д. Описательный рассказ составляется по образцу рассказа логопеда. Используется приём сравнительного описания двух предметов (признаки сходства, признаки отличия). В конце первой недели каждому ребёнку можно дать задание составить рассказ об игрушке. В течение второй недели осуществляется переход к обучению описательному рассказу по серии картинок и по одной картинке. В конце третьей-четвёртой недели продолжается работа по составлению описательных рассказов об игрушке по картинкам и включается рассказывание по памяти.

Второй вид работы - обучение рассказыванию по памяти. Он складывается из составления совместного рассказа на основе коллективного опыта, из составления рассказов на основе индивидуального опыта. Детям предлагается составить рассказ по памяти на темы: «Семейный праздник», «Прогулка в зимнем лесу», «Новая книжка» и т.д.

К пятой неделе и далее дети обучаются составлению творческих рассказов. Это третий вид работы воспитания самостоятельной речи на материале рассказа. Руководя составлением рассказов, логопед должен помнить о том, чтобы творческое воображение не превращалось в бесцельное фантазирование.

VII– закрепление активного поведения и свободного общения детей.

Задачи работы: содействовать дальнейшему раскрытию и закреплению организаторских качеств детей, дальнейшее воспитание умения анализировать поведение товарищей на занятиях и давать оценку, закрепление умения самостоятельно организовывать и проводить игры с речевым материалом любой сложности. Особое значение придаётся формированию положительных личностных качеств и навыков общего и речевого поведения, а также закреплению навыков пользования самостоятельной речью. Большое значение придаётся также развитию умения играть не только в коллективе, но и индивидуально, подчинять и ограничивать свои желания в соответствии с правилами игры, воспитанию волевых качеств: самоконтроля, ответственности за свои поступки, умения сосредоточиться, быть активным в играх, а если есть необходимость, уметь сдерживать свои чувства и желания. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется тем, как сам ребёнок участвует в речевом процессе, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности в этом процессе. Логопед должен так направлять педагогический процесс, чтобы дети всё активнее участвовали в коммуникативных операциях. Инициатива сначала принадлежит в основном логопеду, а детям отводится роль слушателей, исполнителей (схема: логопед – дети), потом инициатива должна переходить к детям, а логопед выступает в роли посредника, стимулирующего деятельность детей (схема: ребёнок – логопед – дети), а в дальнейшем общение может осуществляться по схеме: ребёнок – дети, а логопед при этом выступает в роли ненавязчивого режиссёра. Свою работу логопед может строить как с опорой на одну из схем, так и на их комбинации, в соответствии с целью и возможностями детей.

85.Направления и содержание логопедической работы при открытой ринолалии.

86.Направления и содержание логопедической работы при закрытой ринолалии.

Коррекция при ринолалии осуществляется комплексно: педиатр, хирург - лицевой пластик, ортодонт, стоматолог, физиотерапевт, массажист, логопед.

Этапы коррекционной работы зависят от операции (1-2 недели жизни ребенка зашивают верхнюю губу - хейлопластика). Уранопластика - в разное время, в несколько этапов, сроки зависят от характера расщелины, от состояния зубно-челюстной системы, от соматического состояния ребенка. Выделяют 2 основных периода проведения коррекционной работы. Дооперационный и послеоперационный.

Дооперационный период логопедической работы с детьми-ринолаликами.

В дооперационный период выделяют 3 этапа коррекционной работы: 1) от 0 до года, 2) от года до 3х лет 3) от 3 лет до момента операции уранопластики.

1 и 2 этап осуществляют родители и воспитатели под руководством логопеда.

Направления работы:

- Вызывать и стимулировать гуление и лепет; активно используется взаимное подражание, когда взрослый повторяет каждый появившийся комплекс. - Внимание моторики правой руки (погремушки вкладывать, сжимать и разжимать пальчики, массаж, пальчиковые игры) С10 мес. перебирать мелкие предметы.

- Ребенок должен находиться в постоянном речевом окружении (накапливать словарь), оно должно быть правильным, интонационно-выразительным. К году уже необходимо проводить различные упражнения на развитие слуховой памяти и внимания, восприятия. Можно уже выполнять игровые артикуляционные упражнения (у кого язык длиннее).

- Развитие ротового выдоха (надувание игрушек, шариков, кораблики).

