Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русские народные сказки



2019-11-20 210 Обсуждений (0)
Русские народные сказки 0.00 из 5.00 0 оценок




Литература. 5 класс

Проектирование учебного курса

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….. 2

Основные принципы и подходы к изучению курса «Литература» в 5 классе…………4

Содержание курса ....................................................................................................................... 8

Примерное тематическое планирование курса «Литература» ........................................ 12

Примерное поурочное планирование курса «Литература» .............................................. 13

Контрольные измерительные материалы ........................................................................ 49

Введение

 

Современные подходы к организации образовательного процесса, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом, требуют от учителя овладения новыми способами регулирования своей профессиональной деятельности. Сегодня невозможно ограничиться только планированием учебных занятий, необходимо проектировать учебный курс.

Проектированием в образовании принято называть профессиональную деятельность учителя, цель которой -- реализация проектного замысла: достижение планируемых образовательных результатов. Основными этапами проектирования явлются:

- анализ конкретной педагогической ситуации, выявление проблем, требующих решения;

- разработка системы последовательных целенаправленных эффективных совместных действий участников образовательного процесса.  

Пособие поможет учителю создать проект курса литературы в 5 классе. При разработке материалов мы учитывали особенность учебного предмета «Литература». Как любая школьная наука литература вооружает учащихся определенными знаниями. Это в первую очередь теоретико- и историко-литературные знания, позволяющие войти в художественный мир писателя, осознать место его творчества в литературном процессе. Но, в отличие от других учебных дисциплин, предметом изучения в литературе является не сама действительность, а её образное отражение в художественном произведении. Постижение смысла литературного произведения требует от читателя активной работы разума, воображения, чувства, предполагает возможность различного восприятия и интерпретации прочитанного. Поэтому в основе проектирования курса литературы лежит поиск оптимального сочетания предметного содержания и форм учебной деятельности школьников по его усвоению.

Любой проект призван изменить окружающую действительность:  «Проектирование - это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде». [1] Поэтому следует учесть, что разработанные нами материалы представляют собой лишь своеобразную модель курса, которую необходимо скорректировать с учётом реальной педагогической ситуации.

В таблице представлены основные этапы проектирования и даны разъяснения для учителя.

 

 Название проекта Курс литературы в 5 классе, реализуемый по программе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной
Постановка проблемы Как эффективно организовать учебную деятельность учащихся для достижения планируемых результатов образования при изучении литературы в 5 классе?
Целевое назначение проекта Решить сформулированную выше проблему
Задачи проекта 1. Проанализировать конкретную педагогическую ситуацию (учитель). 2. Проанализировать содержание данного курса литературы и концептуальные методические идеи авторов УМК (материал представлен в настоящем пособии). 3. Соотнести научно-методические подходы авторов курса с возможностями и потребностями конкретных участников образовательного процесса (учитель).
Участники Учитель, ученики 5 класса, родители
Общий замысел Представленная в данном пособии модель курса является общим замыслом проекта
Деятельность по реализации проекта (этапы, формы, содержание, способы организации) Материал представлен подробно в настоящем пособии.
Ресурсное обеспечение   УМК по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной
Ожидаемый результат   Материал представлен подробно в данном пособии в разделе «Планируемы результаты изучения предмета «Литература» и «Планируемые результаты изучения материалов раздела» (таблица)
Календарный план   Материал представлен подробно в данном пособии.

Основные принципы и подходы

К изучению курса «Литература» в 5 классе

 

Цель учебного курса «Литература» в 5 классе – введение в учебный предмет «литература», развитие читательских компетенций, сформированных в начальной школе. Методическая концепция изучения литературы предполагает сочетание компетентностного и деятельностного подходов. 

Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей. Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Поэтому в названии каждого тематического раздела учебника содержится явный (или скрытый) вопрос или познавательное противоречие. (ТАК, ЭТО МЕТОДИЧЕСКИЙ ТЕРМИН)

Пятиклассники учатся воспринимать художественный текст; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть; выделять смысловые части художественного текста; составлять план прочитанного; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; выражать свое отношение к прочитанному.

Ведущей историко-литературной и методической идеей курса литературы 5 класса является осознание природы художественного образа, специфики литературного вымысла. Основные теоретические понятия: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория).

В учебнике представлена следующая система заданий:

 – задания передкаждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание;

 – вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;

 – вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;

 – вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение воспринимать и интерпретировать текст, созданный как с помощью вербальных (словесных), так и невербальных знаков;

 – специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя;

 – задания, развивающие речевые умения; особая роль в системе этих заданий отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;

 – задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения; с ними логически связаны специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, участвовать в учебно-научном дискурсе;

– художественно-творческие задания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;

– задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;

– коллективные задания формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;

– рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.

Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.

Многие задания предусматривают возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее). 

Программа, на основе которой создан учебник, разработана в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010 г.). Основу программы составляют Фундаментальное ядро содержания общего образования, а также основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Ориентиром для составления программы явилась Примерная программа по литературе (Стандарты второго поколения).[2]

 

Планируемые результаты изучения предмета «Литература»:

- личностные результаты (совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации);

- метапредметные результаты (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности);

- предметные результаты (понимание ключевых проблем изученных произведений; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; осмысленное чтение и адекватное восприятие произведений:  умение пересказывать прозаические произведения, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог; написание изложений и сочинений; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции). (НЕМНОГО ПОМЕНЯЛА ЗНАКИ В ВЫДЕЛЕННОЙ ЧАСТИ -- НИЧЕГО БОЛЬШЕ СДЕЛАТЬ НЕ МОГУ: ДОКУМЕНТ!!!!!)

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч.

 

 

Содержание курса

Литература как искусство слова

Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.

 

Реальность и вымысел

Малые жанры фольклора

Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

 

Русские народные сказки

Сказка как выражение народного миропонимания. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.

 

«Хрустальная гора». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.

 

«Тетерев и Лиса». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.

 

«Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Русская народная сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».

Авторская сказка

Литературная сказка и фольклорная сказка. Народность литературной сказки.

 

А.С. Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина.

Е.Л. Шварц. Слово о писателе.Сказка «Два клёна».

Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.

 

Э.Т.А. Гофман. Слово о писателе. Сказка «Щелкунчик».

Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.

 

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством».

Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Бытовое в повести. Художественные средства. Юмор.

М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца».

Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная проблематика.

П.П. Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка».

Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки. Роль рассказчика.

В.М. Гаршин. Слово о писателе. Сказка «То, чего не было».

Специфика сказки-притчи. Иносказательность.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. В. Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце».

 

Басня

Аллегория и мораль в басне.

И.А. Крылов. Слово о писателе. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Лебедь, Рак и Щука», «Демьянова уха», «Слон и Моська».

Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Готхольд Эфраим Лессинг. Басня «Свинья под дубом»

Этот необычный мир…

Легенда

Специфика легенды. Её отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда.

 

А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар».

Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.

 

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Три пальмы».

Поэтическая философская легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.

 

«Повесть временных лет» («Кий, Щек и Хорив», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князе Олеге, «Создание славянской азбуки») Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы.

 

А.С. Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге».

Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Легенда о Томасе Лермонте.



2019-11-20 210 Обсуждений (0)
Русские народные сказки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русские народные сказки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)