Как работает медиация? Базовые принципы медиации
Причины возникновения конфликта могут быть самыми разными. Однако есть предпосылки, которые делают конфликт обыденным явлением, с легкостью возникающим «на пустом месте». Одна из них - наличие у каждого человека своей собственной картины мира, своей реальности, в которой он живет. Какова эта реальность - зависит от многих факторов, влияющих на процесс формирования личности: от воспитания, образования, окружения, характера, ценностей и т.д. Человеку сложно (а порой даже невозможно) представить, что у кого-то есть другая реальность, то есть другой взгляд на мир. К тому же оценка мира в его сознании достаточно устойчива, так как в ее основе лежат те важные для человека критерии, которыми он руководствуется в своем общении с миром. Именно вследствие несогласованности субъективного восприятия окружающей действительности разными людьми и происходят между ними конфликты. Медиатор (посредник) является тем связующим звеном, которое обеспечивает согласование этих субъективных реальностей. В силу того, что он не привносит своего видения и чувствования мира в процесс медиации, посредник имеет возможность, как зеркало, отражать картины мира людей, которые вовлечены в конфликт и потому не могут адекватно взаимодействовать. Таким образом, при участии медиатора (посредника) все вовлеченные в медиацию стороны знакомятся с картиной мира других людей, принимая ее как данность и признавая право на существование отличной от своей картины мира. Вместе с тем, чтобы найти выход из конфликта, свои представления о действительности также необходимо обозначить более четко. В медиативном процессе каждому представляется и эта возможность. Роль медиатора состоит в том, чтобы помочь сторонам сгладить контакт. К этому необходимо отнестись с должным вниманием, так как стороны в конфликте имеют разные ценности и защищают разные интересы. Ощущение окружающей их реальности, представляющееся в важных для них деталях, является основой, на которой строятся переговоры. Медиатор является фактически переводчиком, обеспечивающим понимание между людьми, говорящими на разных языках. И как любой переводчик, медиатор обеспечивает процесс общения, но не вносит в него коррективы, в противном случае он может исказить содержание. Нейтральность посредника по отношению к участникам конфликта - это важнейшая составляющая медиации. Человек, называющий себя медиатором, абсолютно одинаково относится к проблемам и целям каждой стороны. Он не выясняет, кто прав, а кто виноват. Это для него не важно. В медиации важен сам человек с комплексом своих проблем и противоречий. Медиация отделяет проблемы и поведение человека от самого человека. Такой подход позволяет рассчитывать на изменение поведения. В ситуациях конфликта обычно видны лишь внешние атрибуты, а истинные причины не лежат на поверхности, и поэтому основой работы медиатора является поиск истинных причин конфликта и скрытых интересов, которые стороны надеялись реализовать в ходе противостояния. Настоящие движущие силы конфликта - это подводная часть айсберга, которая составляет его большую часть и скрыта от глаз. Но именно она хранит в себе секреты противостояния и разрешения конфликта, узнавать которые сторонам помогает медиатор. Это настолько глубинные процессы, что стороны часто даже не догадываются о своих собственных истинных интересах, лежащих иногда глубже осознаваемых (не говоря уже об интересах противоположной стороны). Потому они и не в силах увидеть точку соприкосновения этих интересов. Именно в подводной части айсберга чаще всего находятся решения, одинаково устраивающие обе стороны. Помощь медиатора в этом аспекте осуществляется благодаря его эмоциональной нейтральности, беспристрастности, и благодаря его полному принятию каждого участника конфликта. Тем не менее, равенство сторон в процессе медиации не лишает медиатора возможности относиться к каждой стороне с эмпатией, пониманием, сочувствием. Именно безоценочное общение, в ходе которого не происходит сравнивание людей друг с другом, - один из движущих механизмов медиации и источник получения сторонами положительных эмоций. Разумеется, медиатору приходится сталкиваться в процессе медиации с различными трудностями. Например, иногда идея выигрыша в конфликте «перевешивает» реальные интересы сторон и становится самоцелью. Задача медиатора - создать обстановку сотрудничества сторон, чтобы они могли на основе взаимного доверия найти решение, которое бы устроило всех участников конфликта. Создать взаимное доверие при различии картин мира - непростая задача, и решить ее можно лишь на основе полного принятия спорящими личностей друг друга. Они должны увидеть в своих оппонентах людей, способных продемонстрировать свободный и ответственный выбор. Медиатор сопровождает стороны на пути к этому выбору, поддерживая при этом процесс формирования ответственности каждой стороны за свои решения и за их последствия. Но именно взаимодействие сторон является здесь первостепенным. И от того, насколько безопасна и доверительна атмосфера общения всех участников медиации, зависит ее результат. В итоге такой работы стороны не только решают единичный спор, но и приобретают опыт выхода из трудных конфликтных ситуаций. Итак, медиация - это путь, который показывает, что конфликт можно урегулировать цивилизованным путем, опираясь на возможность удовлетворения интересов его участников, нарушение которых и привело их к противостоянию. То есть интересы, всплывающие «со дна» конфликта, являются жизненно важными для их обладателей, и показательными для противоположной стороны. Скрывать эти интересы не целесообразно и опасно, так как рано или поздно они напомнят о себе и, скорее всего, в самой острой форме. Таким образом, конструктивное и своевременное разрешение конфликта на основе выяснения и соблюдения реальных интересов сторон является не только мерой разрешения спора, но и мерой предотвращения эскалации конфликта. Вот почему медиация, занимаясь примирением сторон, никогда не допускает возможности «искусственного» перемирия. Примирить людей можно лишь тогда, когда они сами этого хотят. Этот момент наступает тогда, когда они готовы, прикоснувшись к собственным эмоциям, открыть в себе свои истинные интересы и мотивы, которые привели ихр к конфликту, осознать их важность и с уважением отнестись к аналогичным открытиям противоположной стороны. Добровольность участия всех сторон (включая самого медиатора) в процессе медиации создает обстановку сотрудничества и доверия, которая является хорошим уроком для спорщиков. Это касается будущих конфликтов, которые они, возможно, теперь смогут разрешать с помощью цивилизованного общения. Ведь любые переговоры возможны только тогда, когда люди понимают друг друга, а понимание возникает, если они перестают закрывать глаза на своего оппонента. Конфликт - это не та область, где можно преуспеть в одиночку. Хотят этого стороны или нет, конфликт - это взаимодействие. Человек в конфликте очень раним. Злость, ненависть, отчаяние часто застят глаза, и объективно взглянуть на ситуацию бывает крайне сложно. Поэтому необходима помощь доброжелательного человека, которому можно довериться. Медиатор, благодаря своей нейтральности, имеет возможность поддержать каждого участника спора, протянуть руку и помочь сторонам разрешить спор. Но помочь сторонам понять истинную причину спора медиатор может лишь тогда, когда слагаемые конфликта ясны каждой стороне. Выяснить их и предстоит в ходе медиации. Вот почему медиация - уникальный способ защищать и отстаивать свои права, не ущемляй при этом интересов другой стороны, участвующей в споре. Обязательным условием медиации является обоюдная победа сторон в любом конфликте. При удачном завершении процесса медиации в споре не остается проигравших. Наоборот - из конфликта каждая сторона извлекает для себя пользу. Это происходит благодаря добровольному процессу выработки соглашения, в котором учтены интересы обеих сторон, и, следовательно, нет ни победителей, ни побежденных.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |