Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что такое школьная медиация?



2019-11-20 204 Обсуждений (0)
Что такое школьная медиация? 0.00 из 5.00 0 оценок




Школьная медиация- это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.

Школьная медиация - это собирательное понятие, приме­нимое ко всему многообразию вариантов общения детей, под­ростков и молодежи в целом, как между собой, так и с предста­вителями других возрастных групп. При столь широком спектре общения часто приходится иметь дело со столкновением интере­сов. Школьная медиация подразумевает, что мы можем сократить количество подобных столкновений и облегчить их последствия.

Уже в детском саду ребенок попадает в зону конфликтного взаимодействия как с другими детьми в группе, так и с воспи­тателями. Не всегда существует и взаимопонимание между детьми и их собственными родителями. Кроме того, случается, что ребенок испытывает на себе прессинг чужих родителей, которые таким образом защищают своих собственных детей. Негативный опьгг по­ведения самого малыша в конфликте, несправедливое отношение других людей и всего мира вокруг оказывают серьезное воздей­ствие на психику ребенка. Формируются стереотипы и установки, которые он позднее переносит во взрослую жизнь. В дальнейшем это чревато осложнениями и может потребовать вмешательства специалистов, применения комплекса реабилитационных мер.

В школьные годы спектр необходимых навыков для обуче­ния поведению в конфликте и его превенции становится гораздо шире. Появляется возможность обучать школьников для работы в качестве школьных медиаторов, или в качестве помощников школьных медиаторов (в тех случаях, когда начинающему «ме­диатору» необходима поддержка со стороны взрослых или более опытных учащихся). Эта работа происходит вне школьных уроков, то есть ребенок получает возможность заниматься интересной для себя деятельностью, не связанной с учебой. Мотивация к подобным занятиям очень высока, так как она связана с при­знанием школьника человеком, который наделяется ответственно­стью, чтобы помогать другим в разрешении спора. Это настоящая «взрослая» деятельность, в результате которой ребенок получает возможность осмысленно воспринимать окружающий мир и свое место в нем. Не только обучение, но и дальнейшая «профессиональная» деятельность в роли школьного медиатора осущест­вляется е тесном контакте со взрослыми, и в ее основе лежит общность интересов взрослого и ребенка.

Особенно важную роль контакт между взрослыми и детьми играет в подростковый период. Именно в эти годы ребенку не­обходимо научиться осознавать себя как самоценную и развиваю­щуюся личность, которая на основании своих внутренних крите­риев способна совершать свободный и ответственный выбор. И этот выбор касается не только собственного времяпрепровожде­ния, интересов и пристрастий. Ребенок самостоятельно определяет свое место в жизни, определяет круг своих идеалов.

Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других по­колений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разру­шительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия ска­жутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его воз­можности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрос­лых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «терри­торию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обо­стренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Во многих подобных конфликтах участниками становятся не толь­ко спорящие стороны, но и лица, втянутые в конфликт вопреки своему желанию. Особенно часто это происходит в школьных ком­паниях, или в неформальных объединениях подростков.

Иметь свой круг общения и быть частью группы, объединен­ной общностью интересов, - естественное желание человека. В школьном возрасте это является насущной потребностью, и ребе­нок настойчиво ищет группу сверстников, с которой бы его что-то связывало. Эта потребность настолько высока, что зачастую дети оказываются в компаниях, исповедующих асоциальные идеалы, лишь потому, что у них не остается выбора. Создание «групп рав­ных» на базе школ- прекрасная возможность для молодого поколения сделать правильный выбор. Подобные объединения по­зволят не только «занять» детей делом, обучить их полезным на­выкам взаимодействия с агрессивной психологической средой, но и оградят общество от роста преступности. Безопасность и ком­форт - основные условия, которые позволяют рассчитывать на то, что подобные группы будут обладать и большими коррекционными возможностями. Возглавляемые педагогами и психологами, обученными методу школьной медиации, «группы равных» спо­собны курировать ребенка и подростка, внимательно отслеживать его потребности, одновременно обучая его медиативным навыкам общения и способам их применения на практике.

Медиация - это и эффективная методика разрешения споров между разными уровнями большого коллектива. В связи с этим отдельного внимания заслуживают психологи, педагоги и админи­страция воспитательных и учебных заведений. Ведь работа с деть­ми и молодежью сопряжена с большой долей ответственности, так что эмоциональное истощение здесь может наступить слишком быстро. Неграмотно выстроенные отношения с учащимися и кол­легами являются дополнительным стрессогенным фактором. В ре­зультате очень часто у педагогов, социальных педагогов, школьных инспекторов, административных работников высших и средних учебных заведений происходят эмоциональные срывы, ухудшается самочувствие, могут развиваться серьезные болезни.

Но не следует забывать, что, получая заботу и внимание в воспитательных и образовательных учебных заведениях, подрас­тающее поколение проводит большую часть дня вне их стен. И, разумеется, каждый ребенок по-прежнему нуждается в поддержке семьи. Семья является ближним социальным окружением чело­века, даже если в силу разных обстоятельств он проводит в ней лишь небольшую часть времени. По данным социологических исследований, именно семья оказывает наибольшее влияние на формирование личности ребенка. Именно из семьи он берет мо­дели поведения и построения отношений с другими людьми.

Практически в каждой семье со временем возникают боль­шие или меньшие проблемы, так как семья является развиваю­щейся системой. Ребенок взрослеет, и с изменением его потреб­ностей и возможностей меняются и роли в семье. Это процесс очень динамичный и требует быстрой перестройки и адаптации всех членов семьи - что на практике происходит далеко не всег­да. Вот почему конфликты являются неизбежными спутниками изменения ролей и отношений внутри семьи. Если эта перемена ролей и связанный с нею конфликт является осознанным процес­сом - он легко поддается коррекции. Но если проблемы ребенка и остальных членов семьи замалчиваются, тогда они приобретают хронический характер. В социальных масштабах это выглядит как девиантное поведение, рост преступлений на почве межнацио­нальной розни, формирование преступных группировок и т.д.

Вот почему особенно важно чуткое отношение к ребенку подросткового возраста. Именно в это время у него происходит пересмотр ценностей, а вместе с тем и поиск новых авторитетных фигур, новых кумиров, новых видов деятельности. Школьная ме­диация позволяет вплотную заниматься проблемами ребенка, так как она ставит в центр внимания именно потребности личности.

Таким образом, школьная медиация обеспе­чивает помощь в разрешении жизненно важных вопросов.

Школьная медиация как система нужна российскому обра­зованию, потому что до настоящего времени у нас отсутствовал механизм мягкого и грамотного разрешения конфликтов, так или иначе касающихся детей и молодежи. Кроме того, внедрение школьной медиации приводит к общему улучшению обстановки в коллективе, где каждый - ребенок, педагог, родитель, - на­чинает чувствовать себя более защищено.

 



2019-11-20 204 Обсуждений (0)
Что такое школьная медиация? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что такое школьная медиация?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)