Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как работает медиация? Базовые принципы медиации



2019-11-20 211 Обсуждений (0)
Как работает медиация? Базовые принципы медиации 0.00 из 5.00 0 оценок




Причины возникновения конфликта могут быть самыми раз­ными. Однако есть предпосылки, которые делают конфликт обы­денным явлением, с легкостью возникающим «на пустом месте». Одна из них - наличие у каждого человека своей собственной картины мира, своей реальности, в которой он живет. Какова эта реальность - зависит от многих факторов, влияющих на процесс формирования личности: от воспитания, образования, окружения, характера, ценностей и т.д.

Человеку сложно (а порой даже невозможно) представить, что у кого-то есть другая реальность, то есть другой взгляд на мир. К тому же оценка мира в его сознании достаточно устой­чива, так как в ее основе лежат те важные для человека крите­рии, которыми он руководствуется в своем общении с миром.

Именно вследствие несогласованности субъективного вос­приятия окружающей действительности разными людьми и про­исходят между ними конфликты. Медиатор (посредник) является тем связующим звеном, которое обеспечивает согласование этих субъективных реальностей. В силу того, что он не привносит своего видения и чувствования мира в процесс медиации, посредник имеет возможность, как зеркало, отражать картины мира людей, которые вовлечены в конфликт и потому не могут адекватно взаи­модействовать. Таким образом, при участии медиатора (посредника) все вовлеченные в медиацию стороны знакомятся с картиной мира других людей, принимая ее как данность и признавая право на существование отличной от своей картины мира. Вместе с тем, что­бы найти выход из конфликта, свои представления о действитель­ности также необходимо обозначить более четко. В медиативном процессе каждому представляется и эта возможность.

Роль медиатора состоит в том, чтобы помочь сторонам сгла­дить контакт. К этому необходимо отнестись с должным вниманием, так как стороны в конфликте имеют разные ценности и защищают разные интересы. Ощущение окружающей их реальности, представ­ляющееся в важных для них деталях, является основой, на которой строятся переговоры. Медиатор является фактически переводчиком, обеспечивающим понимание между людьми, говорящими на раз­ных языках. И как любой переводчик, медиатор обеспечивает про­цесс общения, но не вносит в него коррективы, в противном случае он может исказить содержание.

Нейтральность посредника по отношению к участникам кон­фликта - это важнейшая составляющая медиации. Человек, на­зывающий себя медиатором, абсолютно одинаково относится к проблемам и целям каждой стороны. Он не выясняет, кто прав, а кто виноват. Это для него не важно. В медиации важен сам человек с комплексом своих проблем и противоречий.

Медиация отделяет проблемы и поведение человека от само­го человека. Такой подход позволяет рассчитывать на изменение поведения.

В ситуациях конфликта обычно видны лишь внешние атри­буты, а истинные причины не лежат на поверхности, и поэтому основой работы медиатора является поиск истинных причин конфликта и скрытых интересов, которые стороны надеялись реализовать в ходе противостояния. Настоящие движущие силы конфликта - это подводная часть айсберга, которая составляет его большую часть и скрыта от глаз. Но именно она хранит в себе секреты противостояния и разрешения конфликта, узна­вать которые сторонам помогает медиатор. Это настолько глу­бинные процессы, что стороны часто даже не догадываются о своих собственных истинных интересах, лежащих иногда глубже осознаваемых (не говоря уже об интересах противоположной сто­роны). Потому они и не в силах увидеть точку соприкосновения этих интересов. Именно в подводной части айсберга чаще всего находятся решения, одинаково устраивающие обе стороны. Помощь медиатора в этом аспекте осуществляется благодаря его эмоциональной нейтральности, беспристрастности, и благо­даря его полному принятию каждого участника конфликта. Тем не менее, равенство сторон в процессе медиации не лишает медиатора возможности относиться к каждой стороне с эмпатией, пониманием, сочувствием. Именно безоценочное общение, в ходе которого не происходит сравнивание людей друг с дру­гом, - один из движущих механизмов медиации и источник получения сторонами положительных эмоций.

Разумеется, медиатору приходится сталкиваться в процессе медиации с различными трудностями. Например, иногда идея выигрыша в конфликте «перевешивает» реальные интересы сторон и становится самоцелью. Задача медиатора - создать обстановку сотрудничества сторон, чтобы они могли на основе взаимного доверия найти решение, которое бы устроило всех участников конфликта. Создать взаимное доверие при различии картин мира - непростая задача, и решить ее можно лишь на основе полного принятия спорящими личностей друг друга. Они должны увидеть в своих оппонентах людей, способных проде­монстрировать свободный и ответственный выбор. Медиатор со­провождает стороны на пути к этому выбору, поддерживая при этом процесс формирования ответственности каждой стороны за свои решения и за их последствия. Но именно взаимодействие сторон является здесь первостепенным. И от того, насколько безопасна и доверительна атмосфера общения всех участников медиации, зависит ее результат.

В итоге такой работы стороны не только решают единич­ный спор, но и приобретают опыт выхода из трудных конфликт­ных ситуаций.

Итак, медиация - это путь, который показывает, что кон­фликт можно урегулировать цивилизованным путем, опираясь на возможность удовлетворения интересов его участников, на­рушение которых и привело их к противостоянию. То есть ин­тересы, всплывающие «со дна» конфликта, являются жизненно важными для их обладателей, и показательными для противо­положной стороны. Скрывать эти интересы не целесообразно и опасно, так как рано или поздно они напомнят о себе и, скорее всего, в самой острой форме. Таким образом, конструк­тивное и своевременное разрешение конфликта на основе вы­яснения и соблюдения реальных интересов сторон является не только мерой разрешения спора, но и мерой предотвращения эскалации конфликта.

Вот почему медиация, занимаясь примирением сторон, ни­когда не допускает возможности «искусственного» перемирия. Примирить людей можно лишь тогда, когда они сами этого хотят. Этот момент наступает тогда, когда они готовы, прикос­нувшись к собственным эмоциям, открыть в себе свои истинные интересы и мотивы, которые привели ихр к конфликту, осознать их важность и с уважением отнестись к аналогичным открытиям противоположной стороны. Добровольность участия всех сто­рон (включая самого медиатора) в процессе медиации создает обстановку сотрудничества и доверия, которая является хоро­шим уроком для спорщиков. Это касается будущих конфликтов, которые они, возможно, теперь смогут разрешать с помощью цивилизованного общения.

Ведь любые переговоры возможны только тогда, когда люди понимают друг друга, а понимание возникает, если они перестают закрывать глаза на своего оппонента. Конфликт - это не та область, где можно преуспеть в одиночку. Хотят это­го стороны или нет, конфликт - это взаимодействие. Человек в конфликте очень раним. Злость, ненависть, отчаяние часто за­стят глаза, и объективно взглянуть на ситуацию бывает крайне сложно. Поэтому необходима помощь доброжелательного чело­века, которому можно довериться. Медиатор, благодаря своей нейтральности, имеет возможность поддержать каждого участ­ника спора, протянуть руку и помочь сторонам разрешить спор. Но помочь сторонам понять истинную причину спора медиатор может лишь тогда, когда слагаемые конфликта ясны каждой стороне. Выяснить их и предстоит в ходе медиации.

Вот почему медиация - уникальный способ защищать и от­стаивать свои права, не ущемляй при этом интересов другой стороны, участвующей в споре. Обязательным условием медиа­ции является обоюдная победа сторон в любом конфликте. При удачном завершении процесса медиации в споре не остается проигравших. Наоборот - из конфликта каждая сторона извле­кает для себя пользу. Это происходит благодаря добровольному процессу выработки соглашения, в котором учтены интересы обеих сторон, и, следовательно, нет ни победителей, ни по­бежденных.

 



2019-11-20 211 Обсуждений (0)
Как работает медиация? Базовые принципы медиации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как работает медиация? Базовые принципы медиации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)