ТЕМА 13. Возникновение и развитие марксиской философии
1. Формирование философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса: диалектический и исторический материализм. 2. Социально-политическая доктрина марксизма. 3. Вклад марксизма в развитие теории познания Методические рекомендации к выполнению Марксизм представляет собой сложную мировоззренческую систему, которая вобрала в себя все передовые идеи своею времени, создав на их основе своеобразный синтез философско-экономических и социально-политических учений. В данной теме необходимо рассмотреть социально-политические и естественно-научные предпосылки возникновения марксизма, подчеркнуть яркую диалектико-материалистическую направленность их мировоззрения. Изучив три составляющих блока марксизма - философское учение, экономическую теорию и социально-политическую доктрину необходимо отметить их ярко выраженную социальную направленность, не потерявшую своей актуальности и в наши дни. Особо следует осветить вклад Ф. Энгельса в разработку основного вопроса философии, в изучение диалектики природы, в формирование философской картины мира, а также его активную позицию против догматизации и вульгаризации марксизма. Особо следует подчеркнуть гносеологический оптимизм марксистской философии, ее вклад в решение гносеологических проблем, в определении абсолютной и относительной истины, проблемы соотношения бытия и сознания, в осмысление сознания как высшей формы отражения высокоразвитой материи. В работе необходимо подчеркнуть сущность диалектического и исторического материализма, разработанного в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, указав на принципиальное отличие от предыдущих видов материалистических учений. При рассмотрении второго вопроса, следует проанализировать учение К. Маркса о способе производства, как основополагающем факторе развития общества. Философия истории марксизма базируется на учении об общественно-экономических формациях, поэтому Вам надлежит четко разобраться в таких понятиях как базис, надстройка, формации. Социально-экономическое развитие общества логично переросло в теорию классов и классовой борьбы, причиной которой являются острые социальные противоречия. При этом необходимо подчеркнуть важность проблемы о роли народных масс и личности в истории и указать на то, что именно марксизм впервые выработал тезис об определяющей роли народных масс в истории. В завершении работы следует отметить слабые стороны марксизма, осветить противоречивый характер его социально-политической доктрины. Основные понятия Базис и надстройка, Общественно-экономическая формация, Способ производства, Производительные силы, Производственные отношения, Отчуждение, Коммунизм. Источники Маркс, К. Социология : сборник / К. Маркс ; пер. с нем. ; Ин-т социологии РАН, Моск. высш. шк. социальных и экономических наук ; Центр фундаментальной социологии. - М. : Канон-Пресс-Ц ; Кучково поле, 2000. - 432 с. -Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека Дополнительная литература Алексеев, П.В. Философия и власть. Из истории марксизма / П.В. Алексеев // Философские науки. – 2011. - № 8. – С. 86-105. Горский, Д.П. Учение Маркса об обществе (Критический анализ): Пособие для преподавателей вузов. / Д.П. Горский. — М.: Наука, 1994. Семенов, В.С. Забытый Маркс: о революции, социализме, человеке / В.С. Семенов // Вопросы философии. – М, 2009. - № 6. – С. 33-46. Ойзерман, Т.И. Марксистская концепция социализма и реальный социализм / Т.И. Ойзерман // Вопр. философии. – 2002. - № 3. Стоянович, С. От марксизма к постмарксизму. / С. Стоянович. - М., 1989. Хайек, А.Ф. Дорога к рабству: Пер. с анл. / Ф.А. Хайек, - М.: Экономика, 1992. ТЕМА 14. Основные направления отечественной философской мысли 1. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. 2. Просветительская мысль в России (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). 3. Русская религиозная философия ее основные направления: идея всеединства В.С. Соловьева, богоискательство Л.Н. Толстого, русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Методические рекомендации к выполнению В данной теме необходимо раскрыть своеобразие русской философии, подчеркнуть ее направленность на духовно-нравственное совершенствование человека. Проблема личности - это ключевая проблема русской философской мысли, которая по-разному освещалась в различных направлениях отечественной философии (западники и славянофилы). Особого рассмотрения заслуживает религиозная русская философия, основой которой является православное миропонимание, считавшее, что сущность мироустройства заключается не в идее научно-технического прогресса, а в идее духовного преображения человека (Н.Ф. Федоров, В.С.Соловьев и др.) Принципиально иную позицию занимали представители русской революционной демократии, чье мировоззрение опиралось на материалистическо-атеистическую концепцию, на социально-политические учения Запада ( А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев и их последователи Н.Г. Чернышевский, Н.А Добролюбов, Д.И. Писарев и др.) Основные понятия Западничество, Славянофильство, Соборность, Теодиция. Источники: Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - М.: изд-во «Правда», 1993. Бердяев Н.А. Судьба России : опыты по психологии войны и национальности / [предисл. Л. В. Полякова]. - репринт. воспроизведение изд. 1918 г. - : Изд-во МГУ, 1990. - 240 с. Флоренский, П.А. Общечеловеческие корни идеализма / П.А. Флоренский // Философские науки. – 1990. - № 12. Франк, С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк // Вопросы философии. – 1990. - № 6.- С. 105-115. Хомяков, А.С. О старом и новом: ст. и очерки / А.С. Хомяков. – М. : Прогресс, 1988. – 504 с. Чаадаев П.Я. Первое философическое письмо. Апология сумасшедшего. Дополнительная литература: Ермичев, А.А. Имена и сюжеты русской философии / Ермичев А.А. – СПб :Наука, 2014.- 710 с. Вознесенская, А.И. Русская философия XIX-XX веков. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Кемерово : КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2013. — 57 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/69407 — Загл. с экрана. Мачкарина О.Д. История русской философии. Конспект лекций : учеб.пособие. – Мурманск : МГТУ, 2015. – 248с. Богданов, А.В. Проблемы теории познания в философии П. Я. Чаадаева / А.В. Богданов // Философия и общество. – М, 2009. - № 1. Евлампиев, И.И. Великий Инквизитор, Христос и дьявол: новое прочтение известной темы Достоевского / И.И. Евлампиев // Вопросы философии– 2006. - № 3.- С.144-154. Мареева, Е.В. Творчество Ф.М. Достоевского в зеркале философии Льва Шестова / Е.В. Мареева // Вопросы философии. – 2007. - № 3. Мартынов, А. О судьбах русской философской культуры / А. Мартынов // Вопросы философии. – 2002. - № 10. Никольский С.А. Смыслы и ценности русского мировоззрения в творчестве Л.Н. Толстого / С.А. Никольский // Вопросы философии. – М, 2010. - № 9. – С. 117-134. Плимак, Е.Г., Сабурова, Т.А. "Русская идея" Николая Бердяева как наследие русской интеллигенции / Е.Г. Плимак, Т.А. Сабурова // Вопросы философии. – 2006. - № 9.- С. 84-101. Порус, В.Н. Владимир Соловьева и Лев Шестов: единство в трагедии / В.Н. Порус // Вопросы философии. – 2004. - № 11. Пуляева, О.В. Проблема «Запад-Восток» в социальной философии Н.А. Бердяева / О.В. Пуляева // Философия и общество. 2007.-№ 1. – С.145 -157. Россман, В. Платон как зеркало русской идеи / В. Россман // Вопросы философии. – М., 2005. - №4.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |