Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности типов и свойств темперамента и их влияние на спортивный результат спортсменов.



2019-11-13 869 Обсуждений (0)
Особенности типов и свойств темперамента и их влияние на спортивный результат спортсменов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Как известно любая спортивная деятельность протекает в сложных условиях: это и эмоциональность, и психические нагрузки, и напряженная умственная деятельность, стремительный темп повседневной жизни, многообразие внешних и внутренних раздражителей. В этих условиях возрастает зависимость эффективности спортивной деятельности человека от индивидуальных свойств его нервной системы и темперамента [14, 16].

Человек не рождается готовой личностью. Ею он становится постепенно - в ходе физического и духовного развития, в процессе обучения, воспитания, участия в общественной жизни. Ещё раньше, чем человек станет личностью, его психика имеет особенности, создающие своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии формируются свойства, присущие только данной личности. Они-то и составляют темперамент. Следовательно, темперамент обусловливают, прежде всего, врождённые и индивидуально-своеобразные приобретённые особенности психики [34, 37].

У разных людей психическая деятельность протекает по-разному. У одних она относительно равномерная. Такие люди уравновешены и даже медлительны, взгляд их холоден и строг, движения скупы и целесообразны. Речь спокойная. Попадая в трудные обстоятельства, они остаются внешне невозмутимыми. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно: они очень подвижны, беспокойны, шумливы, всегда оживлены. Речь у них прерывистая и страстная, мимика богатая и разнообразная, движения хаотические. Такие люди суетливы и нетерпеливы. Отмеченные особенности вызываются различиями в темпераменте. Свойства темперамента и есть те свойства, которые определяют динамическую сторону (протекание) психической деятельности человека [31, 34].

Темперамент, как практически малоизменяемая составляющая личности, является основой для индивидуализации работы со спортсменом. При определении свойств темперамента наиболее часто используется направленность психики, оцениваемая по фактору экстра - и интроверсии. Экстраверсия и интроверсия - это два полюса преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов (экстраверт), либо на явления собственного субъективного мира (интроверта). Направленность психики определяется особенностями поведения экстра - и интровертов [16, 22].

Типичный экстраверт общителен, имеет много друзей, коммуникабелен, склонен к разговорным контактам, не любит уединенное чтение и учебу. Стремится к ярким впечатлениям, риску, действует под впечатлением момента, импульсивен. Находчив в разговоре. Любит перемены, беззаботен, оптимистичен. Предпочитает действовать, склонен к агрессивности, бывает несдержанным, ненадежен в общении.

Типичный интроверт - скромен, склонен к уединению, предпочитает книги общению с людьми. Сдержан, сближается только с немногими друзьями. Свои действия планирует заранее, неимпульсивен. Не любит сильных впечатлений, серьезен, стремится к спокойной упорядоченной жизни. Контролирует свои эмоции, неагрессивен, несколько пессимистичен, придает большое значение моральным и этическим нормам.

При обучении, допускающем индивидуализацию и гибкость, экстраверты достигают больших успехов. Они обладают большой внушаемостью, чувствительностью к поощрениям. Для экстравертов характерно более быстрое выполнение начала задания, преодоление дистанции.

Интроверты имеют более низкие пороги чувствительности, лучше переносят монотонию, более чувствительны к наказаниям. При стандартном обучении интроверты показывают высокие результаты. Физиологические механизмы и проявления экстра - и интроверсии в определенной степени соответствуют механизмам и проявлениям силы-слабости нервной системы. При наличии мотивации экстраверты и интроверты успешно адаптируются к различным условиям за счет формирования индивидуального стиля деятельности [35, 38].

К сфере эмоциональности, как свойства темперамента, относится фактор нейротизма (эмоциональная возбудимость - стабильность). Лица с высокими значениями по данному фактору отличаются неуравновешенностью, тревожностью, неустойчивостью поведенческих реакций. Лица с низкими значениями фактора более уравновешенны, эмоционально устойчивы, стабильны.

Впрочем, всего этого недостаточно для полной характеристики темперамента. Ведь динамика психической деятельности зависит и от других условий, например, от мотивов, от эмоционального состояния. Так, если человек выполняет работу, которая для него интересна, то независимо от особенностей темперамента он проделывает её быстрее, энергичнее. Радостное событие у всех людей вызывает подъём душевных и физических сил, несчастье - упадок. И все же, несмотря ни на что, особенности темперамента проявляются одинаково в самых разных видах деятельности и при самых различных обстоятельствах. Например, если ребёнок обычно очень волнуется перед сдачей экзамена, в ожидании старта на спортивных соревнованиях, перед выступлением на собрании и т.п., то это означает, что повышенная тревожность - свойство его темперамента [10, 12].

