Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторические аспекты развития ОВОС в РФ и за рубежом



2019-11-20 1011 Обсуждений (0)
Исторические аспекты развития ОВОС в РФ и за рубежом 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекции по дисциплине

Оценка воздействия на окружающую среду

В России экологическая оценка реализуется через механизмы ОВОС и ЭЭ.

ОВОС – комплексная оценка воздействия на среду, разработанная в рамках проекта или как отдельная исследовательская стадия или параллельно с проектированием.

ГЭЭ – контрольная процедура по оценки возможности реализации намечаемой деятельности и достаточности предусмотренных мер.

ОВОС +ГЭЭ – национальная процедура экологической оценки.

Исторические аспекты развития ОВОС в РФ и за рубежом

Любая проектная и предпроектная документация, связанная со строительством различных хозяйственных объектов, размещением производств, освоением территорий и т.д., должна включать раздел «Охрана окружающей среды», который связан с оценкой воздействия на окружающую среду.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намеченной хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» от 16.05.2000 №372 // БНА.1995, №1 (Рег. в Минюсте РФ 04.07.2000 №2302).

Впервые оценка воздействия на ОС была применена в практике природоохранной деятельности США, затем, преимущественно в 70-е годы XX века, она распространилась на все экономически развитые страны мира.

В 1970 году в США был принят Акт о национальной политике по охране окружающей среды National Environmental Policy Act (NEPA). В нём рекомендовалось «учитывать при принятии крупных решений экологические последствия планируемой деятельности». Поэтому принятию решений, способных повлечь «значительные экологические последствия», должно предшествовать составление специальной «Декларации об экологических последствиях» (Environmental Impact Statement – EIS).

В США в процессе становления ОВОС (дословный перевод термина Environmental Impact Statement – EIS) были сформированы основные требования к его выполнению:

1) Всесторонние исследования и выявления ожидаемых экологических последствий альтернатив предлагаемой деятельности

2) Возможность использования EIS при принятии решений по проекту.

3) Доступность EIS для замечаний заинтересованных сторон, в том числе населения (Дьяконов, Дончева, 2002)

Европейские страны, продолжая инициативу США, 3 июля 1985 года принимают Директиву Европейского сообщества, которая была направлена на включение процедуры оценки воздействия на окружающую среду в процессе принятия решений по определенным проектам, для которых она была обязательна. В 1991 году была принята конвенция о проведении ОВОС объектов, которые могут иметь значительные трансграничные экологические последствия. Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте подписали 29 государств, в том числе и Россия, ратифицировавшая ее в 1994 году. (Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте / ООН. Экономический и Социальный Совет ЕЭК. 25.02-01.03.91. Подписана правительством СССР 06.07.91. Подтверждено Правительством РФ от 13.01.92 № Н-№11. ГП МИД РФ; Журнал «ЭЭ и ОВОС», М.; ЦЭП, 1997, №. С.115.)

В России ОВОС стала проводиться в начале 90-х годов XX столетия, когда в 1985 году Госстроем СССР были приняты строительные нормы и правила (СНиП), по которым впервые от проектировщиков требовалась оценка состояния окружающей среды и экосистем в регионе предполагаемого строительства, а также прогноз воздействия на них со стороны проекта. С 2002 года требование проведения ОВОС было закреплено ст. 32 Федерального закона от 10.01.02 №7-ФЗ «Об охране ОС».

Так, в 1985 г. были приняты строительные нормы и правила СНИП 1.02.01-85 «О составе, порядке, разработки, согласования проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений». Этим документом предусматривается комплексная оценка оптимальности разработанных технических решений по РПР и мероприятия по предотвращению отрицательных воздействий строительства и эксплуатации предприятий на ОС, включая флору и фауну. Однако долгое время эти требования не выполнялись.

В 1988 г. была образована государственная экологическая экспертиза и государственный комитет СССР по охране природы. Выдвигались требования, что бы вся документация (материалы) поступала на ГЭЭ, в разделе ООС ТЭО содержались результаты оценки воздействия деятельности на среду.

