Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средства и методы психологической подготовки в плавании.



2019-11-13 1086 Обсуждений (0)
Средства и методы психологической подготовки в плавании. 0.00 из 5.00 0 оценок




КОРРЕКЦИЯ ПРЕДСТАРТОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ 12 - 15 ЛЕТ

Выпускная квалификационная работа

По направлению подготовки 49.03.01. «Физическая культура»

Профиль подготовки:«Спортивная тренировка в избранном виде спорта»

 

                         

Исполнитель:

               студент 5 курса 2 группы факультета заочного обучения

             Алифанов Сергей Васильевич

 

Допущен к защите

«»                    20__г.

Зав. кафедрой_____________

                Научный руководитель:             К.п.н., доцент кафедры ТиМСИ           Семенов Евгений Николаевич
     

 

Воронеж 2019

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                    стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…………………3

ГЛАВА I . СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ДАННЫМ.....5

1.1. Средства и методы психологической подготовки в плавании….…..…5

1.2. Формирование спортивного характера …………………………….…11

1.3. Особенности типов и свойств темперамента и их влияние

на спортивный результат спортсменов……………………..………..….....16

1.4. Особенности оценки свойств личности спортсмена и контроль

за уровнем психологической подготовленности………………………......24

1.5. Заключение по литературному обзору……………………………..….29

ГЛАВА II . МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…….…….....31

2.1. Методы исследования …………………………………………...............31

2.2. Организация исследования ……………………………………..……....33

ГЛАВА III . РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРЕКЦИИ ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ ПЛОВЦОВ 12 - 15 С УЧЁТОМ ТИПОВ И СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА……………………………………………………..………... 35

3.1. Применение экспериментальной методики в различные

периоды    подготовки пловцов……………………………..……..….....35

3.2. Оценка эффективности экспериментальной методики……………….44

ВЫВОДЫ……………………………………………………………...……............50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..…..…….....51

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………....…………55

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: В подготовке спортсменов тренеры особое внимание уделяют физической, тактической, технической подготовкам, а на психологическую подготовку практически не обращают внимания. Психологическая подготовка спортсменов является долгим и сложным процессом. В этой подготовке задействованы такие человеческие качества как эмоциональные, волевые и нравственные [3,10]. Соответственно, в процессе психологической подготовки спортсмена, должна прорабатывается каждая из этих частей. 

Чрезвычайно важным фактором, непосредственно влияющим на успешную соревновательную деятельность, является личностный (человеческий фактор). От суммы качеств, которыми обладают и спортсмен, и его наставник, во многом зависит достижение цели, победа в соревнованиях [24, 38].

Проблема индивидуальности является одной из самых актуальных в современной психологии. Изучение индивидуальности тем более актуальна в спортивной психологии, так как в спорте высших достижений максимального успеха добивается яркая неординарная и высококвалифицированная спортивная личность [37,38].

Как известно любая спортивная деятельность протекает в сложных условиях: это и эмоциональность, и психические нагрузки, и напряженная умственная деятельность, стремительный темп повседневной жизни, многообразие внешних и внутренних раздражителей. В этих условиях возрастает зависимость эффективности спортивной деятельности человека от индивидуальных свойств его нервной системы и темперамента.

Гипотеза: Опираясь на данное положение, изучив типы и свойства темперамента индивидуально каждого пловца, поможет нам обеспечить психологическую коррекцию предстартового состояния пловцов 12 - 15 лет, и добиться более высоких спортивных результатов.

Объект исследования - психологическая подготовка пловцов 4 года обучения.

Предмет исследования – психологическое предстартовое состояние во время соревновательной деятельности.

Цель исследования: психологическая коррекция предстартового состояния пловцов 12 – 15 лет с учётом типов и свойств темперамента.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно - методическую литературу и выявить основные подходы коррекции предстартовых состояний в спорте.

2. Разработать экспериментальную методику психологической коррекции предстартового состояния пловцов 12 - 15 лет с учётом типов и свойств темперамента.

3. Экспериментально доказать эффективность влияния на спортивный результат разработанной методики психологической коррекции предстартового состояния юных пловцов 12 – 15 лет.

Теоретическая значимость. Настоящееисследование расширяет представление о возможных методических подходах к повышению эффективности психологической подготовки юных пловцов на этапе спортивной специализации. 

Практическая значимость. Разработанная методика психологической коррекции предстартового состояния пловцов 12 - 15 лет с учётом типов и свойств темперамента, прошла апробацию в условиях тренировочного процесса, которая показала ее эффективность и может быть использована в практике работы тренеров ДЮСШ и СДЮШОР по плаванию.

Объем и с труктура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 58 страницах машинописного текста, включая 4 таблицы, и 2 рисунка. В библиографию включены 38 литературных источников.

 

 

ГЛАВА I . СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ДАННЫМ

Средства и методы психологической подготовки в плавании.

Психологическую подготовку спортсмена осуществляет главным образом тренер путем систематического управления состоянием и поведением спортсмена в процессе занятий плаванием. Личность спортсмена проявляется в процессе социальных взаимоотношений и характеризуется прежде всего ценностью нравственных норм и идейного содержания [5,8].

