Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА



2019-11-13 736 Обсуждений (0)
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 0.00 из 5.00 0 оценок




Одно из направлений в современной логопедии — формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения? Анализ – это разделение целого на составные части. Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.

Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»

Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.

Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения. Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: — Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.

При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. Но большинство детей логопедической группы без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны: -трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих — шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать); -искажение слоговой структуры слов(поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула),-грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьям),-побуквенное чтение (К,А,Ш,А),-нарушение понимания прочитанного,-слишком медленный темп чтения,-«угадывающее чтение». Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны: -замены – звуков: свистящих — шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр.; - искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа; - грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.). Подготовка к обучению грамоте — это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме. Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности: выделение в словах первого гласного звука; анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков; определение последнего гласного звука в словах; определение первого и последнего гласного звука в словах; определение наличия либо отсутствия в словах звука; определение первого согласного звука в словах; определение последнего согласного звука в словах; определение гласного звука в середине односложных слов; синтез односложных слов, состоящих из трех звуков; определение позиции согласного звука в словах; определение количества слогов в словах; синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов. Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза: 1. обеспечивает готовность к освоению грамоты; 2. способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.

95.Приёмы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи .

Проблема состояния связной речи у детей с ОНР является актуальной, поскольку оно является основой для осуществления звукового анализа, механизмы которого участвуют в освоении процесса письма. Своевременное выявление детей с дизартрией и проведение с ними специальных занятий в старшем дошкольном возрасте позволяет более качественно подготовить детей к овладению грамотой и предупредить нарушения чтения и письма при обучении в школе. Дошкольное детство является периодом, когда происходит первоначальное общее развитие ребенка, закладываются важнейшие основы, фундамент этого развития, и от того, как подготовлен ребенок к школе всем предшествующим периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации.Монологической речью называют речь одного человека, главная цель которой - сообщить о каких либо фактах и явлениях [47, с. 27]. По мнению А.А. Леонтьева , монологическая речь это развернутая, организованная и произвольная речь, при условии что развернутость требует от говорящего не только правильное называние предмета, но и его подробное и детальное описание; произвольность монологической речи говорящего подразумевает детальное продумывание содержания высказывания и правильный выбор языковой формы; организованность требует от говорящего правильное планирование и программирование речи и видеть монолог как одно целое.Поэтому при формировании звукопроизношения можно и нужно работать и над развитием связной речи. Упражнения на осознание интонации (просьбы, грусти, удивления, радости) помогают детям связно и выразительно излагать задуманное.

1. Рассказ по демонстрируемым действиям. Этот метод учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории. 2. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфе, где действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками (игрушками), что позволяет более абстрактно взглянуть на окружающую действительность. Особенно это проявляется, когда дети сами начинают использовать картинки на фланелеграфе для развития сюжета.

3. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения.

4. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Это самый последний метод, при использовании которого можно увидеть все компенсаторные возможности детей. Ведь здесь очень сложно составить план высказывания из-за отсутствия образца. Вопросы педагога помогают детям обеспечить последовательность этапов изложения. В тоже время отсутствие образца позволяет начать очень трудную, но столь необходимую работу над творческим рассказыванием. Педагогические и коррекционные задачи успешно решаются при правильном выборе методов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно - образное мышление широко использую наглядно - выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы. Используются специально - организованные ситуации, игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета. Для обогащения и активизации словарного запаса проводим речевые игры и упражнения: «Назови одним словом», В качестве сформированности основных критериев связной речи нами были определены такие, как: 1. Умение составлять простые распространенные предложения (по демонстрируемому действию, по картинкам на заданную тему). 2. Умение задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Умение составлять рассказы - описания, загадки - описания по лексическим темам 4. Умение пересказывать небольшие рассказы и сказки. Методика № 1. Беседа.

Цель: выявить умение составлять простые предложение и отвечать на задаваемые вопросы, определить умение различать сезоны и определять словом их характерные признаки.

Вопросы беседы: 1. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?

2. Назови признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.

3. Как ты узнал, что наступает осень?(весна, лето, зима)

4. Какое время года было до нее? Какое наступит после?

5. Чем отличается осень от лета и зимы? (Сравнить длину дня, состояние погоды и др.).

Опираясь на данные исследования О.М. Газиной и В.Г. Фокиной ,мы выделили уровниразвития умений составлять описательный связный рассказ:

Высокий уровень: 9-10 баллов: ребенок правильно называет время года, его признаки, отмечает изменения, происходящие при наступлении того или иного времени года, умеет правильно и логически выстроить цепочку из сменяющих друг друга времен года, на вопросы задаваемые педагогом отвечает развернуто, с подробным описанием. Беседа строится в виде лаконично построенного описательного рассказа.

Средний уровень: 5-8 баллов: ребенок отвечает на вопросы кратко, не умеет связно рассказать о сезонных явлениях, некоторые вопросы вызывают затруднения, не умеет обобщать и делать выводы.

Низкий уровень: 0-4 балла: беседа строится на кратких ответах на вопросы педагога, в диалоге ребенок испытывает затруднения, речь бедна высказывания короткие, связность рассказа отсутствует.

 

 



2019-11-13 736 Обсуждений (0)
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (736)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)