Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Порядок и формы расчетов по аккредитиву



2019-11-13 181 Обсуждений (0)
Порядок и формы расчетов по аккредитиву 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучение порядка расчётов по аккредитиву позволяет понять сущность механизма функционирования аккредитивов на практики, для этого необходимо рассмотреть основные этапы работы с аккредитивом [39].

В первую очередь происходит процесс выставления аккредитива. По заявлению приказодателя и в соответствии с ним банк-эмитент выставляет аккредитив т.е. передаёт его в подтверждающий (авизующий) банк, используя корреспондентские счета. При необходимости банк-эмитент просит другой банк подтвердить аккредитив.

Если нужно, в условия аккредитива могут быть внесены изменения: изменён перечень документов, продлён срок действия аккредитива и т.д.

Затем следует процесс представления документов и их оплаты. Комплект документов формирует бенефициар. Документы должны быть представлены в исполняющий банк в месте истечения срока действия аккредитива до истечения данного срока. Банк проверяет документы по внешним признакам. Он рассматривает только те документы, которые оговорены в аккредитиве. При отсутствии расхождений документов с условиями аккредитива, документы оплачиваются в соответствии с условиями аккредитива [8].

Если при проверки документов банк обнаружил расхождения, он запрашивает банк-эмитент, который в свою очередь запрашивает приказодателя и уточняет у него допустимо ли оплачивать документы с расхождениями;  в этом случае оплата возможна с разрешения приказодателя. Оплаченные документы отправляются приказодателю [1].

Рассмотрим порядок работы с аккредитивами в банке-эмитенте.

Плательщик представляет обслуживающему банку аккредитив на бланке, в котором, согласно унифицированным правилам, он обязан указать:

1. Вид аккредитива (если не указанно то, что аккредитив является безотзывным, он считается отзывным);

2. Условия оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта);

3. Номер счёта, который открыл исполняющий банк для депонирования средств при покрытом (депонированном) аккредитиве;

4. Срок действия аккредитива с указанием даты его закрытия (число, месяц, год);

5. Полное и точное наименование документов, по которым проводится платёж по аккредитиву;

6. Наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив;

7. Номер и дату основного договора;

8. Срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг);

9. Грузополучателя и место назначения (при оплате товаров) [4].

Если не будет хватать хотя бы одного из указанных реквизитов банк откажет в открытии аккредитива.

Для осуществления расчётов по покрытому (депонированному аккредитиву) плательщик указывает в аккредитиве номер лицевого счёта, открытого исполняющим банком на основании заявления получателя средств, составленного в произвольной форме, доводимый исполняющим банком до сведений получателя средств, а получатель средств доводит до сведений плательщика. Если платёж по аккредитиву должен быть произведён против реестра счетов без акцепта уполномоченного плательщиком лица, в аккредитив могут быть включены дополнительные условия. А именно:

1. Отгрузка товаров в определённые пункты назначения;

2. Предоставление документов, удостоверяющих качество продукции, или актов о приёмке товаров для отсылки их через исполняющий банк и банк-эмитент плательщику;

3. Запрет частичных выплат по аккредитиву;

4. Способ транспортировки;

5. Другие условия, которые предусмотрены основным договором [8].

В случаи полного или частичного отзыва, или изменения условий аккредитива, плательщик предоставляет в банк-эмитент соответствующее распоряжение, составленное в произвольной форме, в трёх экземплярах. На всех экземплярах должны быть подписи лиц, которые имеют право подписывать расчётные документы. Также на каждом экземпляре должна быть печать распоряжения, принятого банком эмитентом. Ответственный исполнитель банка проставляет штамп, дату и подпись. Один экземпляр распоряжения прикрепляется к соответствующему вне-балансовому счёту, на котором учитывается аккредитив в банке-эмитенте. Два экземпляра распоряжения пересылаются в исполняющий банк, не позднее дня, следующего за днём его получения. Один экземпляр распоряжения исполняющий банк передаёт получателю средств, другой служит основанием для возврата денежных средств или изменения условий аккредитива.

Если установят несоответствие документов, принятых исполняющим банком от получателя средств, условиям аккредитива, банк-эмитент вправе потребовать от исполняющего банка по покрытому (депонированному) аккредитиву возмещения сумм, выплаченных получателю средств, а по непокрытому (гарантированному) аккредитиву – восстановления сумм, списанных с его корреспондентского счёта.

Банк-эмитент обязан зачислить данную денежную сумму на счёт плательщика, с которого были перечислены денежные средства в счёт покрытия по аккредитиву. Это должно произойти не позже рабочего дня, следующего за днём возврата суммы неиспользованного покрытого (депонированного) аккредитива.

Поступившие от банка-эмитента денежные средства по покрытому аккредитиву исполняющий банк зачисляет на отдельный лицевой счёт, открытый для осуществления расчётов по аккредитиву.

Если исполняющий банк сомневается в правильности указанных реквизитов. Он обязан направить в банк-эмитент запрос в произвольной форме, не позднее рабочего дня, следующего за днём получением аккредитива. До получения дополнительной информации исполняющий банк не может производить платёж по аккредитиву.

В случае депонированного аккредитива поступившие от банка-эмитента денежные средства зачисляются на счёт сумм до выяснения. Как только исполняющий банк получает подтверждение по реквизитам аккредитива от банка-эмитента, он перечисляет денежные средства со счёта сумм до выяснения на отдельный лицевой счёт.

Для получения денежных средств по аккредитиву получатель средств представляет в исполняющий банк отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы. Документы должны быть представлены в пределах срока действия аккредитива [4].

Исполняющий банк обязан проверить соответствие документов, представленных получателем средств, они должны соответствовать документам, предусмотренным аккредитивам. Также он проверяет правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и оттеска печати получателя средств образцам, находящимся в карточке образцов подписей и оттеска печати.

При платеже по аккредитиву сумма, указанная в реестре счетов, зачисляется на счёт получателя средств. Первый экземпляр реестра помещается в банковские документы дня в качестве основания списания денежных средств с лицевого счёта по покрытому (депонированному) аккредитиву или, как основание списания денежных средств с корреспондентского счёта банка-эмитента, открытого в исполняющем банке, по непокрытому (гарантированному) аккредитиву. Второй экземпляр с приложением как товарно-транспортных, так и иных, требуемых условиями аккредитива документов, а также третий экземпляр направляются банку-эмитенту для вручения плательщику [12].

Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного лица, последний обязан предоставить исполняющему банку доверенность, выданную плательщиком на его имя. Доверенность должна содержать образец подписи уполномоченного лица. Также уполномоченное лицо должно при себе иметь паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, и образец своей подписи.

Данные предъявленного паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и адрес уполномоченного плательщиком лица банк записывает в карточку с образцами подписей и оттеска печати. Образец подписи уполномоченного лица в карточки с образцами подписей и оттеска печати сравнивается с образцом его подписи, указанным в доверенности. Далее в карточке делается отметка о дате и номере доверенности, выданной организацией, которая открыла аккредитив.

Все записи в карточке с образцами подписей и оттеска печати заверяются подписью главного бухгалтера исполняющего банка или его заместителя.

Чтобы подтвердить выполнение условий основного договора лицо, уполномоченное плательщиком, делает аналогичную надпись на товарно-транспортных и других, требуемых условиями аккредитива документов.

Положительной стороной аккредитива является то, что он даёт гарантию сторонам по контракту. Для бенефициара – гарантия оплаты поставки, для приказодателя – уверенность в том, что денежные средства уйдут только после отгрузки. Использование предприятиями в схемах финансирования аккредитива позволяет оптимизировать стоимость и структуру заёмных средств. Так как существует обязательство банка оплатить товар, поставщик может предоставить покупатель товарный кредит, который будет оговорен в аккредитиве как рассрочка или отсрочка платежа.

Отрицательной стороной аккредитива является сложность и относительная длительность расчётов, а также высокая стоимость по сравнению с другими формами расчётов [37].

Для более углубленного понимания порядка расчётов рассмотрим одну из схем аккредитива – непокрытый документарный аккредитив, депонированный в исполняющем банке.

Порядок заключения такой сделки:

1. Бенефициар и заявитель заключают между собой договор купли-продажи (в этот момент бенефициар является поставщиком, а заявитель – покупателем). Сам по себе этот этап не относится к аккредитиву, но без него аккредитивная сделка не имеет смысла;

2. Покупателя оповещают о готовности к отгрузке товара;

3. Покупатель подаёт в банк-эмитент заявление об открытии аккредитива;

4. Банк-эмитент информирует исполняющий банк (банк поставщика) об открытии аккредитива. Он должен это сделать в течении одного рабочего дня.

5. Бенефициара оповещают об открытии аккредитива. Вид предоставляемой информации может меняться, но обязательно упоминаются: название банка-эмитента, вид аккредитива, требуемый реестр документов. Максимальный срок оповещения – десять рабочих дней;

6. Происходит отгрузка товара, она сопровождается оформлением всех документов, требуемых условиями аккредитива;

7. Когда бенефициар получает документы об отгрузке он передаёт их в исполняющий банк. В договоре нужно указать полный перечень документов и их оформление. Помимо самих документов подаётся их реестр (как правило в четырёх экземплярах, но возможно и в другом количестве);

8. Третий и четвёртый экземпляр реестра вместе с документами направляется в банк-эмитент;

9. Третий экземпляр реестра с документами отправляется заявителю;

10.  На основании первого экземпляра реестра, а также на основании проверки документов заявителем и банком, последний проводит оплату бенефициару;

11. Второй экземпляр реестра документов исполняющий банк передаёт бенефициару [8].

Рассмотрим другую часто используемую разновидность документарного аккредитива, а именно – покрытый документарный аккредитив, депонированный в банке-эмитенте. Его схема аналогична схеме непокрытого документарного аккредитива. В обоих случаях оплату осуществляет банк-эмитент.

Порядок применения покрытого документарного аккредитива:

1. Бенефициар и заявитель заключают между собой договор купли-продажи (бенефициар – поставщик, заявитель – покупатель). Данный этап не относится к аккредитиву, но без него сделка по аккредитиву не имеет смысла;

2. Оповещение покупателя о готовности к отгрузке товара;

3. Покупатель предаёт в банк-эмитент заявление на открытие аккредитива;

4. Банк-эмитент информирует исполняющий банк (банк поставщика) об открытии аккредитива в течении одного рабочего дня;

5. Бенефициара оповещают об открытии аккредитива. Вид предоставляемой информации может варьироваться, но обязательно упоминаются: название банка-эмитента, вид аккредитива, требуемый реестр документов. Срок оповещения не должен превышать десяти рабочих дней;

6. Отгрузка товара, с одновременным оформлением всех документов, требуемых условиями аккредитива;

7. После получения документов об отгрузки бенефициар предаёт их в исполняющий банк. В договоре рекомендуется указывать как полный перечень документов, так и их оформление. Помимо самих документов подаётся их реестр в четырёх экземплярах;

8. Первый и второй экземпляр реестра документов направляется в банк-эмитент. На основании третьего экземпляра реестра после проверки документов исполняющий банк списывает сумму заявки на аккредитив с забалансового счёта;

9. Четвёртый экземпляр реестра передаётся бенефициару;

10. Осуществляется перепроверка всех условий аккредитива, после чего банк-эмитент оплачивает аккредитив. Оплата осуществляется на основании первого экземпляра реестра;

11. Второй экземпляр реестра направляется заявителю. В реестр вносятся отметки о дате получения и исполнения.

Основные различия данных видов аккредитивов заключаются в документообороте. Это обусловлено индивидуальными особенностями покрытых и непокрытых аккредитивов.

Поговорим о прерывании операции по аккредитиву. На практике это дело очень сложное. Оно возможно только при истечении срока аккредитива, если договор не предусматривает возможность досрочного закрытия аккредитива по желанию продавца и (или) покупателя.

В этом случае исполняющий банк должен в течении одного дня известить о закрытии аккредитива банк-эмитент, который обязан немедленно вернуть неиспользованные средства на счёт клиента, с которого они депонировались. Это происходит в случае использования покрытого аккредитива, при использовании непокрытого аккредитива средства не бронируются, следовательно, возвращать нечего.

Закрытие аккредитива в исполняющем банке возможно:

1. По истечении срока действия аккредитива;

2. По заявлению получателя средств об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения срока действия аккредитива (если такая возможность предусмотрена условиями аккредитива). При этом исполняющий банк посылает уведомление банку-эмитенту.

3. По распоряжению плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива (если это предусмотрено условиями аккредитива). При этом банку-эмитенту посылается сообщение.

Согласно унифицированным правилам есть несколько способов оплаты по аккредитиву:

1. Путём платежа по предъявлению документов. Применяется, если товарный кредит, необходимый покупателю, не может быть предоставлен продавцом даже под банковскую гарантию или, если стоимость товарного кредита слишком высока.

2. Путём платежа с рассрочкой. Исполнение документарного аккредитива путём отсроченного платежа – способ исполнения документарного аккредитива, в котором платёж осуществляется после определённого периода времени, оговорённого в аккредитиве. Период времени задаётся количеством дней после даты предоставления документов или после даты отгрузки.

3. Путём акцепта. Способ исполнения документарного аккредитива, при котором трата акцептуется банком-эмитентом или банком, указанным в аккредитиве, и оплачивается при наступлении срока платежа.

4. Путём негоциации трат. Способ исполнения документарного аккредитива, при котором негоциирующий банк проводит оценку стоимости предоставленных документов бенефициару, при условии покрытия от банка-эмитента. Согласно требованиям международной торговой палаты простая проверка документов без оплаты их стоимости не означает негоциацию. В данном случае слова «оплата стоимости» могут пониматься как «осуществление немедленного платежа» или как «принятие на себя обязательств осуществить платёж».

5. Путём смешанного платежа. Часть аккредитива исполняется одним видом платежа (оплата по предъявлению документов), а часть – другим (путём отсроченного платежа).

Рассматривая порядок и формы расчётов по аккредитиву я хочу понять сущность механизма функционирования аккредитива, анализируя действия участников аккредитивной операции, можно наглядно проследить весь процесс аккредитивной сделки, участие и роль сторон, а также лучше представить роль гарантий и рисков, которые сопровождают аккредитивные операции на протяжении всего пути сделки.

Также нельзя не отметить долгий и сложный документооборот. Он обусловлен недоверием участников сделки друг к другу, а также гарантиями, которые являются неотъемлемой частью аккредитивной формы расчётов. Но при упрощении документооборота может повысится доля проблемных аккредитивов.        

 

 



2019-11-13 181 Обсуждений (0)
Порядок и формы расчетов по аккредитиву 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Порядок и формы расчетов по аккредитиву

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)