В 1989 г. появилось постановление верховного совета СССР о неотложных мерах экологического оздоровления страны, в котором предусматривалось, что финансовое строительство предприятий может осуществляться только при наличии положительного заключения ГЭЭ. Но при разработке проектов продолжал готовиться типовой раздел охрана природы, в котором рассматривались объекты, отнесенные к природоохранным мероприятиям на будущем объекте (необходим прямой толчок). Первые указания по проведению ОВОС были даны инструктивными письмами и инструкциями ГосКомПрироды в 1990 г.

В 1991 г. был принят закон «Об охране окружающей природной среды РФ», который придал ГЭЭ законодательный статус, но не содержал требований по проведению ОВОС.

В 1994 г. принято положение о проведении ОВОС, в котором были сформулированы цели, задачи, этапы проведения ОВОС и в приложении приводился перечень экологически-опасных видов деятельности, для которых обязан проводиться ОВОС (33 вида деятельности).

В 1995 г. СНиП 1.02.01-85 был заменен на СНиП 11.01-95 и появились СП 11- 101-95 и инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной или иной деятельности.

В 2000 г. было принято новое положение об ОВОС.

В 2001 г. был принят закон № 7 «Об ООС», в котором:

а) в ст. 1 дается определение ОВОС;

б) в ст. 3 среди основных принципов ООС называется обязательность проведения ОВОС планируемой хозяйственной или иной деятельности.

Основные понятия, область применения, цель, задачи, правовая база, принципы ОВОС

ОВОС (№ 7 ФЗ) – вид деятельности по выявлению, учету и анализу возможных прямых, косвенных и иных последствий воздействия на ОС, намечаемой хозяйственной или иной деятельности, в целях принятия решений о возможности ее реализации.

По положению 2000 г. ОВОС – процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения по реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности по средствам определения возможного неблагоприятного воздействия: оценки экологического воздействия, учета общественного мнения и разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Область применения ОВОС:

ОВОС проводится для намечаемой деятельности хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация, которая представлена на ГЭЭ независимо от организационно-правовых форм собственности и для всех рассмотренных вариантов на предпроектной и проектной стадиях разработки документации.

Цель проведения: предотвращение или смягчение неблагоприятных воздействий намечаемой хозяйственной или иной деятельности на ПС, и связанные с ней социальные и экономические последствия.

Задачи:

1) Выявление и анализ всех возможных воздействий, намечаемой деятельности на среду в районе предполагаемого размещения (вид, характер, масштаб воздействия);

2) Прогнозирование, выявление и оценка изменений в среде в результате воздействия;

3) Предсказания и классификация по значимости экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий;

4) Выявление и учет общественного мнения, общественные предпочтения и ограничения по намечаемой деятельности;

5) Учет подготавливаемых решений возможных воздействий, разработка мероприятий по их предотвращению или смягчению;

6) обоснование по экологическим требованиям принципиальной возможности и условия реализации объекта;

7) анализ и выбор альтернатив.

Правовая база ОВОС:

1 гр. Законодательство РФ.

1. № 7 ФЗ от 10.01.02 «Об ООС РФ»

2. № 174 ФЗ (в ред. от 15.04.98) «Об экологической экспертизе»

3. № 33 ФЗ 14.03.95 «Об ООПТ»

4. № 52 ФЗ 24.04.95 «О животном мире»

5. № 96 ФЗ 4.05.99 «Об охране атмосферного воздуха»

6. Кодексы:

- земельный (2004)

- лесной (1997)

- водный

7. Положение об оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на ОС в РФ. Зарегистрировано в Мингосте, № 2302 от 4.07.00.

8. Конвенция ООН об ОВОС в трансграничном контексте 25.02.94

9. Нормативные документы:

- СНиП 11-01-95 (проектная стадия)

- СП 11-101-95 (Предпроектная стадия)

- Практическое пособие к СП по разработке раздела ОВОС при обосновании инвестиций в строительстве предприятий, зданий, сооружений

- Инструкция по экологически обоснованной намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Приказ № 539 от 25.12.95

- Перечень законодательных и нормативно-правовых документов, используемых при разработке ОВОС, при обосновывающей документации об экологической экспертизе.

2 гр. Законодательство субъектов РФ.

3 гр. Международные договоры и соглашения, стороной которых, является РФ.

