Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использование наглядных и технических средств в логопедической работе.



2019-11-13 412 Обсуждений (0)
Использование наглядных и технических средств в логопедической работе. 0.00 из 5.00 0 оценок




. Использование наглядных пособий помогает ребенку расширять запас своих представлений,

развивать   познавательную деятельность, повышать общий эмоциональный фон.

К наглядным средствам применяются следующие требования:

♦ они должны быть хорошо видны всем;

♦ подбираться в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка;

♦ соответствовать задачам данного этапа логопедической работы;

♦ сопровождаться правильной и четкой речью;

♦ словесное описание должно способствовать развитию речи, наблюдательности.

Наглядные пособия используются при нарушенных представлениях ребенка о цвете, форме, величине;

при развитии фонематических восприятий; развитии звукового анализа и синтеза;

при закреплении правильного произношения;

расширении словарного запаса; изучении грамматического строя речи; связной речи.

Воспроизведение магнитофонных записей должно сопровождаться беседой и пересказом.

Для успешной коррекции звуков на различных этапах работы возможна запись речи детей на

магнитофон с последующим прослушиваниям.

Кинофильмы и диафильмы используются во время беседы при пересказах содержания, для развития плавной и связной речи, при автоматизации звуков.

Логопедическое занятие с ребенком может включать в себя использование компьютерных технологий или прочих технических средств обучения для более увлекательной работы.

Использование ТСО имеет важное место в коррекции недостатков развития речи детей. К ТСО относится аппаратура, способствующая более эффективному и качественному усвоению и закреплению полученного материала в наиболее доступной и занимательной форме для ребенка.

Рассматривая проблему с психолого – педагогической точки зрения, то можно сказать, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, следовательно, и техническое средство должно быть доступно для восприятия детям, а также вызывать интерес.

На данный момент в логопедии используется огромное количество средств, которые раскрывают их коммуникационные преимущества, которые помогут в индивидуальном коррекционном обучении с учетом темпа развития каждого ребенка. Использование именно технических средств обучения позволяет ребенку расширить возможности в общении, самообразовании, обучении в процессе игры, что, значительно повышает результативность всего коррекционного обучения.

В настоящее время из отечественных разработок широко используются логопедические тренажеры «Дельта» (Москва), «Учимся говорить» (СПб.), «Визуальный тренажер произношения» (Минск). И хотя их не назовешь самыми современными средствами, они остаются самыми доступными для отечественной системы специального обучения.

На сегодняшний день в системе образования происходят достаточно значительные перемены, это научная, методическая, а также материальная база учреждений. В работу педагогов вводится система компьютерных технологий.

Использование наглядных и технических средств обучения несут определенные цели и включают ряд важных задач, направленных на учебную, воспитательную и коррекционную работу. Повышают наглядность, обогащают круг представлений ребенка, создают положительное эмоциональное отношение, развивают познавательную деятельность, пространственное воображение и способствуют развитию мышления. Подготовка учителя – логопеда к занятию становится менее затратной по времени и усвоение ребенком изученного материала происходит быстрее.

113.Приёмы коррекции нарушений звукопроизношения при механической дислалии .

Механическая дислалия - нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Ее иногда называют органической.Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные: 1) аномалиями зубно-челюстной системы: диастемы между передними зубами; 2) отсутствием резцов или их аномалиями; 3) непоправимым положением верхних или нижних резцов или соотношения между верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса). Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого нёба (высокий свод).

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Логопедические занятия проводятся регулярно, не менее 3 раз в неделю. Необходимы домашние занятия с помощью родителей (по заданию логопеда). Их следует проводить ежедневно в виде кратковременных упражнений (от 5 до 15 минут) 2-3 раза в течение дня.

Устранение нарушений звукопроизношения при дислалии осуществляется поэтапно. Весь ход логопедической работы принято разделить на 4 этапа: 1. подготовительный этап; 2. этап постановки звука; 3. этап автоматизации вновь воспитанного звука; 4. этап дифференциации смешиваемых звуков.

I. Подготовительный этап. Рассчитан на подготовку речевых анализаторов к возможности усвоения ребёнком правильной артикуляции звука, то есть ориентирован на воспитание более тонкой и дифференцированной работы этих анализаторов.

При механической дислалии в подготовительный период проводятся консультации с соответствующими специалистами с целью выяснения возможности устранения или хотя бы смягчения имеющихся анатомических дефектов в строении артикуляторного аппарата ребёнка. После этого так же проводится артикуляторная гимнастика (губ, языка).

II. Этап постановки звука. Под постановкой звука понимается его воспитание заново. Постановка звука проводится в случае его полного отсутствия, в случае замены его другим звуком.

Постановка звука достигается путем применения технических приемов, подробно описанных в специальной литературе. В работах Ф.Ф. Pay выделяются три способа: подражанию (имитативный) с механической помощью и смешанный.

Первый способоснован на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражание дополняется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного звука артикуляционные позиции выработаны, достаточно их вспомнить. Можно воспользоваться приемом постепенного нащупывания нужной артикуляции.

Второй способосновывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, и во время повторения он при помощи зонда несколько меняет артикуляционный уклад звука. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.

Третий способосновывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение: логопед, объясняет ребенку, что нужно сделать, чтобы получить нужный звук. При этом способе ребенок оказывается активным, а приобретенная им с помощью логопеда поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи.

III. Этап автоматизации вновь воспитанного звука. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова, в которых звук находится в начале, в конце или середине. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Большую помощь приносит работа по звуковому анализу и синтезу.

IV. Этап дифференциации смешиваемых звуков. Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

В процессе развития дифференциации звуков предлагаются задания на имитацию слогов. Детям предлагается слова и асемантичные звукосочетания, отличающиеся фонетически сходными звуками. Даётся задание определить правильно ли названо слово.

Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает в себя: предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Затем проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и звуковом плане. Большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза.

Данный этап должен быть проведён особенно тщательно до полного исчезновения звуковых замен в устной речи ребёнка.

 

114.Преодоление ошибок письма, обусловленных несформированностью фонематического восприятия

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:



2019-11-13 412 Обсуждений (0)
Использование наглядных и технических средств в логопедической работе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использование наглядных и технических средств в логопедической работе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (412)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)