Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роман, повесть, рассказ



2019-11-20 275 Обсуждений (0)
Роман, повесть, рассказ 0.00 из 5.00 0 оценок




73.

Эпические жанры литературы

Событие в эпическом произведении Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы.

Предтекстовое задание на с. 76 является обязательным. Необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно узнали о значении необходимых для понимания текста слов.

Учащиеся осознаЮт особенность эпического повествования: рассказ о событии, отстранённом от автора, созданном его творческой фантазией; умеют отличать произведения разных эпических жанров (без заучивания терминов) не по формальному признаку (объём), а по масштабу изображаемого события; владеют начальными приёмами анализа эпического произведения: характеризуют героя и способы создания его образа (портрет, речь, поступки); объясняют роль некоторых композиционных элементов (пейзаж, диалог); сопоставляют героев одного произведения и ; героев разных произведений; сопоставляют эпизоды одного произведения и ; эпизоды разных произведений; дают оценку героям и событиям; имеют первоначальное представление об авторской позиции в эпическом произведении и способах её выражения

74.

Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо». Секрет популярности романа

Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Проводить самостоятельное исследование.

Задание на с. 123, побуждающее выяснить мнение читателей о романе, развивает исследовательские умения учащихся. Выполнение задания в паре не является обязательным: учащийся может работать над исследованием индивидуально.

75.

Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо». Жизнь героя на острове: невероятная или обыденная?

Воля и труд. Образ главного героя. Характеризовать сюжет и проблематику произведения. Характеризовать героя произведения.

Письменное задание Напиши аннотацию на прочитанное произведение (с. 123.) развивает важнейшие коммуникативные умения ученика: читать и интерпретировать прочитанное, сжимать текст, строить самостоятельные суждения на основе прочитанного и др. Соблюдаем принципы организации работы по выполнению этого задания: 1) используем личностно-ориентированный подход к учащимся (позволяем им выполнить часть работы, позволить выполнить задание устно и т.д.); 2) работу начинаем с анализа образца аннотации (с. 251); 3) объясняем учащимся цель этого жанра; 4) хорошо, если работа над аннотациями будет организована в форме ролевой игры («В книжном магазине», «В библиотеке», «В редакции» и т.д.)

76.

А.С. Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Мечта и действительность

Слово о писателе. Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героев произведения. Составлять план текста. Устно отвечать на вопросы.

Предтекстовое задание на с. 125 нацеливает на применение способа «медленного чтения». Озаглавливание частей позволит увидеть особенности композиции романа (приём антитезы).

77.

А.С. Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Смысл названия рассказа

Нравственная проблематика. Характер главного героя. Сопоставлять героев произведения. Выявлять проблему и идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Размышлять.

Задание 4 на стр. 130 предполагает обязательное обоснование суждений с опорой на текст рассказа.

78.

А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Прекрасный мир

Слово о писателе. Проблема испытания силы духа. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Составлять план произведения.

 Очень важна для понимания рассказа работа со словом: объяснение значения слова «яростный». Необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно нашли толкование этого слова и объяснили, в каком значении оно употреблено в рассказе.

79.

А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Яростный мир

Человек в экстремальной ситуации. Образ главного героя. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Выявлять проблему и идею произведения.

Выполнение дискуссионного задания на с. 148 позволяет актуализировать знания учащихся, развивает умение сопоставлять произведения, строить устный аргументативный текст.

 
80.

Сочинение

Ив и Стильтон

 

или

 

Мальцев и его помощник

(по выбору учащегося)

Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением-сравнительной характеристикой

Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности.

Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных. Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя.

Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя.

Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-сравнительной характеристики, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно.

81.

Сочинение

Создание сочинения- сравнительной характеристики
82.

Сочинение

Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность
83.

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Проблема автора: Тургенев или охотник

Слово о писателе. Таинственное и реальное в жизни. Воспринимать текст литературного произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. 

Выполняя предтекстовое задание на с. 148, учащиеся применяют в новой учебной ситуации знания о жанрах устного народного творчества и о легендах. 

 
84.

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Герои рассказа

Образы главных героев. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения.  

Выполняя задания на с. 173, учащиеся развивают умение характеризовать героев, разделяя авторское отношение к ним и собственное (читательское) отношение. Обращаем внимание на речевое оформление ответов.

 
85.

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Роль рассказчика в произведении

Образ рассказчика. Автор и рассказчик. Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять роль пейзажа в произведении. Выявлять проблему и идею произведения.

Выполняя задания 2 и 3 на с. 173, учащиеся совершенствуют умение читать текст (с карандашом!), обращая внимание на значимые подробности и интерпретируя их.

 
86.

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Вечные темы

Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять роль пейзажа в произведении. Выявлять проблему и идею произведения.

Задание на стр. 173 предполагает обсуждение проблемного вопроса в группах. Учитель может организовать выполнение этого задания иначе: в форме беседы, в форме письменного развёрнутого ответа. Главное, чтобы высказанные учащимися гипотезы были обоснованы.

 
87.

Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога». Обычная необычная девочка

Слово о писателе. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл.

Предтекстовое задание на с. 173 актуализирует знания учащихся, необходимые для понимания текста об авторе и текста рассказа Ю.П. Казакова.

 

Обязательно выполняем задание 1 на с. 174: понимание выражения «внутренний мир человека» необходимо для постижения не только смысла данного произведения, но и литературы в целом. Вводим это выражение в активный словарь учащихся. Поощряем его уместное использование в устной и письменной речи.

 
88.

Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога». Реальное и фантастическое в произведении

Внутренний мир человека. Характер главной героини. Характеризовать проблематику рассказа. Характеризовать героиню произведения. Выявлять художественные особенности произведения.

Предтекстовое задание на с. 174 направляет чтение, побуждает школьников размышлять об особенностях героини. Хорошо, если школьники, читая, будут делать карандашом пометы, которые помогут при ответе.  

 

Задание на стр. 184 организует самостоятельное исследование учащихся. Важно обсудить в классе представленные результаты.

89.

Дж. Лондон. Повесть «Сказание о Кише». Герой Джека Лондона

Слово о писателе. Особенности характера главного героя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Характеризовать героя произведения.

Предтекстовое задание на с. 184 обучаетдиалогу за пределами урока; формирует личностные компетенции учащихся.

 

Письменное задание Напиши аннотацию на прочитанное произведение (с. 195.) развивает важнейшие коммуникативные умения ученика: читать и интерпретировать прочитанное, сжимать текст, строить самостоятельные суждения на основе прочитанного и др. Это задание хорошо выполнить в конце первого урока, обобщив таким образом знание об авторе, знание содержания текста и результаты первого этапа анализа повести.

90.

Дж. Лондон. Повесть «Сказание о Кише» Рассказ? Сказка? Сказ? Сказание!

Тема человека и природы. Характеризовать проблематику повести. Сопоставлять произведения.

Обратим внимание на задание (с. 195), нацеливающее на составление и произнесение речи Киша. Эта учебная деятельность помогает решить комплекс задач: систематизировать представление о герое и способах создания его образа, осознать идею и пафос произведения, сформировать и развить коммуникативные умения учащихся.

91.

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Сибирский характер

 

Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. 

Предтекстовое задание на с. 196 помогает задуматься о роли детских воспоминаний в творчестве писателей. Можно обсудить на уроке вопрос: для детей или взрослых создано это произведение? Ответы должны быть обоснованы.

92.

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Что такое приключение?

Особенности сюжета произведения.   Составлять план произведения. Характеризовать проблематику рассказа. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы.

Письменное задание Напиши аннотацию на прочитанное произведение (с. 225) развивает важнейшие коммуникативные умения ученика: читать и интерпретировать прочитанное, сжимать текст, строить самостоятельные суждения на основе прочитанного и др. Это задание хорошо выполнить на первом этапе работы с текстом, систематизировав таким образом знание содержания текста и первоначальные представления о герое.

93.

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». «Тайга…хлипких не любит!»

Преодоление себя. Образ главного героя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать героя произведения. Выявлять художественные особенности произведения.

Система заданий 1-3 на с. 225. представляет собой алгоритм характеристики героя. Важно, чтобы все ответы учащихся были развёрнутыми и обоснованными.

94.

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Мастерство писателя

Художественное своеобразие произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять роль пейзажа в произведении. Сопоставлять произведения.

Обязательно вернёмся к предтекстовому заданию на стр. 197: ответы учащихся помогут сделать вывод об особенностях композиции рассказа.

 

Система заданий 1-2 на с. 225 нацелена на сопоставительный анализ произведений. Необходимо проводить пошаговое сопоставление, как это указано в формулировке задания. Хорошо, если сбор материала и планирование ответа будут оформлены в виде таблицы. Учитель может организовать выполнение задания в паре или в группе.

95.

Сочинение

Митраша и Васютка

Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением-сравнительной характеристикой

Продолжаем работу над сочинением-сравнительной характеристикой. Усложняем учебную задачу: проводим сопоставление героев разных произведений.

Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности.

Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя.

Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя.

Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-сравнительной характеристики, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно.

96.

Сочинение

Создание сочинения- сравнительной характеристики
97.

Сочинение

Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность
98.

М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Ёлка», «Галоши и мороженое»

Слово о писателе. Характеры героев. Комическое. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения.

Перед учащимися можно поставить задачу найти в тексте примеры смешного и постараться аргументировать свой выбор. Таким образом, создается основа для анализа произведений (рассматриваются особенности речи, характеры и поступки героев, комизм ситуаций, смешение веселого и грустного).

99.

М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Золотые слова».

Столкновение мира взрослых и мира детей. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Создавать сценарий (инсценировку).

Завершить работу можно инсценировкой одного из рассказов М.М.Зощенко (задание с.245). Это позволит актуализировать знания учащихся о драме как роде литературы, о её отличии от эпоса. Задание следует выполнять в соответствии с представленным в формулировке алгоритмом.

 
100.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Мы помним (произведения о Великой отечественной войне) Устно отвечать на вопросы. Сопоставлять литературные произведения.

Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой и др.

101.

Диагностическая работа

Вариант диагностической работы представлен в данном пособии. Учитель может подобрать или разработать диагностический материал самостоятельно. Нецелесообразны задания с выбором ответа, не соответствующие специфике предмета Литература.

102.

Анализ работы

В ходе анализа результатов работы следует обязательно организовать самоанализ и взаимопроверку.

103-105

Резервные уроки

                 

 




2019-11-20 275 Обсуждений (0)
Роман, повесть, рассказ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роман, повесть, рассказ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)