4 гр. Решения, принятые гражданами на референдумах или на результате осуществления других форм демократии.

Принципы ОВОС:

1). Презумпция потенциальной экологической опасности намечаемой хозяйственной или иной деятельности;

2). Обязанность проведения ОВОС на всех этапах подготовки обосновывающей документации до представления на ГЭЭ. Материалы ОВОС - составная часть обосновывающей документации;

3). Недопущение негативного воздействия на ПС (принцип превентивности –предупреждения);

4). Принцип альтернативности. Обязательность рассмотрения альтернативных вариантов, включая нулевой вариант (отказ от деятельности);

5). Соучастия общественности (принцип гласности) – обеспечение в участии общественности ОВОС;

6). Научная обоснованность, достоверность материалов по ОВОС, отражение в материалах результатов исследований, выполнение с учетом социальных, экологических, экономических факторов (принцип комплексности или интеграции);

7). Информативность – открытость экологической информации. Обязательное представление заказчиком всем участникам ОВОС возможности своевременного получения достоверной и полной информации;

8). Использование результатов ОВОС в качестве основы для проведения мониторинга послепроектного анализа и экологического контроля при реализации намечаемой хозяйственной деятельности;

9). Проведение исследований и подготовительных материалов по ОВОС, с учетом конвенции ООН об ОВОС в трансграничном контексте, при трансграничном воздействии намечаемой деятельности;

10). Регламентированность этапов и процедур ОВОС;

11). Принцип разумной детализации. Степень детализации и полноты ОВОС определяется исходя из:

- особенностей намечаемой хозяйственной деятельности и предполагаемом воздействии;

- в зависимости от природных условий региона размещения;

- от этапа проектирования.

Объекты экологического проектирования и экспертизы:

1. По отраслям народного хозяйства (виды природопользования):

- природоохранные и защитные объекты;

- биотехнологические объекты;

- градостроительные объекты;

- объекты транспорта;

- объекты промышленности;

- объекты энергетики;

- объекты сельского хозяйства и мелиорации;

- объекты обороны;

- объекты рекреационные;

- объекты культурно-исторические.

2. По типу обмена веществом и энергией в ПТС (природно-технической среде):

поступление в ПС (природную среду) в чужеродном состоянии;

- извлечение субстанции из ПС;

- блокирование;

- ускорение потоков без применения внешней силы;

- превращение субстанции;

- мобилизация (бриз, эрозия);

- иммобилизация (образование наносов, заболачиваемость).

3. По степени экологической (технологической) опасности для ПС определяется по показателям землеемкости, ресурсоемкости, отходности, а также с участием перечня, массы и класса опасности ЗВ (загрязняющих веществ), поступающих в ПС.

Землеёмкость – размер территории, занятый собственно предприятием и зоной влияния на ландшафт.

Удельная землеёмкость – размер земельной площади, необходимый для производства единицы продукции.

Ресурсоёмкость – количество изымаемых ресурсов для производства валовой продукции.

Удельная ресурсоёмкость – количество изымаемых и потребляемых ресурсов на единицу продукции.

Коэффициент экологического использования ресурсов:

Отходность – материальные потоки технологических веществ в ПС, характеризующихся модулем выброса вещества. Это отношение количества выбрасываемых веществ (в единицу массы или объема, в единицу времени на единицу площади).

По степени технологической опасности выделяют четыре группы отраслей:

1. Цветная металлургия, химическая, нефтехимическая, микробиологическая промышленности.

2. Черная металлургия и энергетика.

3. Лесная, ЦБП, топливная промышленность.

4. Промышленность стройматериалов, легкая пищевая, машиностроения, металлообработка.

Альтернативы

Альтернатива – это взаимоисключающие способы достижения цели.

Цель введения альтернативы – процесс ОВОС:

1) Сделать сравнение вариантов систематическим и доступным на всех стадиях.

2) Обеспечение учета экологических факторов при выборе оптимального варианта. Часто включают в набор альтернатив, в качестве базовых:

- Нулевой вариант – отказ от деятельности.

- Вариант, с использованием доступных наилучших природоохранных технологий. По мере проектирования количество разнообразных вариантов постепенно ссужается и детализируется.

