Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль чувственности в формировании индивидуальной картины мира человека



2019-11-21 214 Обсуждений (0)
Роль чувственности в формировании индивидуальной картины мира человека 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Картина мира – феномен, в котором проявляются особенности взаимодействия человека с окружающим миром. Существует ли единая для всех картина мира или, может быть, каждый человек создает свою картину мира в зависимости от индивидуального характера мировоззрения, мировосприятия и мироощущения? От того как мы ответим на этот вопрос зависит очень многое в жизни человека, задавшего этот вопрос и того, кто такого вопроса не задавал, но участвует во взаимодействии, т.е. является частью картины мира вопрошающего. Попробуем разобраться.

Очень многое, если не все, зависит от способности человека чувствовать и переживать процессы взаимодействия его с окружающим миром. Хотя, с научной точки зрения, чувственная составляющая человека выделяется в отдельную сферу и как-то отделяется от другой составляющей человеческой психики – познающей способности, автор данного размышления полагает, что чувственность лежит в основе всех процессов, и даже в основе познания, не связанного с телесными органами чувств, то есть получения знания о мире, лежащего за пределами возможностей телесной чувствительности.

Чувственность можно рассматривать с разных точек зрения. С одной стороны она является свойством биологическим, т.к. присуща органам чувств (специальным биологическим образованиям) и является необходимым атрибутом, без которого невозможно взаимодействие биологического существа с факторами окружающей среды. Чувственность в этом аспекте – это способность получать информацию об объектах материального окружающего мира, перерабатывать посредством органов чувств и нервной системы в целом, и отвечать на нее. Так осуществляется телесная чувствительность через модуль чувствующий, который только ему присущим способом взаимодействует с окружающим миром, т.е. иначе чем, например, познающий модуль перерабатывает информацию об окружающем мире.

Присутствует ли чувственный компонент в познании? Если по аналогии с работой телесных органов чувств рассмотреть процесс познания, то, можно допустить, что знание, как определенным образом структурированная информация, поступает внутрь интеллектуальных структур человека также по определенным каналам, а начинается взаимодействие с чувствования знания, располагающегося в определенных информационных сферах пространства-времени. (Заметим, что здесь «знание» понимается как существующее в иных мирах сущность [1]. Ниже будет рассматриваться другой смысл понятия «знание»). Для того, чтобы произошло взаимодействие интеллекта человека (определенных его структур) со знанием, необходимо такое же сочетание взаимодействующих частей, как и при взаимодействии телесного рецептора и фактора, действующего на него из окружающей среды. При этом познание – процесс более тонкий, т.к. может быть не связан с телесными органами чувств. Но тогда причем здесь чувственность? Скажете Вы и в какой-то мере будете правы. Да, по определению взятому, например, из философской энциклопедии «чувственность это способность человеческой психики испытывать воздействия внешних объектов и реагировать на эти воздействия, реализуемая с помощью органов чувств» [2]. Можно было бы на этом остановиться и сказать, что познание связано только с работой органов чувств, и только через них, и при их посредстве происходит познание окружающего мира, но как же быть тогда с теми случаями, когда какие-либо органы чувств, например, глаза у человека повреждены, а человек способен воспринимать и переживать зрительную информацию. Такой человек может видеть, не имея глаз. Значит – можно обойтись и без органов чувств, но от чего это зависит? Почему одни люди могут обойтись без определенных органов чувств, при этом, не лишившись специфического канала информации, а другие нет? Открываем еще один словарь – Толковый словарь Ушакова и здесь чувственность рассматривается как «способность воспринимать чувствами, иметь чувственные восприятия, ощущения». Но нам более интересно вот такое продолжение: «Познание есть результат воздействия внешнего мира на чувственность человека» [3]. По такому толкованию чувственность относится к сфере чувств. При этом материальная составляющая чувств является не единственной возможностью чувств взаимодействовать с миром. Чувства могут и без участия своих материальных образований получать информацию. Но наука настоящего времени чувства и их способность – чувственность – полностью связывают с внешними телесными органами чувств. Как же тогда быть с нетелесными чувствами, которые ученые относят к чувствам, но не могут их привязать к какому-либо органу чувств? Как быть с любовью, например? Что же в нас чувствует ее?

По поводу того, что же в нас чувствует любовь, я рискну утверждать, что есть у нас нетелесные органы чувств. Как они устроены и как функционируют, к сожалению, ученым пока неизвестно. (Автору, чувства представляются нематериальными образованиями, имеющими свое представительство в теле в форме органов чувств. Чувства продолжают себя, прорастают в материальный мир и расцветают в нем цветами органов чувств.) Но уже сейчас некоторые ученые используют такие понятия как «энергия» и «информация» для описания нематериальных процессов, происходящих в психике. Еще Е.И.Рерих писала о «психической энергии» [4] как об энергии, создаваемой самим человеком в процессе любой работы психики. Психическая энергия может накапливаться, перерабатываться, излучаться, также она может восприниматься от других, излучающих ее существ. Иными словами психическая энергия выступает в нескольких аспектах: как продукт, созданный в результате работы психики, средство взаимодействия психических существ и ресурс для питания психики. Следовательно, психическая энергия и формирует нематериальные «органы чувств» для такого вида взаимодействий. При этом психическая энергия может быть разного качества. С этой точки зрения любовь – это психическая энергия самого высокого качества. А для того, чтобы чувствовать любовь необходимо создать энергетические органы чувств. О таких органах чувств уже давно знают на востоке. Индийские йоги их называют чакрами, или энергетическими центрами, или центрами сознания. И расположены они в энергетическом теле человека, т.е. в нематериальной, небиологической части человеческого существа [5]. Можно ли сказать, что чакры обладают чувственностью? В нашей логике размышления так утверждать можно, но эта чувственность иного порядка, очень сильно отличающаяся от чувственности, присущей биологическим органам чувств. Чувственность чакр – способность воспринимать некую информацию, и тогда когда она находится в покое, и тогда когда она движется. Но возникает вопрос – почему йоги отождествляют энергию с сознанием? 

Само слово энергия происходит от греческого energeia, которое на русский язык можно перевести как «действие» или «деятельность». Аристотель связывал понимание энергии с работой, т.е. с количеством полезной работы, которую может совершить тело. Сегодня под энергией понимают также «меру различных форм движения и взаимодействия материи, мерой перехода движения материи из одних форм в другие». А что же такое информация? Слово «информация» происходит от латинского information, что означает «формирование как выявление своей сущности, разъяснение, изложение, осведомление» [6]. Можно понимать информацию как сущность, заключенную в форму, сущность, принявшую соответствующую ее внутреннему смыслу форму и тем самым раскрывающая, выявляющая свою сущность. Сущность сама себя проявляет для кого-то. Сущность, принявшая форму, становится доступной для того, кто ее хочет или может познать. В этой форме, которую уже можно назвать информацией, она становится доступной для принятия ее кем-то другим – другим, ставшим познающим. Сфера информации – это раскрытие смыслов. Это взаимодействие на уровне сущностей и смыслов. Но чтобы информация предстала перед познающим (раскрывающим ее смысл) необходима способность познающего почувствовать, ощутить, воспринять ее. Значит, у познающего должна быть развита способность взаимодействовать с информацией, определенного рода и, наверное, определенным образом устроенные чувствующие компоненты, т.е. «органы чувств» для информации. Можно ли назвать эту способность «чувственностью»? Думаю: «да».

Попробуем связать три фундаментальных понятия – энергию, информацию и сознание. Если мы говорим об энергии, то оказываемся в сфере движения, активности, когда проявляется динамический аспект более тонкой субстанции, которую некоторые ученые называют «информацией» и предлагают свою версию понимания сознания, согласно которой сознание – это творящая информация [7, 8]. Следовательно, энергия – это творящая информация в движении, говоря языком современной физики, а языком психологии – сознание в работе. Теперь становится понятно, почему индийские йоги соединили энергию и сознание (информацию).

Сознание – психическая структура, способная приобретать знание, (определенным образом устроенную информацию) и, в соответствии с этим, изменять самое себя, изменять психику человека в соответствии с этим знанием и изменять окружающий мир. Теперь возникает вопрос – что же это такое «знание», благодаря которому можно все изменить? «Знание – субъективный образ реальности» – утверждает словарь [6]. (Выше мы определили знание как самодостаточную сущность, обитающую в тонком интеллектуальном мире?!). Этот внутренний образ формируется не на пустом месте. Он складывается из того, что уже было в сознании с тем что нового узнает человек. Этот образ находится в постоянном изменении, движении и развитии. Каждый человек в соответствии со своими способностями чувствовать окружающий мир создает свой образ реальности, который является продуктом только его собственным. А как же тогда быть с объективным миром?

Окружающий мир ведь существует и он объективный. Стол, за которым я сижу сейчас, чувствую, и я, и любой другой человек. «Этот мир такой, потому что он удерживается намерением многих существ, живущих в нем» – говорит герой книги Карлоса Кастанеды Дон Хуан [9]. Развивая его мысль можно заметить, что этот мир таков, потому что большинство людей (и других живых существ), благодаря своим чувственным впечатлениям создали ментальный образ этого мира, и в соответствии с этим субъективным образом планируют свою жизнь и живут. Опираясь на внутренний образ создается внешний мир, так субъективный образ превращается в объективную реальность благодаря большинству.

И тем не менее каждый человек по-своему воспринимает реальный мир. Опыты гипнотического воздействия на психику человека показывают, что существуют тонкие психические механизмы, способные сильно изменить восприятие окружающего мира. Были выявлены психические механизмы включающие и выключающие биологические органы чувств; психические феномены восприятия объектов, которых нет для одних, но они реально существуют для других; эффект плацебо; левитации и т.п. [10].

Качество познавательного процесса зависит от индивидуальных особенностей человека, в частности, зависит от способности чувствовать – соприкасаться с миром телесными органами чувств, соприкасаться с миром, лежащим за пределами возможностей телесных органов чувств, нематериальными органами чувств, и описывать себе результат взаимодействия – создавать картину мира используя знания, полученные в результате такого взаимодействия. Таким образом, чувства и способность чувствовать играют ключевую роль в формировании индивидуальной картины мира. Более того, картина мира каждого человека имеет свои особенности и мы не можем даже предположить как сильно отличаются картины мира разных людей.

литератур а



2019-11-21 214 Обсуждений (0)
Роль чувственности в формировании индивидуальной картины мира человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль чувственности в формировании индивидуальной картины мира человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)