Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность экопсихологического тренинга



2019-11-21 351 Обсуждений (0)
Сущность экопсихологического тренинга 0.00 из 5.00 0 оценок




Каждый человек имеет экологическое знание, скрытое в бессознательных слоях психики. Проявляется ли оно в сознании или остается запрятанным глубоко, зависит как от внешних факторов, например, социальных стереотипов, так от внутренних, индивидуальных психологических особенностей личности. 

Бессознательное экологическое знание автор статьи понимает как светоносную истину отношений человеческого «Я» с окружающим его внутрипсихическим миром и «Я» других существ из мира природы, не представленную в сознании.

Работа по извлечению экологического знания, по сути, является духовной работой по проявлению во внутреннем мире и осмыслению светоносной истины. Истина может открыться в сознании, если создать особые благоприятные для этого внутрипсихические условия и положительные основания. Какими же они должны быть?

В поиске ответа на этот вопрос нам помогли результаты, полученные на предыдущих этапах исследования. Ранее мы подробно описывали проблемы осознания бессознательного экологического знания, сформулированные самими интервьюируемыми [1]. Повторим, что среди социально-психологических (внешних) причин чаще всего назывались такие, как влияние социального окружения и необходимость следовать социальным стереотипам, негативные отношения в обществе (агрессия, стресс, конфликты) и нехватка времени. Психологическими причинами чаще других назывались такие, как нехватка знаний, помехи связанные со страхом, стеснением и недоверием себе.

В исследовании по определению доминирующих бессознательных смысловых категорий экологического знания у студентов выяснилось, что у большинства проявились такие, как чистота, движение (выразившееся в речи через понятия «преображение», «развитие», «изменение», «совершенствование», «преодоление»), гармония и любовь. А такая категория, как общность (выразившаяся в речи через понятия «взаимодействие», «взаимовлияние», «общение») обнаружена у всех респондентов [2]. Таким образом, если во внутренней работе опираться на базовые смысловые категории, как положительное основание, то можно процесс проявления других компонентов бессознательного экологического знания сделать более эффективным.

Анализируя тексты интервью с целью выявления субъективно воспринимаемых механизмов работы с бессознательным знанием, которые сформулированы самими респондентами, выяснилось, что наиболее часто упоминаются такие механизмы, как «вера» и «интуиция». Встречаются также такие, как «отождествление», «доверие себе», «ожидание», «принятие», «вопрошание», «интерес», «позволение раскрыться», «восприятие», «воображение», «уверенность», «наблюдение» и др. [3]. 

Таким образом, результаты предыдущих исследований помогли осмыслить внутрипсихические условия успешного извлечения экологического знания из бессознательных слоев психики и проявления его в сознании при активном участии чувств. Лучше всего создавать такую форму бытия, в которой бы проявилась и стала положительным условием и основанием базовая бессознательная смысловая категория экологического знания – общность. Со-бытие с другой сущностью своего психического мира или другого существа из мира природы является способом взаимодействия и познания мира и себя одновременно внутри своего психического пространства, где происходит осознание и переживание. При этом нужно соблюсти несколько положительных условий такого экопсихологического взаимодействия:

ü По отношению к себе (или к своему «Я») быть искренним, открытым, любящим, добрым; быть готовым поверить себе и принять все, что появится в сознании и в чувствах, в какой бы форме это ни произошло, например, в форме цвета, запаха, вибрации, ощущения и т.п.

ü По отношению к другому существу внутрипсихического мира (или «Я» другого существа из мира природы): проявление себя как открытого, любящего, доброго существа; нахождение себя в состоянии абсолютного доверия себе и той сущности, с которой будет происходить взаимодействие.

ü Вступая в диалог (с собой или с другим существом) нужно войти в состояние активного ожидания, т.е. такого ожидания, которое не сомневается в том, что ответ обязательно придет и вся душа этого ответа ждет внимательно, терпеливо и спокойно.

ü Придать статус субъекта тому существу, с которым будет происходить взаимодействие.

Как же можно понять, что бессознательное экологическое знание светоносная истина открылось в сознании и проявилось в чувствах? Индикаторами могут служить положительные чувства или ощущения: улучшение настроения, комфорта, теплоты, нежности, покоя, блаженства, любви, радости и т.д. О проявлении истины в сознании могут свидетельствовать такие явления, как внутренний свет, умственное облегчение, осознание смысла, ясность мысли и т.д.

Важно заметить, что положительные условия, правильно созданные и проверенные в работе по извлечению бессознательного экологического знания таким образом, что стали условием приобретения достоверного внутреннего знания и уже принесшие свои плоды в копилку личного осознанного знания, могут стать условием и для успешной работы по преодолению помех и трудностей осознания, связанных с внешним и внутренним влиянием. Устранение помех может происходить «само по себе» в процессе работы, т.к. акцент переносится на положительное основание внутреннего знания, а отрицательных переживаний, связанных с опытом социально-психологических взаимодействий, не возникает. Причем внутренняя работа идет не с затратой психической энергии, а с ее обогащением, что создает дополнительное основание для положительного переживания совместного бытия и осознания бессознательных знаний как откровения.



2019-11-21 351 Обсуждений (0)
Сущность экопсихологического тренинга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность экопсихологического тренинга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)