Целесообразно введение СЭО (стратегическая экологическая оценка), на уровне которого будут приниматься решения о принципиальном выборе альтернатив (подходом к доступной цели), на уровне проекта реализуется принцип гласности. Возможные альтернативы:

1. Нулевой вариант. Предполагает описание состояния ПС, при отсутствии намечаемой деятельности. Позволяет при выборе вариантов производить строение не только со стандартными и допустимыми уровнями, но и между собой, по степени отклонения от нулевого варианта. Используется при принятии решения от возможности реализации деятельности.

2. Принципиально различные подходы достижения цели.

3. Различные площадки для осуществления намечаемой деятельности. Вокруг этой альтернативы чаще всего возникают конфликты с общественностью, поэтому необходимо определится с выбором площадки на ранних стадиях ОВОС. Ограничителями могут являться: рельеф, почвы, гидрологические условия, природные условия, социальные и демографические факторы и наличие инфраструктуры.

4. Масштаб намечаемой деятельности. В значительной степени определяется целью и может варьировать в небольших пределах.

5. Альтернативы намечаемой деятельности. Более эффективное использование оборудования, строительство дополнительного объекта.

6. Различные типы производственного процесса и оборудования.

7. План площадки размещения и конструкция проекта. Учитываются требования противопожарные и санитарно-гигиенические к генпланам. Учитывается зрительное восприятие.

8. Режим работы предприятия. Определяет величину и интенсивность строительства.

9. Различные варианты смягчения воздействий. Рассматривается после первоначального прогноза воздействия.  Таким образом, в России приняты 4 группы альтернатив:

- Размещенческие

- Технологические

- Инженерные

- Архитектурно-планировочные

Основными критериями выбора оптимального варианта являются:

1. Соответствие местным (природным, социальным, экономическим) условиям;

2. Потенциальное воздействие (виды и интенсивность последствия);

3. Капитальные и эксплуатационные затраты по проекту;

4. Потребность в дополнительной инфраструктуре.

Этапы ОВОС:

Первый этап проведения ОВОС – Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на ОВОС.

На стадии уведомления заказчик:

1. Подготавливает и передает в органы власти обосновывающую документацию, содержащую описание намечаемой деятельности, ее цели, возможные альтернативы, описание условий реализации.

2. Информирует общественность. Информация в кратком виде размещается в официальных изданиях органов государственной власти, если предполагается, что ГЭЭ будет проводиться на федеральном уровне. И в официальных изданиях органов государственной власти субъектов федерации (региональный уровень ГЭЭ) тех регионов, где планируется размещение деятельности и тех, на территории которой возможны воздействия. В публикациях указываются сведения:

- Название, цели, месторасположение предполагаемой цели;

- Наименование и адрес заказчика;

- Примерные сроки проведения ОВОС;

- Ответственный орган за организацию общественных обсуждений;

- Предполагаемая форма общественного обсуждения и формы предоставления замечаний и предложений;

- Сроки и место доступности ТЗ по ОВОС (иная информация). Дополнительная информация в СМИ, телевидения, радио, интернет. Организуется информация органами МСУ при содействии заказчика.

- проводит предварительную консультацию с целью выявления участников ОВОС.

Предварительная оценка. Заказчик собирает и документирует информацию о:

1. Намечаемой хозяйственной деятельности. Информация включает:

- Общие сведения об объекте, месторасположение;

- Цели, реализации;

- Характеристика намечаемой деятельности (Выпускаемая продукция; Пространственно-временная структура и интенсивность использования ресурсов, потребность в сырье, полуфабрикатов; Энергоемкость производства; Проектируемое время жизненного цикла; Сроки реализации проекта; Численность работающих; Общая стоимость строительства и ОПФ; Технологические процессы и производственные параметры; Интенсивность и изменчивость, в пространстве и времени, образования отходов).

- Затрагиваемые территории

- Возможность трансграничного переноса

- Компоненты ПС, подвергающиеся воздействию

2. О состоянии ПС в районе размещения предприятия.

3. О потенциальных, наиболее значимых воздействиях.

Информации о компонентах ПС, которые могут подвергнуться воздействиям.

