Что мы понимаем под методом школьной медиации?
Метод школьной медиации - это комплекс коммуникативных технологий, которые связаны с воспитанием и образованием молодого поколения. Работа по методу школьной медиации позволяет каждому участнику конфликта разрешить его самостоятельно (при участии посредника, организовывающего процесс переговоров) на основе собственных представлений о своих интересах (в отличие от директивного разрешения конфликта, когда кто-либо в роли арбитра выносит решение). При директивном разрешении конфликта почти всегда один участник остается в выигрыше, а другой в проигрыше, - лишь потому, что угадать интересы и потребности другого человека сложно. Человек может понять их только сам, после серьезной и честной работы с самим собой. И в этом ему помогает медиатор. Исследуя обстоятельства конфликта, школьная медиация, тем не менее, отвергает решение спора, основанное на вердикте «этот прав, а этот виноват», так как подобная постановка вопроса ведет к решению по принципу «победитель-проигравший». Такое решение приводит к неудовлетворенности одной, а возможно и обеих сторон, вовлеченных в спор, что может привести и к новому витку эскалации конфликта. По окончании спора побежденный практически всегда остается не удовлетворенным результатом, ведь он не защитил свои интересы, и его потребности не были приняты во внимание. Победитель тоже не всегда удовлетворен, ибо его запросы тоже не всегда оказываются реализованными, даже когда цель, казалось бы, достигнута. Мало того, итоговые договоренности в таких ситуациях не всегда исполняются. Ко всему прочему проигравшая сторона, осознанно или нет, желает отомстить, чувствуя себя обманутой и обиженной. Весь этот комплекс эмоций в дальнейшем приводит к накоплению негативной энергии, которая проявляется в демонстрации агрессии и нежеланию общаться. У проигравшего возникает подавленное настроение, а иногда (из-за стресса) он оказывается подвержен соматическим заболеваниям. Обучение методу школьной медиации позволяет создать другой путь разрешения споров. С позиции медиативного подхода, конфликт - обычное явление, с которым сталкивается любой человек. Конфликты всегда были и будут. Тем не менее, никто не преуменьшает их разрушительного воздействия на человека. При неправильном отношении к конфликту и неумелых попытках его урегулирования влияние его чаще всего деструктивно. Поэтому школьная медиация направлена на то, чтобы освободить нас от страха перед конфликтом и его неконтролируемыми последствиями. В медиации следует внимательно рассмотреть конфликт во всем многообразии его аспектов (особенно важно эмоциональное наполнение конфликта), чтобы понять его и суметь взаимодействовать с ним конструктивно. Конфликт проявляется на всех уровнях системы образования. Однако, наиболее «взрывоопасным местом» остается школа. Но, как уже указывалось выше, подростковый возраст, вследствие физиологической перестройки организма, наиболее подвержен опасности возникновения неконтролируемых конфликтов. Часто на конфликт ребенка толкает насилие и агрессивность со стороны сверстников, давление педагогов и родителей, необходимость «удержаться на плаву», желание доказать свою состоятельность и значимость. В наши дни подобные конфликты становятся привычными и обыденными. Причин у этого явления множество - большая скученность людей в замкнутом пространстве, постоянное «вынужденное» общение, а главное - отсутствие навыков позитивной коммуникации. В общеобразовательной школе все это выражено особенно ярко, так как здесь в ограниченном пространстве классных комнат и коридоров дети оказываются именно в тот период жизни, когда их организм особенно нуждается в движении. Но одновременно школа является тем местом, где ребенок хочет и может выразить себя. В процессе такого самовыражения он неминуемо привносит сюда все проблемы домашнего общения, проблемы своего взросления. И именно вследствие сложности этих проблем тема насилия становится здесь все более актуальной. Насилие в школе проявляется по-разному. Это может быть словесный выпад, оскорбления из-за особенностей поведения, внешнего вида или происхождения, сексуальные домогательства или приставания. Часто дело доходит до нанесения ущерба друг другу, краж предметов одежды, книг, мобильных телефонов. Иногда доходит до физических нападений, которые часто начинаются весьма безобидно, а заканчиваются драками с серьезными последствиями. В школьной медиации конфликт - это свидетельство неблагополучия. Но проблемой является не сам конфликт, а то, как мы умеем с ним обращаться. Школьная медиация исходит из того, что конфликт содержит в себе надежду на улучшение и изменение ситуации, на правильное понимание проблемы, принятие спорящими сторонами друг друга. Такое творческое отношение к конфликту обычно помогает выработать конструктивное решение. Но конструктивно разрешить конфликт реально лишь тогда, когда проработан каждый возможный вариант. Ни один нюанс не должен быть упущен, ведь в каждом варианте может крыться удивительный способ разрешения спора, который удовлетворил бы обе стороны конфликта. С другой стороны необходимо знать, что школьная медиация не может стать «средством от всех болезней». Эффект ее внедрения в систему образования проявится во всей полноте лишь тогда, когда все социальные институты объединят свои усилия в вопросе создания безопасной «среды обитания» для подрастающего поколения. И метод школьной медиации - хороший инструмент для достижения этой цели.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |