Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.



2019-11-21 209 Обсуждений (0)
Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины. 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

 

           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: бакалавриат

Направленность (профиль ): Дошкольная дефектология

 

 




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 8

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 33

4 . ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 35

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 47

6. ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 48

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 48

8. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 50

ЛИСТ ИЗЕНЕНИЙ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы.

В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Основы специальной детской  психологии».

Очная форма обучения

Дисциплина «Основы специальной детской  психологии» является дисциплиной базовой части основной профессиональной образовательной программы. Трудоемкость дисциплины составляет 4 ЗЕТ (144 часа), из них 60 часов – аудиторная (30 часов – лекционные занятия, 30 часа – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (57 часов); 27 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение II семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в II семестре.

Заочная форма обучения

На заочной форме обучения дисциплина имеет трудоемкость 3 ЗЕ (108 часов). Из них 22 часа – аудиторная нагрузка (10 часов – лекционные занятия, 12 часов – практических занятий), 77 часов отводится для самостоятельной работы студентов, 9 часов – контрольные мероприятия. Дисциплина завершается экзаменом на 2 курсе

 

Необходимые для дисциплин ы знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Основы специальной детской  психологии» тесно связан с дисциплинами «Педагогика и психология», «Генетические основы специальной психологии и педагогики», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Специальная педагогика», «Специальная психология», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей психического развития детей с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной  детской психологии. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты знакомятся с базовыми понятиями основ специальной детской психологии, основными факторами и видами нарушений психического развития в детском возрасте. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности нарушенного развития в детском возрасте, его закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон психики детей  при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Основы специальной дошкольной педагогики» и «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ», дисциплин вариативной части основной профессиональной образовательной программы. Также освоение данной дисциплины имеет практическую значимость в последующем прохождении студентами педагогической практики.

 

1.4. Цели дисциплины :

Основная цель преподавания курса «Основы специальной детской психологии» на первом уровне обучения состоит в том, чтобы раскрыть ведущие закономерности психического развития детей, сформировать представления у студентов об этапах психического развития, о возрастных психологических особенностях ребенка дошкольного возраста и его сверстников с различными нарушениями и отклонениями психофизического развития.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах

1. Сформировать у бакалавров представления о важнейших новообразованиях каждого периода дошкольного детства, их роли в дальнейшем психическом развитии детей;

2. Сформировать у бакалавров компетенции в определении и анализе проявлений детской психики, необходимость учитывать ее возрастные и индивидуальные особенности в воспитательно-образовательной и коррекционно – реабилитационной работе с детьми;

3. Дать бакалаврам представления о новейших открытиях в области специальной детской психологии, о практическом и экспериментальном опыте отечественных и зарубежных специалистов в области специальной детской психологии.

4. Формирование интереса к специальной детской психологии, стремления постоянно пополнять знания о психике детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.

5. Формирование умений и желание проводить работу с семьей, распространять среди родителей психологические знания, формировать у них умение понимать психические проявления у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1 ОПК-3 Способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся     З.1 – основные показатели возрастных и психофизических особенностей и индивидуальных образовательных потребностей детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья; З.2  – основные требования к разработке образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.   У.1 – анализировать основные показатели возрастных и психофизических особенностей и индивидуальных образовательных потребностей детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья; У.2 – обосновывать предлагаемое содержание разрабатываемого образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.   В.1 – конкретными приемами анализа основных показателей возрастных и психофизических особенностей и индивидуальных образовательных потребностей детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья; В.2 – современными методиками и технологиями работы, применяемыми при разработке и реализации образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.  
2 ПК-5 Способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития   З.3 – основные требования к проведению психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ на основе использования данных о возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей;   З.4 – основные методологические подходы к проведению психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ на основе использования данных о возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей. У.3  – проводить психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ, анализировать результаты комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей  с ОВЗ на основе использования данных о возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей;   У.4 – обосновывать выводы, полученные по результатам психолого-педагогического обследование детей с ОВЗ, анализа результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ.   В.3  – конкретными методами и методиками психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ, на основе использования данных об их возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях.  
3 ПК-7 Готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением   З.5 - особенности проявления внутренних процессов в семьях детей с ОВЗ и их ближайшего заинтересованного окружения; З.6  - современные требования, к определению содержания коррекционно – реабилитационной работы, обеспечивающей психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ОВЗ и взаимодействие с ближайшим заинтересованным окружением.   У.5 – выстраивать педагогическую деятельность, направленную на эффективное психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ОВЗ и взаимодействие с ближайшим заинтересованным окружением; У.6 – анализировать итоги психолого-педагогического сопровождения семей детей с ОВЗ и взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением.   В.4 – навыками комплексного анализа особенностей проявления внутренних процессов в семьях детей с ОВЗ и их ближайшего заинтересованного окружения; В.5 – конкретными приемами профессиональной деятельности, обеспечивающей адекватное психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ОВЗ и взаимодействие с ближайшим заинтересованным окружением.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



2019-11-21 209 Обсуждений (0)
Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)