Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русские народные сказки



2019-11-20 293 Обсуждений (0)
Русские народные сказки 0.00 из 5.00 0 оценок




5. Сказка как произведение устного народного творчества

Сказка как выражение народного миропонимания. Художественный мир сказок. Виды сказок.

Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Сжимать  текст,  представлять полученную информацию в форме таблицы. Устно отвечать на вопросы. Особое внимание в этом разделе обращаем на задания, позволяющие формировать коммуникативно-речевые умения пятиклассников. Учим пятиклассников обращать свой ответ к слушателям (не к учителю). Учим слушать. Обязательно предваряем задания по слушанию четкой установкой на определенный вид слушания («Послушайте… и ответьте на следующий вопрос», «Послушайте… и выразите свое отношение к услышанному» и т.д.)

Учащиеся умеют выделять сказку среди других жанров фольклора и литературных жанров. Знают признаки волшебной, бытовой сказки и сказки о животных; применяют эти знания при анализе текстов; осознаЮт роль вымысла в сказке.

6. Сказка «Хрустальная гора…». Знакомые герои, события, ситуации.

Волшебная сказка. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки волшебной сказки. Характеризовать героев сказки. Устно отвечать на вопросы. Задание Пронаблюдай, как начинается сказка… (стр. 22). Обязательно выполняем это задание (в классе или дома). Сделанные учащимися наблюдения будут обобщены в следующем теоретическом разделе учебника. Это позволит реализовать принцип: «от деятельности к теории».
7. «Хрустальная гора…» как волшебная сказка.

Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки волшебной сказки. Формулировать идею сказки. Устно отвечать на вопросы. Выполнение заданий с иллюстрациями формирует у учащихся осознание природы художественного образа (словесного и несловесного), развивает воображение. Иллюстрации в учебнике помогают чтению, но не подменяют его.  
8. «Тетерев и Лиса»

Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки сказки о животных. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. Задание перед текстом сказки «Тетерев и лиса» (стр. 26). Чтение по ролям будет эффективно в том случае, если сначала прочитать сказку «про себя» и подумать над вопросами перед текстом. Правильное интонационное окрашивание текста поможет пятиклассникам осознать в дальнейшем сложное, но важное для интерпретации литературных произведений понятие «подтекст».
9. «Как старик домовничал»

Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки бытовой сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. При выполнении задания Подбери пословицу… актуализируем знания малых жанров фольклора. Приучаем школьников в случае необходимости возвращаться к предыдущим материалам учебника.

 

10. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой, поиску книги по каталогу, поиску сказки по оглавлению в сборнике и т.д.

Авторская сказка

11. Литературная сказка и фольклорная сказка

Народность литературной сказки.

 

Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы. Особое внимание обратим на задание Проверь себя: работа с указанными понятиями важна для дальнейшего освоения курса литературы.

Учащиеся умеют различать авторскую и фольклорную сказку; понимают цель обращения писателей к фольклорным жанрам; понимают нравственную основу сказки; владеют начальными умениями сопоставительного анализа; осознаЮт специфику драмы как рода литературы (пьеса-сказка Е.Л. Шварца) ; овладевают основами театральной деятельности

 

12. А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События и герои.

Слово о писателе. Сюжет сказки. Образы героев.

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Обязательно используем памятку «Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения». Учим пятиклассников работать с постраничными сносками. Объясняем, зачем комментаторы специально объясняют значение отдельных слов текста. После чтения текста дома можем в течение нескольких минут выяснить у учащихся, обращались ли они к сноскам, как поняли и запомнили толкование приведенных в сносках слов. Можно попросить учеников дополнить сноски.
13. А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» -- «добрым молодцам урок».

Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного

Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Проводить межтекстовые и внутритекстовые сопоставления. Задание, требующее от учащихся сопоставить героинь сказки, выполняем в соответствии с указанной в формулировке последовательностью действий. Это начало работы над сопоставительным анализом.
14. А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». «Что за прелесть эти сказки!»

Поэтическое мастерство Пушкина.

Выразительно читать наизусть. Проводить самостоятельное исследование. Впервые после этой сказки встречается задание «Проведи самостоятельное исследование» (стр. 59). Это задание адресовано не всем учащимся. Положительную оценку ученик получает только в случае именно самостоятельного выполнения задания. Можно организовать групповую работу по выполнению этого задания. Помогите пятиклассникам распределить функции. Назначьте лидера.

 

15. Сочинение

За что наказана мачеха в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»?

Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением

Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности.

Сочинение по литературе – это сочинение-рассуждение, поэтому учим понимать тему-вопрос (проблему), которую предстоит раскрыть: помогаем учащимся выделить в формулировке темы ключевые слова, дать им объяснение, сформулировать цель сочинения. Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных. Учим пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова должны встретиться в тексте сочинения. Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя.

Темами сочинений могут стать вопросы учебника (по выбору учителя).

Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя.

Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно.

16. Сочинение Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного
17. Сочинение Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность
18. Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна» -- сказка-пьеса.

Слово о писателе. Специфика драматургического произведения. Фольклорная основа сюжета.

Выявлять признаки драматургического произведения. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Создавать сценарий (инсценировку). Задание, требующее создать пьесу на основе сказки, позволяет применить полученные знания для решения учебной задачи. Задание следует выполнять в соответствии с представленным в формулировке алгоритмом.

 

19. Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна». Сказка или быль?

Образы героев. Реальное и волшебное в сказке.

Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассказывать. Объяснять. Обращаем внимание на задание, выполняя которое учащиеся должны рассказать сказку о Лютонюшке, -- эта учебная задача учит рассказыванию как форме устного публичного выступления. Наблюдаем, как должно меняться речевое поведение рассказчика при смене адресата (слушателя). 
20. Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна». Смешная или или грустная?

Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.

Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассуждать. Задание, в котором ученика предупреждают: Не торопись, быть может, в сказке несколько поучений -- обучает рассуждению.
21. Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик». Сказка в сказке

Реальное и чудесное в сказке.

Роль «Сказки о твёрдом орехе» в сюжете и проблематике «Щелкунчика».

           

Выразительно читать сказку. Выделять смысловые части художественного текста. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Задания после каждого фрагмента текста обучают «медленному чтению». Ученик должен обязательно перечитать фрагмент, если затрудняется при ответе на вопрос.

 

22 Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик». Что такое настоящая красота?

Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.

Идея сказки.

Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев. Рассуждать. Делать вывод. Сопоставлять. Задание Подготовь устный рассказ «Мари и Фриц»… (стр. 137) направлено на развитие умения учащихся выделять главное и сопоставлять. Оно готовит школьников к написанию сочинения- сравнительной характеристики. Целесообразно подготовительную работу по выполнению этого задания оформить в виде таблицы. Задания после каждого фрагмента текста обучают «медленному чтению».
23. Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством».

Слово о писателе.

 

Сюжет повести.

Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Задание Озаглавь каждый фрагмент текста (стр. 180). Работа по озаглавливанию фрагмента текста является очень эффективной для формирования умения сжимать текст. Не надо проводить эту работу лишь формально. Если учащиеся затрудняются в самостоятельном назывании фрагментов, пусть выберут ключевые слова или фразы из текста.   Задания после каждого фрагмента повести позволяют организовать «медленное чтение».

 

24. Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Повесть или сказка?

Реальные и фантастические события и герои.

Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассуждать. Сопоставлять. При изучении повести основное внимание следует сосредоточить на соотношении в ней фантастического и реального. Описание волшебных героев и ситуаций в реалистической манере, снижающей волшебное начало (особенно портреты волшебных героев). Описание Диканьки в реалистической манере, фольклорные элементы (колядование). Описание Петербурга в фантастической манере. Привлечь внимание, но не акцентировать противопоставление Диканька – Петербург. Сделать итоговое обобщение, что описано реалистично, что – фантастично.

 

25. Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» Традиции народной сказки

Волшебные и фольклорные основы повести.

Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассуждать. Сопоставлять. Можно организовать деятельность учащихся по сопоставлению эпизодов: Оксана перед зеркалом и мачеха перед зеркалом («Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»). Необходимо проводить пошаговое сопоставление. Хорошо, если сбор материала и планирование ответа будут оформлены в виде таблицы. Учитель может организовать выполнение задания в паре или в группе. Сделаем вывод о сходстве и различии героинь; о роли этих эпизодов в произведениях.

 

26. Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Главный герой повести

Вакула – главный герой повести.

Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассуждать. Собираем материал для характеристики героя, вновь обратившись к вопросам после фрагментов повести и к заданиям на стр. 175. Пусть учащиеся расположат эти вопросы в такой последовательности, чтобы получился алгоритм характеристики персонажа. Какие вопросы, по мнению школьников, необходимо добавить?  

 

27. Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» «Сколько… остроумия, веселости, поэзии и народности!» В.Г. Белинский

Художественные средства. Юмор.

Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассуждать. Создавать сценарий (инсценировку). Можно построить работу над толкованием украинской пословицы «Не так страшен чёрт, как его малюют» с опорой на текст повести.     Задание, требующее создать пьесу на основе повести (инсценирование), следует выполнять в соответствии с алгоритмом, представленным в формулировке задания на с. 180.

 

28. М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». События повести: реальные или фантастические

Слово о писателе. Специфика сказки-были.

Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл.   Задание Всё ли тебе понятно в прочитанном тексте?.. (с.213). Еще один тип задания, развивающий метапредметные умения учащихся и личностную компетенцию, – выполняя это задание, пятиклассник учится рефлексии, самоанализу, компенсаторным умениям, самостоятельному получению информации и др. Обязательно работаем над выполнением этого задания. Ориентируясь на конкретную педагогическую ситуацию в классе, учитель может включать выполнение этого задания и на более ранних этапах изучения литературы в 5 классе.

 

29. М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Настя и Митраша

Образы героев.

Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Рассказывать. Обращаем внимание на выполнение задания Подготовь три устных рассказа… Обязательно следуем алгоритму, представленному в формулировке задания. Обучаем рассказыванию: формируем умение устанавливать контакт со слушателями, создаём рассказ так, чтобы он был понятен и интересен слушателям.

 

30. М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Правда Антипыча

Нравственная проблематика.

Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять проблематику произведения. Устно отвечать на вопросы. Отвечая на проблемные вопросы после текста, обязательно обосновываем свою позицию. Категорически не принимаются односложные ответы.

 

31. М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». «Я, ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». М.М. Пришвин

Художественное своеобразие повести. Роль пейзажа.

Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Особое внимание следует обратить на роль пейзажа: сросшиеся сосна и ель. Сопоставить с образами брата и сестры, их ссорой (часть IV). Сделать вывод о единстве человека и природы для Пришвина.

 

32. Сочинение

 

Почему Настю называют «Золотая курочка»?

или

Почему Митрашу называют «Мужичок в мешочке»?

(по выбору учащихся)

Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением

Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности.

Сочинение по литературе – это сочинение-рассуждение, поэтому учим понимать тему-вопрос (проблему), которую предстоит раскрыть: помогаем учащимся выделить в формулировке темы ключевые слова, дать им объяснение, сформулировать цель сочинения. Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных. Учим пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова должны встретиться в тексте сочинения. Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя.

Темами сочинений могут стать вопросы учебника (по выбору учителя).

Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя.

Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно.

33. Сочинение Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного
34. Сочинение Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность
35. П.П.Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка»

Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Роль рассказчика.

 

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл.  Обращаем внимание на вопросы перед текстом об авторе и на рефлексивное задание после текста: обучаем осмысленному чтению, умению выбирать, систематизировать и оценивать информацию. Развиваем личностные компетенции учащихся.

 

36. П.П. Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка»

Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять признаки сказа в тексте произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев произведения. Обратим внимание на задание, нацеливающее на сопоставительный анализ героев. Деятельность учащихся усложняется: необходимо самостоятельно выбрать героев для сопоставления и обосновать выбор. Дальнейшее сопоставление проводится по известному учащимся алгоритму. Если школьники затрудняются с подбором литературного материала для сопоставительного анализа, учителю следует помочь им.
37. В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было»

Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Задние 2 перед текстом об авторе (стр. 224). Можно дать индивидуальное задание одному (нескольким) учащимся перечитать и подготовиться рассказывать сказку «Лягушка-путешественница». Задание Как ты думаешь, почему рассказ заканчивается трагически для его героев? (стр. 230). В случае необходимости поясним значение слова «трагический» – связанный с большим несчастьем, безнадежный, обреченный, полный страдания, глубоких переживаний. С этим словом учащиеся в дальнейшем неоднократно будут встречаться на уроках литературы.

Учащиеся осознают иносказательный смысл произведения.

38. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

В.Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце».

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой, поиску книги по каталогу, поиску сказки по оглавлению в сборнике и т.д.

Учащиеся умеют различать авторскую и фольклорную сказку; понимают цель обращения писателей к фольклорным жанрам; осознают нравственные идеи сказки

Басня

39. Басня

Специфика басни. Басня и сказки о животных. Аллегория и мораль в басне

Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы. Очень важно организовать рефлексию после текста учебника по алгоритму, данному в задании. Особое внимание обратим на задание Проверь себя: работа с указанными понятиями важна для дальнейшего освоения курса литературы.

Учащиеся осознаЮт аллегорический смысл басни как литературного жанра, отличают басню от сказки о животных, знают историю жанра басни, умеют выразительно читать басню наизусть; осознаЮт идейно-художественные особенности басен И.А. Крылова

40. И.А. Крылов  «Ворона и лисица»

Слово о писателе. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.

Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. Организуя работу над выполнением задания, требующего сравнить басню со сказкой «Тетерев и Лиса», актуализируем знания учащихся и развиваем умение сопоставительного анализа.
41. И.А. Крылов «Волк и ягнёнок»

Образы и сюжет. Аллегория и мораль.

Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. Следует внимательно проанализировать с учащимися диалог персонажей: как меняется настроение Ягнёнка и Волка? Начинаем работу над соотнесением речевой характеристики героя и его внутреннего облика.
42. И.А. Крылов «Свинья под Дубом», «Лебедь, Рак и Щука»

Образы и сюжет. Аллегория и мораль.

Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. В чем отличие юмора от сатиры? На этот вопрос учащиеся отвечают в процессе сопоставительного анализа произведений, который предусмотрен в задании на с. 241: Сравни ворона из этой басни с Вороной из басни «Ворона и лисица». Чем отличаются персонажи?.. Задача учителя – доказать, что басня отнюдь не развлекательный жанр литературы, а попытка художника при помощи смеха усовершенствовать человека и общество. Таким образом, мы раскрываем значение выражения «критический и поучительный рассказ» (см. определение басни).

 

43. И.А. Крылов «Демьянова уха»

Образы и сюжет. Аллегория и мораль.

Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. Вопрос: Почему в этом произведении нет говорящих животных, но мы называем его басней? актуализирует осознание учащимися жанровой природы басни.

 

44. И.А. Крылов  «Слон и моська»

Образы и сюжет. Аллегория и мораль.

Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. Проводить самостоятельное исследование. Задание Как ты думаешь, почему от будущих актёров при поступлении в театральный институт требуется обязательное чтение басни?) готовит пятиклассников к самостоятельной исследовательской деятельности: во-первых, формулировка как ты думаешь… предположи… учит начинать рассуждение с гипотезы; во-вторых, для установления истины пятиклассники могут использовать метод интервью, беседы (например, со знакомыми актерами студентами творческих вузов); в-третьих, можно воспользоваться специальной литературой, которая подскажет ответ (энциклопедиями, мемуарами, пособиями по актерскому мастерству). 

 

45. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Г.Э.Лессинг. Басня «Свинья под дубом»

Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой, поиску книги по каталогу, поиску басни по оглавлению в сборнике и т.д.
46. Диагностическая работа

Вариант диагностической работы представлен в данном пособии. Учитель может подобрать или разработать диагностический материал самостоятельно. Нецелесообразны задания с выбором ответа, не соответствующие специфике предмета Литература.

47. Анализ работы

В ходе анализа результатов работы следует обязательно организовать самоанализ и взаимопроверку.

Этот необычный мир…

Легенда

48. Легенда

Специфика легенды. Её отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда.

Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы. Рассказывать.

Задание Спроси у старших… обучаетдиалогу за пределами урока; формирует личностные компетенции учащихся.

Учащиеся осознаЮт понятие «легендарное» как имеющее реальную основу; различают реальное и фантастическое в произведении; осознаЮт нравственно-дидактическое начало легенд как причину их социально-культурного «долголетия»

49. А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар». Главные поэтические образы

Добро и зло в человеке и мире.

Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения.

Это произведение следует прочитать в классе, используя прием медленного чтения. Целесообразно задавать вопросы, акцентирующие внимание на важных идейных частях стихотворения и стимулирующие размышление.

Задание перед текстом о произведении (стр.7). Для полноценного понимания текста необходимы фоновые знания, важнейшими из которых являются знания исторической обстановки, особенностей времени, изображенного в произведении.

50. А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар». Проблема добра и зла

Поэтический мир стихотворения.

Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

Необходимо организовать словарную работу: составить вместе с учащимися словарик архаизмов и старославянизмов, использованных в стихотворении (с «переводом»).

51. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы».

Слово о писателе.Поэтическая философская легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Определять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл.

Задание Чем похожи стихотворения «Три пальмы» и «Анчар»? Попробуй объяснить схожесть стихотворений двух разных поэтов. (стр. 13). может стать основой самостоятельной исследовательской работы учащихся.

Важно оценить положительно даже осознанную попытку выполнить задание.

52. «Повесть временных лет» («Кий, Щек, Хорив», «Призвание варяжских князей»)  

История и время создания. Нестор-летописец. Летопись как один из истоков древнерусской литературы, соединение в ней явлений разной природы. Особенность стиля летописи – нацеленность на передачу информации.

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Выявлять характерные особенности летописи как жанра древнерусской литературы. Характеризовать героев древнерусской литературы. Устно отвечать на вопросы.

Как и при изучении стихотворения «Анчар», целесообразна работа по составлению словаря устаревших слов.

 

53. «Повесть временных лет» ( из сказаний о князе Олеге, «Создание славянской азбуки»)

Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы.

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Выявлять характерные особенности летописи как жанра древнерусской литературы. Характеризовать героев древнерусской литературы. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

Задание на стр. 20: На основании прочитанных фрагментов сделай выводы… Умение обобщать результаты наблюдений -- важнейшая метапредметная компетенция.

54. А.С. Пушкин. Стихотворение «Песнь о вещем Олеге». Историческая основа произведения

Историко-культурная основа стихотворения. Источник сюжета – легенда об Олеге. Легендарное и художественное.

Выразительно читать стихотворение. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл.  Выделять смысловые части произведения.

Выделение смысловых частей стихотворения даст возможность учащимся сделать вывод:

идейно-смысловые части « Песни…» не соотносятся во времени так жёстко, как в «Повести временных лет». В «Повести…» главное внимание сосредоточено на изложении фактов, в «Песне…» – на художественной идее.

55. А.С. Пушкин. Стихотворение «Песнь о вещем Олеге». Герои стихотворения

Человек и судьба Характеры героев.

Выразительно читать стихотворение. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы.

Обратим внимание на задание 3 на стр. 27. Пронаблюдаем, как меняется интонация и лексические особенности высказываний князя Олега. Обязательно делаем вывод изнаблюдений (Как речь характеризует героя?)

 

56. А.С. Пушкин. Стихотворение «Песнь о вещем Олеге».

Поэтический мир произведения. Летописная основа произведения...

Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять героев. Устно отвечать на вопросы.

Задание, требующее от учащихся сопоставить героев стихотворения, выполняем в соответствии с указанной в формулировке последовательностью действий. Продолжаем развивать умение сопоставительного анализа.

57.   ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Легенда о Томасе Лермонте

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой и др.



2019-11-20 293 Обсуждений (0)
Русские народные сказки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русские народные сказки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)