Описание проводится по району, где заказчику планируется выделить земельный участок, при этом необходимо выявить наиболее типичные условия территории и наиболее весомые особенности. Проследить наличие и отсутствие взаимосвязи между ними, и характер реакции на антропогенные воздействия. Описание состояния ПС предполагает привязку к ожидаемым воздействиям и должно показать степень полноты имеющейся информации и необходимость дополнительных исследований и изысканий на втором этапе ОВОС.

Главное – широта охвата информации. Для незначительного по предполагаемому воздействию объектов, описание состояния ПС может быть выполнено в соответствии с требованиями СНиП 11-01-95 и включать краткую характеристику рельефа, почв, гидрологических, гидрогеологических параметров растительного и животного мира. Количественные показатели могут не приводиться.

Оценка состояния ПС.

Состояние воздушной среды Климатические Аэроклиматические Комплексные характеристики и синоптические параметры, определение опасности, повышение загрязнения атмосферы Уровень загрязнения атмосферы
Состояние водного бассейна Гидрологические и гидрохимические характеристики поверхностных вод Степень загрязнения поверхностных вод и перечень основных ЗВ Водоохранные зоны поверхностных водных объектов Требования и ограничения к строительству в водоохранных зонах Требования рыбоохраны к пользованиям рыбохозяйственных водных объектов Гидрологические и гидрохимические характеристики подземных вод Уровень загрязнения и перечень ЗВ
Состояние территории и геологической среды Инженерногеологические условия Гидрогеологические условия Опасные экзогенные процессы Почвенные условия территории Характеристика землепользования в районе строительства Характеристика нарушенных, эродированных, брошенных земель
Характеристика растительного и животного мира Площади, занимаемые лесами, кустарниками, болотами, неудобьями Типы лесов луговой и травянистой растительности Краснокнижные виды растений Площади, лесонасаждения, сады, парки, заповедники, заказники, растительные памятники природы Техногенные нарушения растительности Видовой состав диких животных, птиц, актиофауны Краснокнижные виды животных Пути миграции Численность и ареалы по видам животных и растений Рыбохозяйственные водные объекты с указанием нерестилищ, зимовьем, мест массового нагула
Сельскохозяйственное и другое использование Характер существующего сельскохозяйственного производства Состояние сельскохозяйственного производства (урожайность по видам культур, поголовья скота, птицы, основных пород) Сведения о наличии производственного, сельскохозяйственного, коммунально-пользование территории бытового объекта, затрагивающего предполагающую деятельность

Сведения о возможных значимых воздействиях на ПС.

1)

· Объем выбросов атмосферу

· Перечень ЗВ, количество, источники

· Уровень загрязнения атмосферы (ЗА)

2)

· Объем водопотребления и водоотведения

· Состав СВ

· Концентрация примесей в СВ

· Способы очистки и эффективность

· Условия сброса СВ в водные объекты

3) Перечень, виды, количество отходов, класс опасности, способы складирования или утилизации

4)

· Энергетические загрязнения (шум, вибрация, электромагнитные волны)

· Уровни

· Способы защиты

5) Воздействия объекта при аварийных ситуациях

6)

· Площадь отчуждаемых земель

· Количество земель, изымаемых у различных землепользователей

· Параметры нарушения рельефа

· Степень нарушения земель

· Воздействие на сельскохозяйственное производство

· Воздействие на растительный и животный мир

· Воздействие на социальные условия жизни населения

· Дополнительная нагрузка на инфраструктуру и потребность в ней.

Источники информации при проведении ОВОС:

1) Данные местных метеостанций.

2) Климатический справочник (Т.25).

3) СНиП, строительная климатология.

4) Красная книга РФ и субъектов.

5) Карты (географические, экологического состояния, климатические, растительные, почвенные, геологические, распространения сезонной и многолетней мерзлоты, сейсмичности).

6) Фондовые материалы научных организаций

7) Данные территориальных органов по ООС и ежегодники состояния ПС.

8) Результаты экологического мониторинга.

