Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Применение экспериментальной методики в разные периоды   подготовки пловцов.



2019-11-13 335 Обсуждений (0)
Применение экспериментальной методики в разные периоды   подготовки пловцов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогический экспериментпроводился на базе Аннинской ДЮСШ Аннинского района, в период января 2017 г. по декабрь 2018 г. В начале 2017 года уже была сформирована тренировочная группа 4 года обучения. В этой группе юные пловцы, на тот момент, стали выполнять III спортивные разряды, и стали выступать на соревнованиях областного и межрегионального уровня. Психологическое давление, от повышения уровня соревнований, также повышалось. Стала видна кардинальная разница предстартового состояния и показанных результатов на соревнованиях, к предстартовому состоянию и результатам, которые были показаны дома на тренировки или на соревнованиях ниже уровнем. Проблема явно была не в физической или тактика - технической подготовке, а в психологическом состоянии спортсменов перед стартом. Нами была разработана методика психологической коррекции пловцов перед стартом, на основании видимого предстартового состояния и показанных спортивных результатов. Хотелось бы предвосхитить ваши ожидания по поводу нашей методики. В ней вы не найдёте универсальной формулы, применяя которую ваши спортсмены легко и быстро будут достигать высоких результатов. Потому, что психологическая подготовка напрямую связана с душой человека, а не с мышцами, которые можно быстро привести в тонус. Душа это дело тонкое!  

На первом этапе,сянваря 2017 года по июнь 2017 года, когда была определена тема нашего исследования, то мы с этой целью собирали и фиксировали данные по психологическому состоянию наших спортсменов перед стартом и показанные ими спортивные результаты соревнований (таблицы №№ 1,2,3). Для оценки эффективности нашей экспериментальной методике мы взяли данные не всех спортсменов из общей группы, а только тех, кто являются лидерами в нашей группе и подают большие надежды.

                                                                                                    Таблица № 1

Итоги тестирования по определению темперамента.

Ф.И. Год рождения Результат Темперамент
1 В. Д. 2005 А – 2; Б – 16; В – 18; Холерик
2 М. Т. 2007 А – 1; Б – 15; В – 20; Холерик
3 Ж. Л. 2006 А – 4; Б – 11; В – 17; Меланхолик
4 К. И. 2004 А – 1; Б – 12; В – 15; Меланхолик
5 К. А. 2007 А – 4; Б – 17; В – 19; Холерик

 

№ 1. В. Д. участвовала на этих соревнованиях под названием «Областного первенства спортивного клуба профсоюзов, посвящённого Дню защитника Отечества», которые проходили с 20 – 22 февраля 2017года. Эти соревнования были отборочные в сборную Воронежской области, рейтинг соревнований высокий, соответственно и психологическое давление было таким же. Задолго до её заплыва, она постоянно говорила о том, что у неё нет сил, она не доплывёт, боится сильных соперников. На старт она пошла как на эшафот. Темп прохождения её дистанции был не высоким, яркой борьбы на финише так же мы не увидели.

№ 2. Ж. Л., так же участвовала в этих соревнованиях. Её поведение отличалось формой, а не сутью. Она молчала, смотрела больше вниз, нервно перебирала полотенце. Когда она вышла на старт, её лицо было розовым, и это говорило о том, что она вот – вот заплачет. Свою дистанцию она прошла, как разминку на тренировки, не напрягаясь. Ей просто хотелось, чтобы это всё поскорее закончилось.

№ 3. М. Т. участвовала в соревнованиях под названием « Кубок президента ВООО Федерации плавания», которые проходили 11 февраля 2017 года. На этих соревнования было очень много участников, она постоянно смотрела по сторонам, была молчалива. На задаваемые ей вопросы, отвечала не сразу. Чувствовалось её внутреннее напряжение и растерянность, хотя внешне она это всячески старалась не показывать. На старте, стоя перед тумбой, она продолжала смотреть по сторонам. Дистанцию прошла неплоха, но было видно, что силы у неё остались, и результат мог бы быть другим.

                                                                                                   Таблица № 2

Итоги тестирования на стрессоустойчивость для подростков

Ф.И. Год рождения Результат Определения по результату

1

В. Д.

2005

Часть 1 - 24 Подросток периодически испытывает беспокойство, но это не отражается на его психике.
Часть 2 - 8 Подросток максимально спокоен и защищён от стрессов.

2

М. Т.