Морально-волевая подготовленность. Воспитание нравственности у спортсменов является частью общепедагогической задачи по формированию гармонично развитой, общественно активной личности. В учебно-тренировочном процессе находит свое отражение воспитание у пловцов таких социально значимых нравственных норм, как патриотизм, товарищество, гуманизм, дисциплинированность, честность, сознательное отношение к труду, критическое отношение к себе и стремление к самосовершенствованию. Спортивная этика включает в себя соблюдение спортсменом правил соревнований и норм нравственности по отношению к тренировкам и соревнованиям, к себе и людям, обеспечивающим занятия плаванием.

В процессе воспитания нравственности тренер целенаправленно воздействует на формирование личности спортсмена и спортивного коллективизма в целом. Такие формы и методы воспитания, как беседы, лекции, диспуты, собрания, включающие вопросы нравственности, совершенствуют моральные знания спортсмена, влияют на формирование нравственных убеждений и представлений о нравственных ценностях. Однако основным методом формирования норм нравственности является создание в спортивном коллективе практических ситуаций, в которых проявляются нравственные качества спортсмена. Контроль за уровнем моральных качеств спортсмена можно осуществлять, используя балльные оценки степени проявления данных качеств [6.8].

Развитие личности спортсмена не может рассматриваться в отрыве от коллектива, в котором он тренируется, от системы отношений, в которые он вступает. В межличностных отношениях спортсмен проявляет себя как личность и имеет возможность оценить себя в системе отношений, в которые он вступает. Широко распространенным методом исследования взаимоотношений в спортивных коллективах является метод социометрии. Популярность метода объясняется его доступностью и простотой проведения.

Метод социометрии позволяет выявить:

- особенности авторитета каждого пловца в группе (определение лидера группы);

- отношения сильнейших пловцов между собой и характер их взаимоотношений с менее сильными пловцами;

- негативные межличностные связи отдельных пловцов;

- положение новичков в коллективе;

- сплоченность группы и потребность в общении отдельных пловцов. Тренер, используя педагогические наблюдения, характеристики спортсменов, результаты и рекомендации исследований взаимоотношений спортсменов, может установить мотивы, причины и содержательную сторону межличностных отношений и руководствоваться ими в создании сплоченного спортивного коллектива [5,9].

Исследования, проведенные на пловцах (И.А. Юров, 1980), показали, экстраверты больше приспособлены к спринтерским дистанциям, а интроверты - к стайерским дистанциям. В зависимости от степени нейротизма пловцов требуется определенная их подготовка к соревнованиям с учетом проявления экстра - и интроверсии.

Мотивационная сфера спортсмена. Является важной стороной психологии личности. Мотивация - это побуждение, вызывающее активность человека и определяющее ее направленность. В основе направленности личности лежат потребности - это главный источник активности человека. Потребности - это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в том, что необходимо для его существования и развития. Потребности человека делятся на три исходные группы: биологические, социальные и духовные [12, 13].

- биологические и продиктованные ими материальные потребности в пище, одежде, жилище, в технике, необходимой для материальных благ, в защите от вредных воздействий, обеспечении индивидуального и видового существования;

- социальные потребности - это потребности принадлежать к определенной социальной группе и занимать в этой группе определенное место, пользоваться вниманием и привязанностями окружающих, быть объектом их уважения и любви;

- духовные (культурные) потребности - познания в самом широком смысле: познания окружающего мира, его отдельных частностей и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования.

Каждого человека характеризуют все три группы основных потребностей, образующих неповторимые разнообразные комбинации, причем у большинства людей преобладают социальные потребности.

На основе потребностей формируются мотивы деятельности, побуждающие человека к постановке целей и к действиям, поступкам для достижения этих целей. Формирование мотивов осуществляется на основе соотнесения человеком своих потребностей со своими возможностями и с особенностями конкретной деятельности. Мотивы придают личностный смысл целям деятельности, поэтому активность в достижении одной и той же цели у разных людей определяется различными мотивами. Наиболее часто встречающимися мотивами в спортивной деятельности являются: моральные мотивы (долга, патриотизма, коллективизма), мотив самоутверждения, мотивы общения и социальных контактов, мотивы благополучия, познавательные мотивы и другие [12, 13].

Мотивационная сфера личности спортсмена характеризуется также трудностью выбираемых целей. Трудность целей, поставленных спортсменом, определяет уровень его притязаний. При адекватном уровне притязаний спортсмен выбирает цели, соответствующие его возможностям. При завышенном уровне притязаний выбираемые цели явно превосходят возможности спортсмена, который ищет причины неудач не в себе самом, что обычно приводит к конфликтам и нежеланию работать над собой. При заниженном уровне притязаний выбираемые цели ниже возможностей спортсмена. Такие спортсмены неуверены в себе, склонны сдерживать свою активность в достижении цели [9, 11].

Мотивация спортивной деятельности - это особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата (Р.А. Пилоян, 1984). Применительно к процессу многолетней подготовки мотивация спортсмена должна включать осознанное желание, сформированное в виде четкой цели, высокую вероятность ее достижения при условии выполнения тренировочной работы, необходимой для повышения своих возможностей. На начальных этапах занятий плаванием у спортсменов мотивы недостаточно осознаны и преобладают такие нестойкие их формы, как влечения, желания, стремления. По мере роста спортивного мастерства у пловцов начинают доминировать осознанные формы мотивов - убеждения, ценностные ориентации, чувство долга [6, 9]. Поэтому важной задачей тренера является формирование мотивационной основы своих учеников. По мнению ряда авторов, при формировании мотивационной сферы учеников тренеру необходимо учитывать следующее:

- ставить перед спортсменом многолетние перспективные цели;

- подчеркивать его более высокие возможности при реализации этапных целей и ориентировать на цели следующего этапа;

- развивать спортивное честолюбие;

- стимулировать спортсмена поощрениями;

- развивать положительные традиции команды;

- отражать в наглядной агитации успехи воспитанников коллектива;

- привлекать спортсменов к решению отдельных задач, стоящих перед коллективом;

- показывать пример активного и добросовестного отношения к процессу подготовки спортсменов;

- раскрывать связи между достижениями и направленной тренировочной работой;

- объяснять социальные функции спортивного плавания [13, 21].

Воспитание волевых качеств. Мотивация, усиленная волей и спортивным характером, является одним из факторов успеха в занятиях плаванием. В числе основных волевых качеств и черт спортивного характера пловца обычно выделяют целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержку и самообладание, требовательность к себе, уверенность в своих силах, способность к мобилизации резервов организма в экстремальных условиях соревновательной деятельности. Специфика соревнований на дистанциях разной длины накладывает определенные требования к волевым качествам пловца (В.Н. Платонов, С.М. Вайцеховский, 1985) [20, 21]. При проплывании стайерских дистанций необходима устойчивость и стабильность волевых напряжений, а на спринтерских дистанциях волевые проявления кратковременны и требуют напряженных усилий. Воспитание волевых качеств происходит на основе строгого выполнения спортивного режима, обязательной реализации тренировочной программы и установок тренера, создания дополнительных трудностей в процессе тренировочных занятий, применения соревновательного метода. Для воспитания волевых качеств могут быть использованы следующие приемы создания дополнительных трудностей в тренировочных занятиях (Л.П. Матвеев, 1977, В.Н. Платонов, С.М. Вайцеховский, 1985) [14, 20]. Для воспитания выдержки и настойчивости, психической устойчивости к преодолению тяжелых ощущений - выполнением упражнений с заданием показать наивысший результат после напряженной тренировки (об упражнении заранее не сообщается). Для повышения надежности навыков, воспитания уверенности - тренировка в среднегорье, плавание с тормозными устройствами, гипоксическая тренировка. Для воспитания стойкости и самообладания - тренировка при большом количестве пловцов на одной дорожке, соблюдение заданной скорости или темпа при сбивающих факторах. Для воспитания бойцовских качеств, воли к победе - обеспечение конкуренции в тренировочных занятиях и соревнованиях, соревнование пловца с группой спортсменов, стартующих по эстафетному принципу.

Специальная психологическая подготовленность. Специальная психологическая подготовка спортсмена к конкретному соревнованию представляет собой определенную систему взаимосвязанных звеньев. Процесс подготовки должен учитывать особенности темперамента пловца (И.А. Юров, 1980) [19, 20]. Сбор информации об условиях соревнования необходим для снятия ощущения новизны обстановки, если пловец в данном бассейне стартует впервые. Это особенно важно для интровертов, так как экстраверты положительно относятся к проведению соревнований в незнакомых бассейнах. Информация о соперниках (предполагаемые результаты, варианты проплывания дистанции) позволяет продумать вероятностный ход заплыва. В процессе предварительной подготовки пловца к соревнованиям определяется целевая установка в соответствии с возможностями спортсмена. Перед соревнованием большое значение придается актуализации цели и мотивов, характерных для спортсмена. Пловцов с высоким уровнем нейротизма целесообразно знакомить с графиком заплыва непосредственно перед стартом или не сообщать запланированный результат, акцентируя его внимание на отдельные моменты проплывания дистанции. Таких спортсменов необходимо отвлекать от предстоящих стартов (остросюжетная литература, музыка). Необходимо следить за состоянием спортсменов и в зависимости от его изменения вносить коррективы в тактический план (индивидуализация разминки, времяпровождение до заплыва, психорегулирующая тренировка). В ходе соревнований спортсмен использует апробированный вариант поведения и методы саморегуляции своего состояния. В качестве методов саморегуляции можно использовать психорегулирующую и психомоторную тренировку (А.В. Алексеев, 1982) [1, 3], идеомоторную тренировку (Д. Ронан, 1979) [18, 19], а также простейшие методы саморегуляции (самоубеждения, самоприказы, дыхательные и мимические упражнения) (С.Д. Горбунов, 1986) [8, 10].

 



2019-11-13 1086 Обсуждений (0)
Средства и методы психологической подготовки в плавании. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средства и методы психологической подготовки в плавании.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1086)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)