9) Данные местной администрации по земельным ресурсам и землепользованию

10) Данные бассейновых водных инспекций и Роскомрыболовства

11) Данные предприятий-аналогов

12) Акты отвода земельного участка

На основании предварительных исследований заказчик составляет ТЗ на проведение ОВОС. ТЗ содержит:

1. наименование и адрес заказчика (исполнителя)

2. сроки проведения ОВОС

3. основные методы проведения ОВОС (в т.ч. план консультации с общественностью)

4. основные задачи

5. состав и содержание документов по ОВОС

При составлении ТЗ, заказчик учитывает: результаты предварительных исследований; требования специально уполномоченных органов по ООС; общественность (замечания и предположения, которые применяются и документируются заказчиком в течении 30 дней с момента опубликования в СМИ о намечаемой деятельности)

ТЗ утверждается заказчиком, и заказчик обеспечивает доступ к ТЗ общественности и других заинтересованных участников с момента утверждения до окончания процесса ОВОС, задание доступно для общественности.

Второй этап ОВОС – Проведение исследования по ОВОС в соответствии с техническим заданием с учётом альтернатив, и разработка предварительных материалов по ОВОС. (Ознакомление общественности с материалами ОВОС. Проведение общественных слушаний, изучение общественного мнения, учет общественного мнения.)

Проведений исследований по ОВОС.

Заказчик проводит исследование в соответствии с ТЗ и с учетом альтернатив, целей деятельности, и способов их достижения. Исследования по ОВОС включают:

1. Детализация намечаемой деятельности и анализ альтернатив. При хорошо организованном процессе ОВОС на первом этапе определяются альтернативы, а на втором – проводится их анализ и обсуждение с заинтересованными сторонами.

2. Анализ состояния территории, на которую может оказывать влияние намечаемая деятельность (состояние ПС характер и наличие антропогенной нагрузки). Многословные описания ПС малоценны. Должен быть детально проанализировано состояние тех компонентов, информация о которых необходима для принятия решения о возможности реализации деятельности, т.е. должен быть произведен отбор компонентов для детального анализа.

Для отбора компонентов, руководствуются следующими вопросами:

- будет ли намечаемая деятельность оказывать влияние на данный компонент ПС?

- будет ли компонент ПС оказывать влияние на осуществление намечаемой деятельности?

- представляют ли компоненты ПС существенный интерес для общественности?

При подготовке к проведению исследований, необходимо дополнительно учитывать границы воздействия. Наряду с природными, описываются наиболее важные – социально-экономические составляющие. Необходим учет динамики состояния ПС, изменения могут происходить в результате природных процессов и планируемой деятельности.

3. Выявление возможных воздействий с учетом альтернатив.

4. Оценка воздействий на ОС: Вероятность возникновения риска; Степень, характер, масштабы зоны распространения воздействия. При этой оценки оценивается величина, значимость и важность воздействия; Прогнозирование экологических, социально-экономических последствий.

Величина воздействия непосредственно зависит от: природы источника воздействия, мощности дозы, вероятности возникновения ущерба.

Доза – интенсивность воздействия, продолжительность воздействия, масштаба распространения. Масштаб оценивается как площадью воздействия, так и ущербом (численность пострадавшего населения).

Методы определения значимости:

1) Сравнение воздействий с нормативами и стандартами (ПДК, ПДУ)

Недостатки:

- Такой подход может использоваться для тех воздействий, которые могут быть оценены количественно и регламентированы, но на многие виды воздействий регламенты отсутствуют.

- Стандарты основаны на понятии порогового воздействия. Для многих воздействий порог отсутствует, а эффект малых доз является самостоятельной задачей экологического нормирования.

- ПДК и ПДУ не учитывают региональной (местной) специфики.

- Не возможен учет кумулятивных воздействий нескольких факторов.

- Некоторые воздействия могут описываться только качественно.

- могут возникнуть варианты, когда фоновые воздействия уже не вписываются в нормативы.

2) Сравнение величины воздействий с усредненными значениями для данной местности.

3) Сравнение параметров с фоновыми значениями данной местности.

4) Нормирование и взвешивание применяется при оценки суммарной значимости ряда воздействий разной природы.

Порядок оценки:

- Нормирование прогноза воздействий (соотнесение с ПДК, фоном или средним значением, соотнесенным с ПДК безразмерной величины).