2007

Часть 1 – 16 Подросток периодически испытывает беспокойство, но это не отражается на его психике.
Часть 2 - 17 Его раздражают только очень неприятные вещи, а бытовые мелочи не способны вывести из равновесия.

3

Ж. Л.

2006

Часть 1 - 19 Подросток периодически испытывает беспокойство, но это не отражается на его психике.
Часть 2 - 14 Подросток максимально спокоен и защищён от стрессов.

4

К. И.

2004

Часть 1 - 25 Подросток периодически испытывает беспокойство, но это не отражается на его психике.
Часть 2 - 6 Подросток максимально спокоен и защищён от стрессов.

5

К. А.

2007

Часть 1 - 24 Подросток периодически испытывает беспокойство, но это не отражается на его психике.
Часть 2 - 16 Его раздражают только очень неприятные вещи, а бытовые мелочи не способны вывести из равновесия.

 

№ 4. К. И. участвовал на соревнованиях под названием «Открытое первенство ГБОУ ДО ВО СДЮШОР№1 по плаванию, посвящённые Новогодним стартам», которые проходили 27 – 28 декабря 2016 года. Они прошли за несколько дней раньше, чем мы официально начали собирать первоначальные данные, но они ярко запомнились, потому что его поведение было настолько необычным. Когда он увидел в своём заплыве сильных соперников, то он как маленький ребёнок начал искать любую причину, чтобы не выйти на старт, а когда понял, что не получается, стал оправдывать своё будущее поражение.

                                                                                                Таблица № 3

Спортивные результаты в начале нашего эксперимента

Ф.И. Год рождения Дистанция Результат Разряд
1 В. Д. 2005 200м к/пл 3.01,36 III
2 М. Т. 2007 100м в/с 1.19.33 III
3 Ж. Л. 2006 100м н/с 1.28,05 III
4 К. И. 2004 200м брасс 3.06,13 III
5 К. А. 2007 800м в/с 12.21,48 III

 

     № 5. К. А. участвовал в «Открытом первенстве Аннинского района по плаванию, посвящённого дню стайера», которые проходили 23 марта 2017 года. На этих соревнованиях он первый раз плыл такую большую дистанцию 800 метров вольным стилем. Не смотря на то, что мы целенаправленно готовились к ним, он всё равно чувствовал себя настолько беспомощным и неуверенным, что хотелось отправить его домой. Соперники старше его всего на год, так же наводили на него страх. Но, при всей его беспомощности и неуверенности, он довольно хорошо прошёл эту дистанцию, и даже на последних 50 метрах показал быстрый финиш. После дистанции он признался, что внутренняя психологическая скованность не давало ему первую половину дистанции включится в нормальную работу, а потом вдруг, откуда - то взялись силы. 

Обобщая всё вышесказанное, мы получаем не очень радужную психологическую картину, которая меня как тренера, на начало нашего эксперимента, очень настораживала и пугала.

Реализация экспериментальной методики осуществлялась с сентября 2017 по декабрь 2018 года, в различные периоды подготовки.

Постсоревновательный период. Первый пункт, нашей экспериментальной методики, гласит, что «предстартовое «боевое» состояние не достигается здесь и сейчас перед стартом, а формируется за долго до него». Поэтому, в первую очередь нам нужно было снять то негативное психологическое напряжение, которое было у наших пловцов после череды неудачных выступлений. Для этого мы собрались группой и каждый смог высказать свои переживания, с которыми он столкнулся на прошедших соревнованиях. Большая часть высказываний сводилось к тому, что перед стартом они чувствовали свою не уверенность, страх перед сильными соперниками, боязнь за неправильное техническое выполнение отдельных элементов, одиночество и беспомощность. Обобщив всё высказанное, мы пришли к выводу, что для нас это новый этап в нашей соревновательной практике, и мы должны преодолеть его вместе как «Одна команда». Все наши переживания, которые помешали нам в прошлом, мы должны преобразовать в наши сильные стороны. Эти трудности должны для нас стать теми ступеньками, шагая по которым, мы сможем достигнуть высоких результатов. Конечно, мне как тренеру, пришлось взять на себя практически всю вину, за прошлые неудачи. Но, после этого, нам стало психологически легче разбирать ошибки каждого отдельно. Мои юные спортсмены даже сами стали признаваться в своих ошибках, недочётах и в неправильном понимании некоторых моментов тренировочного процесса. По итогам этой беседы мы пришли к следующему:

- Все новые обстоятельства мы должны воспринимать как меняющиеся условия одной большой игры под названием «Спортивная жизнь». К этим новым условиям мы должны будем приспосабливаться, и учиться оборачивать их себе на пользу. Например: самые распространённые новые условия это меняющиеся сильные соперники, и наша главная задача не сдаться им ещё до начала соревнований. Так, как наш вид спорта «безконтактный» и от борьбы с сильным соперником мы не рискуем получить травму, то наш настрой должен быть как в игре под названием «Догонялки». 