3 этап дооперационного периода: с 3лет, занятия с логопедом проводятся либо в спец д/с, либо в поликлинике. 2-3 р/н, 10-15мин младшие дошк., 20-30-школьники. Обследование полное, план.

Главная задача-подготовка к уранопластике. Проводится работа по активизации небно-глоточного смыкания. Дифференциация носового и ротового дыхания. Коррекция звукопроизношения.

Структура занятия до операции:

1.Организационный момент 2. Массаж твердого неба по краям расщелины. 3.Массаж на границе твердого и мягкого неба – пассивный и активный. 4. Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки. 5. Развитие нижнедиафрагмального дыхания (физиологического и речевого) 6. Дифференциация ротового и носового дыхания. 7. Мимическая гимнастика, массаж. 8.Развитие артикуляционной моторики по широкой программе, затем специальные упражнения для изучаемого звука. 9. Работа над голосом, интонацией. – далее по структуре.

Приёмы постановки звуков те же, что и при дислалии. Специфика - на каждом занятии вместе с согласными отрабатываются и гласные. Для каждого гласного звука отрабатываются необходимые положения. Автоматизируются на твёрдой атаке, т.к. напрягаются мышцы мягкого нёба и задней стенки глотки - вырабатывается условный рефлекс. (а, э – затем другие звуки.)

Коррекционная работа с ринолаликами после операции.

Послеоперационный период начинается на 20 день после операции по разрешению врача.

Ребенок испытывает болезненные ощущения, щадит себя, органы артикуляции становятся малоподвижными. Эти недостатки изживаются быстро, т.к. ребенок знает приёмы. После операции дети носят защитную плёнку на твердом нёбе. Следить за чистотой. Операции разные. Исход тоже положительный итог операции: твердое нёбо в виде полусферы, мягкое небо - длинное и подвижное, легко отклоняется назад к стенке глотки. – небо плоское, низкое, ротовая щель сужена. Из-за этого ограничена полетность гласных. Мягкое небо - укороченное, малоподвижное, натянуто.

87.Приемы формирования слоговой структуры слова у дошкольников с речевыми нарушениями.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова основывается на развитии речедвигательных навыков и речеслухового восприятия.

В коррекционной работе можно выделить два этапа: 1. Подготовительный этап – работа проводится на вербальном и невербальном материале. Цели: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, сформировать оптико-пространственную ориентацию. 2. Коррекционный этап – работа ведется на вербальном материале. Цель: непосредственная коррекция дефекта слоговой структуры слова.

Подготовительный этап. Работа на невербальном материале: - развивать концентрацию слухового внимания, слуховых гнозиса и памяти на материале неречевых звуков; - работать над ритмом; - формировать общую координацию движений под ритмическую музыку; - развивать динамический праксис рук; - развивать реципрокную координацию рук.

Работа на вербальном материале: - формировать умение слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции; - учить различать одинаковые звукоподражания по силе, высоте, тембру; - развивать подражательность и формировать координированность речи с движениями; - развивать подражательность посредством пальчиковой гимнастики;

- формировать динамический праксис. Коррекционный этап. Уровень гласных звуков. Уровень слогов. Уровень слова.

При отработке слов различной слоговой структуры необходимо учитывать следующее:

- расширение и усложнение структуры усваиваемых слов за счет уже имеющихся у ребенка конструкций; - формирование слоговой структуры на основе определенных схем слов, закрепление изолированно и во фразовой речи.

Далее работа проводится с учетом усложнения слоговой структуры по А.К. Марковой, допускающей искаженное звукопроизношение в словах. Уровень фразы. -усложнять в произношении фразы типа: «Мама сиди», сопровождая картинным материалом или действиями с предметами и игрушками. Далее работа планируется таким образом, чтобы в словосочетаниях или предложениях присутствовали слова, слоговая структура которых усложняется от класса к классу.

Начинать работу надо с нераспространенных предложений, сопровождая их картинным материалом или действиями самого ребенка. Затем предложения распространять, постепенно увеличивая по количеству слов. Ребенок обязательно должен воспроизводить ритмический рисунок слова с помощью хлопков, шагов, постукиваний по столу.



2019-11-13 586 Обсуждений (0)
Методика формирования темпо-ритмической стороны речи при заикании. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика формирования темпо-ритмической стороны речи при заикании.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (586)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)