- Ранжирование воздействий от каждого фактора или источника (придание параметрам веса на основе экспертных оценок или формально и опроса).

- Суммирование взвешенных показателей:

По компоненту ПС:  где вi – вес i-го параметра; кi – нормируемое значение.

По всем компонентам:

Этот результирующий показатель является количественным определением (оценки) значимости по варианту (по альтернативам).

5) Ведение шкалы значимости по Кантеру.

Порог Определение Значимость  
Юридический Превышение стандартов, установленных законом Наивысшая (обязательные мероприятия)
Фундаментальный Неизбежные значения, приводящие к необратимым разрушениям экосистем Очень высокая  
Порог приемлемости Воздействие, нарушающее местные, социальные нормы и устои Высокая  
Порог конфликта Воздействие, вызывающие конфликт между группой общества по поводу ресурса Умеренная  
Порог предпочтений Воздействие, касающееся предприятий тех или иных групп общества Низкая  

Для применения этой оценки необходим обширный и надежный эталонный материал.

Основные проблемы в определении значимости обусловлены:

а) неопределенные прогнозирования;

б) проблемы понимания и конфликт интересов.

Адекватная оценка значимости может быть получена при взаимодействии с различными заинтересованными сторонами и использовании достоверной информации. При оценке должны быть прослежены ожидаемые изменения в компонентах среды и изучено возможное воздействие на здоровье человека, памятники культуры и социально-экономические условия.

6) Определение мероприятий смягчающих воздействий:

а) предотвращение или уменьшение воздействий за счет внедрения малоотходных технологий или очистных сооружений;

б) ликвидация или уменьшение ущербов в ПС;

в) различные виды компенсаций (благоустроение территорий, снижение тарифов местного населения и на услуги компании, выплаты местному населению).

7) Оценка значимости остаточных воздействий.

8) Сравнение по экологическим, социальным и экономическим последствиям, рассмотренных альтернатив и выбор окончательного варианта.

9) Разработка предложений по экологическому мониторингу и контроля на всех этапах реализации проекта.

10) Разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой деятельности.

На основании проведенных исследований, разрабатываются предварительные материалы по ОВОС, включающие краткое изложение для неспециалистов. Уточняется план мероприятий по ходу общественных осуждений и решается вопрос о целесообразности слушаний (в зависимости от экологической опасности намечаемой деятельности, уровня неопределенности, прогнозирования, воздействия и заинтересованности общественности). Заказчик предоставляет общественности право ознакомления с предварительными материалами ОВОС, и высказать свои замечания и предложения.

Информация о сроках и месте доступности предварительных материалов об ОВОС, сроках и месте проведения общественных обсуждений публикуются в тех же СМИ, что и уведомление на первом этапе (не позднее, чем за 30 дней до окончания общественных обсуждений). Общественные слушания проводятся органами МСУ при непосредственном участии заказчика и содействие заинтересованной общественности.

Все решения по обсуждению д.б. оформлены документально. При проведении общественных слушаний составляется протокол, в котором фиксируются: обсуждаемые вопросы; предмет разногласий, если имеются.

Протокол подписывается: заказчиком, органами МСУ, гражданами и общественностью. Подписанный протокол входит составной частью в обосновывающую документацию, представляется на ГЭЭ. Представление предварительного материала по ОВОС для ознакомления общественности осуществляется заказчиком в течение 30 дней, но не позднее, чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений. Замечание и предложение, принимаются и документируются заказчиком, в течение 30 дней после окончания общественных обсуждений.

Третий этап – подготовка окончательных материалов по ОВОС с учетом общественного мнения.

Окончательный вариант по ОВОС готовится на основании предварительных материалов, с учетом замечаний, предложений и информации, поступивших от общественности на стадии обсуждения. В окончательном варианте должны быть включены сведения об учете замечаний. Окончательный вариант утверждается заказчиком и передается для подготовки обосновывающей документации на ГЭЭ (ОЭЭ).

Заказчик предоставляет окончательные материалы для ознакомления общественности с момента утверждения и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.



2019-11-20 1011 Обсуждений (0)
Исторические аспекты развития ОВОС в РФ и за рубежом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторические аспекты развития ОВОС в РФ и за рубежом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1011)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)