Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты апробации экопсихологического тренинга



2019-11-21 241 Обсуждений (0)
Результаты апробации экопсихологического тренинга 0.00 из 5.00 0 оценок




Перейдем к примерам реализации вышеизложенного посредством экопсихологического тренинга. Как мы уже сказали ранее, у всех интервьюируемых проявилась бессознательная смысловая категория общности, поэтому взяв ее за универсальное основание, мы выстроили систему упражнений в форме общения. Упомянутые выше механизмы работы с бессознательным знанием были также использованы. Участникам тренинга было предложено пообщаться со своей душой, со своим телом, с другими существами мира природы (живыми, например, собакой или неживыми, например, камнем). В нашем тренинге не происходило общения с другими сущностями – например, из мира абстрактных категорий (например, временем), но, нам представляется, что это возможно, с точки зрения предложенного нами подхода. Стоит заметить, что можно общаться с любой сущностью внутреннего и внешнего мира в поле сознания и чувств, если правильно настроиться. Но для того чтобы это общение было действительно экологическим необходимо соблюдать, а, точнее, создать внутрипсихические условия, описанные выше.

Тренинг был поделен на три части: «Я и мое тело», «Я и моя душа», «Я и другое существо». На работу по каждому разделу было отведено около одного часа. Тренинг проходил в течение трех дней таким образом: один день – один раздел. Приведем здесь текст заданий для раздела «Я и мое тело»:

1. Представьте, что ваше тело с вами общается. Оно с вами может общаться с помощью слов, или образов, или цвета, или знаков или еще чего-то. Главное, что нужно сделать – войти в состояние: абсолютного доверия и быть готовым принять все, что оно вам сообщит. Нужно быть открытым, быть любящим, быть добрым. Закройте глаза и погрузитесь в это состояние.

Если вы чувствуйте, что вам что-то мешает, то представьте это что-то в каком-то образе и попросите это существо сказать вам: кто оно и что хочет сообщить вам. Поговорите с ним. И попросите не мешать вам, пока вы пообщаетесь с телом.

Какое ощущение у вас возникло? В какой форме пришел образ? Ощущение положительное или отрицательное?

2. Что знает ваше тело?

Задайте ему какой-нибудь вопрос и подождите немного. Настройтесь на такое ожидание, которое не сомневается в том, что ответ обязательно придет. Вы верите в это всей своей душой и спокойно ждете.

Что оно вам ответило? Какое ощущение у вас возникло? В какой форме пришел образ? Напишите.

3. Подумайте о чем-нибудь приятном.

Что чувствуете? Опишите свои ощущения.

4.Подумайте о чем-нибудь неприятном?

Что чувствуете? Опишите свои ощущения.

5.Спросите у тела: что такое добро для него?

Что оно вам ответило? Напишите.

6.Спросите у тела, что вам нужно сделать, чтобы подружиться с ним?

Что оно вам ответило? Напишите.

7.Поблагодарите свое тело, за то, что оно захотело с вами пообщаться и настройтесь на состояние восприятия. Запишите ответ.

Апробация проходила в группе студентов-экологов. Участвовало 14 человек: 7 юношей и 7 девушек. Перед выполнением упражнений и после тренинга студенты отвечали на вопросы анкеты. Работа сопровождалась личными записями студентов, которые затем расшифровывались. Об эффективности тренинга можно судить по результатам, представленным в таблице.

Таблица – Результаты анкетирования испытуемых до и после тренинга

«Я и мое тело»

 

Утверждение Испытуемые, количество

До работы

Количественное выражение отношения: абсолютные значения и %

После работы

Количественное выражение отношения: абсолютные значения и %

Изменение количественного выражения отношения:

«+» увеличение,

«-» уменьшение,

%

    Да Нет Не знаю Да Нет Не знаю Да Нет Не знаю

Мое тело может говорить

Юноши, 7 4 57 2 29 1 14 4 57 0 0 3 43   0   -29   +29
Девушки, 7 4 57 0 0 3 43 6 86 1 14 0 0   +29   +14   -43
Все,14 8 57   2 14 4 29 10 71   1 7 3 21   +14   -7   -8

Тело кое-что знает

Юноши, 7 5 71 1 14 1 14 5 71 1 14 1 14   0   0   0
Девушки, 7 7 100 0 0 0 0 7 100 0 0 0 0   0     0   0
Все, 14 12 86   1 7 1 7 12 86 1 7 1 7   0   0   0

Мое тело самый лучший друг

Юноши, 7 1 14 4 57 2 29 2 29 1 14 4 57   +15   -43   +28
Девушки, 7 3 43 0 0 4 57 6 86 0 0 1 14   +43   0   -43
Все, 14 4 29   4 29 6 43 8 57 1 7 5 36     +28   -22   -7