Специфической особенностью темперамента является не только то, что различные его свойства наиболее устойчивы по сравнению с другими психологическими особенностями человека, но и то, что они закономерно связаны между собой, образуя определённую типологическую структуру. Следовательно, под темпераментом нужно понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, обусловливающие динамику психологической деятельности человека. Она одинаково проявляется в его разнообразных действиях независимо от их содержания, целей или мотивов, и остаётся постоянным в зрелом возрасте [24, 25].

Научное объяснение природы темперамента дал в своё время выдающийся русский физиолог И.П. Павлов. Он пришёл к выводу, что в основе темперамента лежат свойства нервной системы. Им были выделены три основных свойства:

1. сила процессов возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток;

2. уравновешенность нервных процессов, степень соответствия силы возбуждения силе торможения;

3. подвижность нервных процессов, т.е способность их быстро и легко сменять друг друга (например: возбуждение торможением).

Различные сочетания этих свойств образуют тип нервной системы. И.П. Павлов различал четыре основных типа нервной системы:

1. сильный, неуравновешенный (с преобладанием возбуждения);

2. сильный, уравновешенный, подвижный;

3. сильный, уравновешенный, инертный;

4. слабый.

Они соответствуют холерическому, сангвиническому, флегматическому и меланхолическому темпераментам. Таким образом, физиологической основой темперамента является врождённый, наследственный тип нервной системы.

Как же влияют различные виды темперамента на выбор спортивной деятельности? Рассмотрим каждый вид в отдельности, чтобы установить причинно-следственные связи.

Холерик - обладает сильным, неуравновешенным (с преобладанием возбуждения) типом нервной системы. Для него, как и для сангвиника, характерны высокая реактивность, активность, быстрый темп реакций. Но реактивность у него преобладает над активностью, в связи с чем он в трудной ситуации легко становится вспыльчивым, резким, быстро выходит из себя. Холерик, как и сангвиник, предпочитает эмоциональные виды спорта (баскетбол, спринт, прыжки и др.), интенсивные темповые движения. Он охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом спорта, но быстро охладевает. Не любит длительную тренировочную работу на силу и выносливость, но способен много раз повторить опасное и трудное упражнение, если оно интересно. Его спортивно-технические результаты нестабильны, так как он склонен к излишнему возбуждению перед стартом («предстартовая лихорадка»), что часто не позволяет ему реализовать полностью свои возможности в соревнованиях.

Сангвиник - это субъект с сильным уравновешенным, подвижным типом нервной системы. Он отличается, прежде всего, повышенной реактивностью, которая проявляется в той живости, с какой откликается на всё его эмоциональная натура. Ему присуща большая активность - он способен проявлять значительную энергию, работоспособность, настойчивость. Темп реакции достаточно высокий, поэтому он любит быстрые движения. Сангвиник отдаёт предпочтение тем видам спорта, где необходимы большая подвижность, активность, смелость. Он легко переходит от одного упражнения к другому, но недостаточно усидчив и сосредоточен, особенно в условиях однообразной деятельности. При изучении нового двигательного действия быстро схватывает его основу, может довольно легко выполнить его с первой попытки, но с ошибками. Не любит кропотливой и длительной работы по усвоению сложных деталей техники или развитию физических качеств. Он достаточно работоспособен и уверен в себе. Спортивно-технические результаты стабильны и в соревнованиях, как правило, бывают выше, чем на тренировках.

Флегматик - это человек с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. В отличие от сангвиника и холерика, обладает малой реактивностью, поэтому его трудно вывести из себя. Незначительная эмоциональная возбудимость позволяет ему оставаться спокойным перед стартом. Высокая активность преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Движения у флегматика медлительные, реакции запаздывающие. Ему свойственны ригидность и интроверсия, что определяет его устойчивость привычек и навыков. Малую общительность. Темперамент флегматика проявляется в замедленных реакциях. Недостаточно быстрой выработке двигательных навыков, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Выработанные навыки и привычки отличаются большой прочностью, консервативностью. Очень устойчив и работоспособен к сбивающимся факторам. Отдаёт предпочтение спокойным, однообразным, небыстрым упражнениям. Склонен к длительной и тщательной отработке техники, кропотливой работе по совершенствованию физических качеств. Внешне всегда спокоен и даже невозмутим, не отличается высокой общительностью. Как правило, очень упорен и настойчив, соревновательные результаты стабильны.

Меланхолик - субъект со слабым типом нервной системы. Наиболее характерна для него — высокая сензитивность, проявляющаяся в болезненной чувствительности, ранимости. Малая реактивность и пониженная активность способствует тому, что он легко теряется, быстро устаёт, не уверен в себе. В спорте, как и в других видах деятельности, меланхолик отличается ответственностью, высокоразвитой мышечно-двигательной чувствительностью, тонким тактическим чутьём. Он недостаточно работоспособен и малоустойчив к внешним раздражителям. Высокая тревожность нередко порождает неуверенность в своих силах и низкую самооценку. Отдаёт предпочтение видам спорта не связанным с единоборством и командной борьбой (гимнастика спортивная, художественная, плавание, фигурное катание на коньках). Спортивно-технические показатели нестабильны и, как правило, в соревнованиях ниже, чем на тренировках, ибо присущая ему тревожность часто приводит его в состояние «стартовой апатии», которое не позволяет ему мобилизоваться и затрудняет достижение высоких результатов.