- Рабочая обстановка на тренировки должна сохраняться постоянно. Это конечно не значит, что у нас всегда будет скучная монотонная работа. Но принцип «сам работай, а другому не мешай» должен быть неизменным.

- Научиться получать удовольствие от самостоятельной качественно выполненной работы и достигнутого результата.

- Каждый постарался поставить перед собой цель, к которой бы он мог стремился, т.е. мотивация.

Тренировочный этап. На тренировочном этапе мы старались учиться вместе, радоваться или сопереживать по разным поводам, которые приходилось переживать нашим юным спортсменам. Это и учёба, и друзья по школе, отношения с родителями, или даже между собой в группе. С большим желанием, стали отмечать «день рождения» каждого спортсмена в нашей группе. Каждый придумывал и высказывал своё пожелание имениннику. А потом громкое троекратное «Поздравляем» привносило столько радости и смеха, что дальнейшее общение проходило в доброжелательной атмосфере. В умение вместе решать вопросы, также приносило свои плюсы в сплочение команды. Потому, что нам приходилось вникать в предложение каждого, и умение понимать друг друга, снисходить, уступать, или наоборот принимать кардинальные решения, позволяло нам действовать сплочёно и ответственно. Учились вместе преодолевать максимальные физические нагрузки, т.е. каждый, после такой тренировки, мог поделиться своими ощущениями, и тот, кто на эмоциональном подъёме проходил эти нагрузки мог ободрить тех, у кого этого подъёма не было. Или наоборот, все были довольны от проделанной работы, от чего и получили удовольствие.

Предсоревновательный период. Перед соревнованиями, примерно за 2-3 недели, мы начинали настраиваться к ним с чувством радости от того, что нас снова впереди ждёт большой спортивный праздник. Радость, в первую очередь от встречи со своими друзьями по плаванию. От самой торжественной обстановки, которая нас там ждёт. Как небанально бы это не звучало, но от самой поездки вместе в автобусе, где есть снова возможность совместного общения. А потом, мы с каждым пловцом лично, решали, кто и какую дистанцию поплывёт, и как ёму к ней надо готовиться. Мы вспоминали условия предстоящих соревнований: - какие там стартовые тумбы скользкие или нет, высокие или низкие; - какие борта бассейна, так же скользкие или шершавые, высокие или низкие; - температура воды, её цвет, запах, и даже некоторые вспоминали её вкус; - расположение предупредительных флажков; ширина дорожки; освещение; место для разминки; все его плюсы и минусы. Потому, что все эти мелочи также влияют на психологический настрой ещё до соревнований, и нам нужно было выработать свой подход к этим условиям. Нам нужно было научиться принимать эти условия как единственно возможные. Так, например, наш семикратный олимпийский чемпион Александр Попов, очень не любил плавать в Сиднее потому, что там ему не нравилась вода, которая по ощущениям была очень тяжёлой. И ему нужно было время, чтобы психологически настроить себя к этим неблагоприятным условиям. Представляли себе возможных соперников, с которыми нам придётся участвовать в одном заплыве, а так же, вспоминая их сильные и слабые стороны, выбирали свою тактику борьбы, но, не забывая, что это игра в «Догонялки». Снова вспоминали о своих целях, к которым каждый стремится, и тех задачах, которые нам предстоит решить, мы тем самым возобновляли в памяти нашу текущую мотивацию. Каждый пловец на тренировках по нескольку раз проплывал свою дистанцию, причём делал это в разных условиях. Например: Первый раз он плыл с соперником, который сильнее его. Второй раз соперник подбирался одинаковый, по его уровню физической подготовки. Третий раз он плыл со слабым соперником, но сам был с утяжелителем. Четвёртый раз, когда соперник на протяжении дистанции меняется, и включается в работу другой со свежими силами.

 Ещё одним пунктом нашей предсоревновательной подготовки было условие, чтобы каждый пловец, один раз в день, в спокойной обстановке, мысленно представляем себя на этих соревнованиях. И мысленно, проходил свою дистанцию, со всеми нюансами от старта до финиша. Таким образом, мы подготавливали себя не только физически, но и психологически к разным условиям, в которых мы можем оказаться.

Соревновательный период. Начало соревновательного периода у каждого тренера протекает не одинаково. Для одних этот период начинается в момент приезда к месту соревнований, для других это может быть парад открытия соревнований, а для кого - то и сигнал стартовой сирены.

Но для себя мы решили, что это наша крайняя тренировка перед соревнованиями, когда всё, что можно было сделать, уже сделано, и «изобретать велосипед» уже не к чему. На этой тренировки мы стараемся снять всякое напряжение. Задания даются простые, без всякой новизны и экспериментов, с невысоким темпом. После неё мы собираемся и снова повторяем свои дистанции, напоминаётся установка тренера или «программа максимум», что ожидается от спортсмена на этих соревнованиях. Эта установка давалась ещё раньше, в предсоревновательный период, а сейчас она только лишь напоминается.

Заранее поставленная установка тренера, даёт возможность спортсмену осмыслить её и принять, как собственное желание и стремление. Так же мы вспоминаем о той большой проделанной работе, которую мы вместе совершили. О тех задачах, которые мы смогли решить с каждым пловцом (оперативная мотивация). Я говорю им, что - «Они уже для меня и своих родителей большие молодцы, и что мы едим туда одной дружной командой». Напоследок напоминается о спокойном здоровом сне. И даже если, они будут думать о соревнованиях перед сном, то я за это не переживаю, потому, что они уже привыкли к этой мысли и реагируют на неё спокойно.

Поездку в автобусе стараемся провести отвлеченно от темы соревнований, но даже если и заходит речь о ней, то наши высказывания несут только информационный характер или ободряющее настроение, где нет никакого психологического давления. По приезду мы стараемся делать всё без лишней суеты и напряжения. Перед стартом, я спокойно смотрю в глаза спортсмену и говорю, что - « мы, вместе с тобой всё сделали правильно и ты готов к этому старту, сделай то, что ты умеешь». В нашей экспериментальной методике 5 - м пунктом мы отметили, что если спортсмен по темпераменту холерик или сангвиник и имеет бойцовские качества, то перед ним нужно ставить индивидуальные задачи. Мне хочется поделиться своим опытом, который с нами произошёл на соревнованиях.

В ходе нашего эксперимента, мы были на областных отборочных соревнованиях, по итогам которых должна будет сформироваться сборная Воронежской области для участия во Всероссийских соревнованиях, которые должны будут проходить в Санкт- Петербурге. Накал страстей витал в воздухе, борьба была до последнего метра на каждой дистанции, и тут должна была выйти на старт моя воспитанница (по темпераменту холерик). Глядя ей в глаза, как обычно я это делаю, я вдруг увидел панику, её трясло, движения были хаотичные, и я понимаю, что она психологически подавлена и напугана. В этот момент я поднял свои глаза на её соперниц и увидел, что они тоже ведут себя неуверенно, зажимаются, головы опущены и тут мне пришла мысль. Я ей говорю - « Посмотри на своих соперниц, они тебя боятся также как и ты их, они сами напуганы от того, что им нужно плыть с тобой в одном заплыве. Ты сейчас смело должна посмотреть на них и уверенно выйти на старт, чтобы они видели твою готовность бороться, и знай, что мы все рядом». После этих слов моя воспитанница просто преобразилась. Она прямо посмотрела на своих соперниц, чуть прищурив глаза, её перестало трясти, и она уверенной походкой, даже можно сказать демонстративно, чтобы её все заметили, вышла на старт. После стартового сигнала борьба началась сразу. Все участники заплыва настолько взвинтили темп, что многие тренера вслух высказывали свои сомнения по поводу удержания этого высокого темпа на протяжении все дистанции. Шли секунды, проходили метры дистанции, а борьба накалялась с каждой секундой и сохранялась до последнего сантиметра дистанции. Моя воспитанница выдержала достойно это испытание, выполнила установку тренера, и попала в сборную команду Воронежской области для участия во Всероссийских соревнованиях. Этот же самый метод я пытался применить и на других моих воспитанниках, но, к сожалению, он так ярко нигде больше не срабатывал.   



2019-11-13 335 Обсуждений (0)
Применение экспериментальной методики в разные периоды   подготовки пловцов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Применение экспериментальной методики в разные периоды   подготовки пловцов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)