Тело может сообщить как нужно правильно поступать

Юноши, 7 3 43 2 29 2 29 3 43 1 14 3 43       -15   +14
Девушки, 7 5 71 1 14 1 14 6 86 0 0 1 14   +15   -14   0
Все, 14 8 57 3 21 3 21 9 64 1 7 4 29   +7   -14   +7

Тело знает, что есть добро для него

Юноши, 7 3 43 2 29 2 29 4 57 1 14 2 29   +14   -15   0
Девушки, 7 7 100 0 0 0 0 6 86 0 0 1 14   -14   0   +14
Все, 14 10 71 2 14 2 14 10 71 1 7 3 21     0   -7   +7
средний суммарный эффект               +10% -10% -0,13%

 

Большинство показателей создает картину положительного влияния тренинга на экопсихологические отношения человека со своим телом. 5 испытуемых и раньше общались с телом. Из 7 испытуемых, ответивших, что с телом раньше не общались, 5 по окончании тренинга сообщили, что у них получилось пообщаться с телом и что-то почувствовать в ответ на вопросы, которые задавало сознание. Это 71%. Из трех испытуемых, не общавшихся раньше с телом, двое выразили неуверенность: один – в том: «с телом ли он общался или это работало воображение…», другой связывает неудачу в общении с неблагоприятной для такого вида работы обстановкой; третий утверждает, что ничего не почувствовал. Таким образом, только для одного участника (из 13) – это 8% – тренинг не стал помощником в установлении контакта со своим телом. А для остальных испытуемых – это 92% – тренинг стал событием, в процессе которого открылось что-то новое в отношениях сознания и тела.

Расшифровав личные записи участников тренинга, появилась информация об ощущениях и образах, возникших при первом контакте с телом. Приведем выдержки: «возникло положительное ощущение, захотелось спать и было ощущение полета и легкого головокружения»; «тело хочет теплого солнца, такого солнца, когда оно не жаркое, тепло рассеянное, тепло поглощается телом и сливается с ним, ощущения положительные»; «ощущение абстрагирования, в ноги уходили какие-то импульсы»; «мое тело нуждается в отдыхе, потеря энергии, услышал позывы о тревоге»; «ощущение глубокого покоя, чувство пришло изнутри, физически, положительные ощущения»; «ощущение очень приятное как жар в груди»; «чувство расслабленности»; «непонятное чувство спокойствия»; «прилив тепла ощущается по телу».

Получив ответ на вопрос: что является добром для тела, участники тренинга записали: «хороший отдых и достаток во всем»; «что для души и для духа будет приятно, то и для тела хорошо»; «когда делаешь полезные вещи и получаешь от этого приятные эмоции и ощущения в теле; нужно внимательнее относиться к своему телу и прислушиваться к нему»; «гармония, спокойствие и в теле и в душе, а для того, чтобы узнать, что является для моего тела лучшим, нужно прислушиваться к нему»; «добром для моего тела является способность прислушиваться к нему и заботиться о нем»; «хорошие поступки»; «мое тело отреагировало приятным чувством; у меня возникли ассоциации с бездомными животными, на каждую ассоциацию тело реагировало теплом».

Результаты показали: в целом, положительный эффект есть, о чем свидетельствует повышение количества положительных ответов на вопросы анкеты.

По словам участников, большинство из них никогда не пробовали общаться с душой, но, тем не менее, смогли не только почувствовать душу, но и заметили разницу в ощущениях по сравнению с телом, и сказали, что умеют различать чувства, связанные с телом и чувства, связанные с душой.

Среди юношей почувствовали душу 75%. Один молодой человек сказал: «Я не знаю как общаться со своей душой. Это бред!!!». А другой заметил, что это было нелегко.

Среди девушек 60% отметили, что контакт был установлен и им удалось пообщаться с душой. Одна девушка записала, что это было легко, другая сообщила, что было трудно, а третья сказала, что делает это ежедневно. Двое отметили: установить контакт не удалось, так как это было трудно. В общем, 33% участника не смогли наладить контакт со своей душой. А для остальных испытуемых – это 67% – тренинг стал событием, в процессе которого открылось что-то новое в отношениях сознания и души. С душой, как оказалось, общаться труднее, чем с телом.

Расшифровка личных записей студентов помогла содержательно дополнить результаты тренинга. Душа проявилась, как «чувство опустошения и облегчения; ностальгия»; «сгусток энергии сферического типа белого цвета с черными пятнами; душа более весомая, чем тело, душа чувствительнее и созерцательнее; это то, до чего нельзя дотронуться»; «облачность, в картинках, положительное»; «возникло ощущение жара в теле с волнением; физические ощущения в районе груди (что-то теплое); вполне приятные ощущения»; «положительное ощущение; хочется уединиться с природой, закрыть глаза и слушать шум реки и ветер; ощущение спокойствия»; «возникло приятное ощущение, легкость, нечеткий образ бело-голубого цвета; это положительное ощущение».

Задав душе вопрос: что является для нее добром, были получены такие ответы: «когда душа спокойна и не беспокоит тебя, когда живешь по совести, не творишь зла и плохого ближним, а если делаешь добро, то на душе хорошо, радость и умиротворение»; «жить с ней в согласии, давать ей то, что она просит»; «помощь кому-то; понимание человека, который делится своими впечатлениями»; «быть на природе»; «это спокойствие, тишина, мелодичность; это то, когда мир перестанет суетиться, когда люди станут добрее, прекратятся войны, человек начнет ценить этот мир, и тогда мир станет единым, целым, светлым и цветущим»; «это поступки, совершенные под ее влиянием, по ее воле».

Результаты тренинга в части «Я и другое существо» показали положительное влияние тренинга, об этом свидетельствует повышение количества положительных ответов на вопросы анкеты после работы. Практически все участники тренинга сообщили, что удалось (только у одного не получилось) психологически пообщаться с другим живым существом и, конечно, в сознании появлялся образ домашнего животного кошки или собаки, с которыми уже установлены дружеские отношения.

Личные записи существенно дополнили картину исследования. Отвечая на вопрос: что является добром для живого существа, с которым вы общаетесь, участники отвечали так: «внимание, ласка, забота»; «забота, как о маленьких детях, нужно холить и лелеять», «играть, мячик, готовность»; «хорошее отношение человека»; «чтобы любили, гладили, кормили, разговаривали, мыли и гуляли».

Появление в сознании образа другого живого существа у всех участников тренинга вызвало положительные ощущения и чувства: тепло и радость, доверие и готовность общаться, любовь и нежность, ощущения, что нас понимают и что-то хотят сказать и это взаимное ощущение, желание погладить его.

Конечно, мы сейчас не сможем проверить с кем взаимодействовали участники тренинга – с какой-то, частью своего психического существа или с сущностью другого живого существа, но ясно то, что у человека возникает ощущение необходимости отдавать добро другим живым существам. И в этом проявляется истинная его природа – человек призван создавать добро и отдавать его окружающему миру.

 

Заключение

Опираясь на результаты предыдущего этапа исследования, где у студентов были выявлены базовые бессознательные смысловые категории и механизмы извлечения экологического бессознательного знания, а также проблемные аспекты слабого его осознания и актуализации, была разработана теоретическая и практическая основа для экопсихологического тренинга по извлечению экологического знания из бессознательных слоев психики и его осознанию. Сущностным основанием тренинга стало использование базовой бессознательной настроенности студентов на общность в отношении к окружающему миру. Поэтому внутрипсихическая работа была выстроена в форме диалога с разными существами внутреннего и внешнего мира, где главным условием является доверительное общение в атмосфере любви (настроенность на любовь, также была выявлена как базовая бессознательная смысловая категория), при неизбежном восприятии другого как субъекта взаимодействия.  

Апробация тренинга показала, что большинство студентов с удовольствием выполняли упражнения и сообщили о том, что им понравились такие занятия. Результаты оценки эффективности тренинга, также свидетельствуют об этом. В целом, несмотря на то что предложенный способ отношения к внутреннему и внешнему миру для подавляющего большинства студентов был новым типом отношений, все же, он является возможным, и, даже приемлемым для них.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и Республики Алтай – проект 14-16-04005 а (р) «Индивидуальное бессознательное экологическое знание и проблема его сознательной актуализации (на примере студентов Горно-Алтайского государственного университета)» (2014-2015).

 

Литература

1. Проблемы сознательной актуализации индивидуального бессознательного экологического знания (на примере студентов Горно-Алтайского государственного университета) // Научный руководитель. 2014. № 6(7). C.58-65. URL: http://www.presentchen.ru/журнал-journal/архив-журналов/

2. Ильиных И.А. Содержание индивидуального бессознательного экологического знания (на примере студентов Горно-Алтайского государственного университета) // Научный руководитель. № 6(7). 2014. С.66-74. URL: http://www.presentchen.ru/журнал-journal/архив-журналов/

3. Ильиных И.А. Субъективное восприятие студентами механизмов формирования и извлечения бессознательного экологического знания // Научный вестник Горно-Алтайского государственного университета. № 11. 2016.




2019-11-21 241 Обсуждений (0)
Результаты апробации экопсихологического тренинга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты апробации экопсихологического тренинга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)