Анализируя приведённые характеристики, легко заметить, что в каждом из рассмотренных нами типов темпераменте есть как сильные, так и слабые стороны. Если говорить о роли темперамента и об активной деятельности, то, прежде всего, следует отметить, что каждый вид спорта предъявляет к психике человека и её динамическим особенностям определённые требования. Так пловцу - спринтеру необходимы быстрая реакция, высокий темп движения, хорошая возбудимость, пластичность, реактивность. Пловцу – стайеру умение монотонно работать в одном темпе продолжительное время. Для универсалов присуще и то и другое.

Итак, темперамент является такой реальностью, с которой в физическом воспитании и спорте нельзя никак не считаться, поскольку он определяет как качественное своеобразие деятельности спортсменов и эффективность различных приёмов обучения и тренировки, так и уровень их достижений в условиях особо ответственных соревнованиях.

Но, нам не стоит упускать из вида сам возраст. Потому, что в этом возрасте психология подростков имеет свои особенности. Подростковый возраст 12 – 15 лет

Возраст 12 – 15 лет это младший подростковый возраст, который характеризуется как общение со сверстниками, самосознание, потребность в самопознание и самоопределении, чувство взрослости, эмансипация от родителей, формирование "Мы" - концепции, чувство одиночества. «Второе рождение личности». Критический период в психическом развитии человека. «Бескризисное» развитие в этот период является крайне редким явлением. Зачастую оно либо кажется таковым (сглаженная форма), либо наступление кризиса несколько замедлено во времени. Завершается детство, начинается переход к взрослости [34, 37].

Наступает «кризис переходного возраста». В основе кризиса могут лежать различные причины. Происходят быстрые изменения, связанные с ростом организма. Часто подросток попадает в зависимость от своего нестабильного физического состояния. Он испытывает постоянное психическое напряжение, тревогу, раздражительность, у него наблюдается повышенная возбудимость, частая смена настроений;

Активно формируется характер,идет развитие волевых качеств вместе с тем, одни качества явно преобладают над другими, что приводит к возникновению акцентуаций характера и дезадаптационных форм поведения. Отмечается неустойчивость эмоциональной сферы, «всплески» эмоций и настроений.

Появляется «чувство взрослости» (подросток уже не ребенок, но еще не взрослый). Наблюдается стремление к самостоятельности, самоутверждению, самовыражению, познанию собственных возможностей. Подростокстремится познать себя (самопознание) и других людей. Результаты часто оказываются неудовлетворительными. Подростка не устраивают ни собственная внешность, ни способности, ни волевые качества, ни успехи в учебе. Он недоволен отношениями со сверстниками, положением среди них, обвиняет себя в неспособности контролировать собственное поведение и пр. Все это вызывает у подростка глубокое недовольство собой [31, 34].

Развивается самосознание, склонность к рефлексии. Происходит переход от некритического усвоения оценок себя взрослыми к самооценке. Влияние успеваемости на самооценку незначительно. Для подростка важно признание и уважение сверстников, особенно тех, кто представляет его референтную группу (социальную группу, которая формирует ценностные ориентаций и нормы поведения). Это может быть класс, спортивная команда, уличная компания и т.п.Мнение референтной группы – закон для подростка. возможно поклонение общему для группы идолу в музыке, спорте и т.п.

Подросток характеризуется повышенной внушаемостью и конформизмом, нуждается в психологической поддержке окружающих (слабому "я" нужно сильное "мы"). появляется"Мы" - концепция("мы – свои, они – чужие"). Наблюдается подчеркнутое стремление к «норме», болезненные переживания собственного несоответствия «возрастным стандартам» (интеллект, физическая сила, рост, половое развитие и пр.). Желание быть «таким как все» и одновременно отличаться от других («экзистенциальная дихотомия») [9, 13].

Происходит интенсивное половое созревание, развитие половой идентификации (осознание принадлежности к определенному полу). Появляются сексуальные влечения, интерес к противоположному полу. Подростки проявляют повышенный интерес к сексу. В то же время они еще не вполне готовы к нему как психологически, так и физиологически. С точки зрения развитие личности подростковый кризис, как предыдущие и последующие, является абсолютно нормальным явлением, однако, отличается от них большей остротой и продолжительностью. Поэтому, тренеру придётся столкнуться и с такими трудностями, которые будут параллельно наслаиваться на психологическое состояние пловца. 

 



2019-11-13 869 Обсуждений (0)
Особенности типов и свойств темперамента и их влияние на спортивный результат спортсменов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности типов и свойств темперамента и их влияние на спортивный результат спортсменов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (869)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)