Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 16. Философский иррационализм конца Х I Х-начала ХХ века



2019-11-21 212 Обсуждений (0)
ТЕМА 16. Философский иррационализм конца Х I Х-начала ХХ века 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Рационализм и иррационализм в философии ХХ века: отношение к разуму и науке.

2. «Философия жизни» - основа философского иррационализма ХХ века. Сходство и различие философских систем А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и А. Бергсона.

3. Идея бессознательного в психоанализе и в философии (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э.Фром)

Методические рекомендации к выполнению

В данной теме необходимо подчеркнуть сложность социально-экономической, политической и духовной ситуации второй половины Х1Х в., что нашло свое отражение в философских концепциях этого периода, которые характеризуются трансформацией основных философских проблем, сменой ценностей и ориентиров. Важнейшим направлением к.Х1Х – н. ХХвв.является «философия жизни», родоначальником которой становятся А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Вам необходимо раскрыть такие понятия как рационализм и иррационализм, рассмотреть их в таких явлениях как инстинкты, интуи­ция, эмоционально-волевые акты, которые наиболее ярко представлены в философском наследии А. Шопенгауэра ("воля к жизни") и Ф. Ницше, ("воля к власти"). "Философия жизни" А. Бергсона представляет собой яркое проявле­ние иррационализма. Он считал, что природа и сознание, материя, жизнь  и дух - это два элемента единой целостности – «жизненная энергия», познаваемая интеллектуальной интуицией.

Научное обоснование бессознательного наиболее четко изложено в творчестве З.Фрейда, где психика человека представлена в таких поняти­ях как "эго" - "ид" - "супер-эго", "либидо", "сублимация". Последователь Фрейда К.Г. Юнг, критически переработав, идею бес­сознательною, расширил понимание либидо до психической энергии как таковой и выделил понятие коллективного бессознательного. Централь­ным звеном в учении Юнга стало понятие архетипы, данные от рождения психологические структуры, вневременные схемы, которые возникли в первобытном обществе и при помощи которых человек осознает этот мир (символы, былинные герои, образные метафоры, например,"Мать сыра-земля" и т. д.). В завершении необходимо отметить положительные и отрицательные аспекты иррационалистической философии.

Основные понятия

Архетип, Волюнтаризм, Интуиция, Иррационализм, Сублимация.

Источники

Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше. - М.: изд-во МГУ, 1990. - С. 11-173.

Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление : в 2 т. / сост. И.С. Нарский / А. Шопенгауэр. - М.: Наука, 1993 - Т.1 - С.220-283.

Шопенгауэр, А. Понятие воли / А. Шопенгауэр // Избранные произведения / А. Шопенгауэр. - М.: Просвещение, 1992 - С.41-62.

Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр // Избранные произведения / А. Шопенгауэр. – М.: Просвещение, 1992. – С. 189 –370.

Фрейд, З. Сознательное и бессознательное / З. Фрейд // Хрестоматия по философии : учеб. пособ. / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Гардарика, 1997. – С.257-262.

Дополнительная литература

Мачкарина О.Д. История философии. Курс лекций: учеб. пособие / О.Д. Мачкарина. – Мурманск: МГТУ, 2015.

Визгин, В.П. Силуэт второй: Ницше как философ жизни / В.П. Визгин // Философские науки. – М, 2010. - № 6. – С. 5-20.

Гуревич, П.С. О Шопенгауэре / П.С. Гуревич // Философские науки – 1997 - №1.

Дворкин, И. Ты и Оно. По следам Н. Бубера и З. Фрейда / И. Дворкин // Вопр. филос. – 2002 - № 4.

 Давыдов, Ю.Н. Патологичность состояния постмодерна / Ю.Н. Давыдов // Социс. – 2001 -     № 11. – С.3 – 13.

НН

Куклярский, В.Б. Философия нигилизма Ф. Ницше / В.Б. Куклярский. – М.: Наука, 1996.

ТЕМА 17. Проблема человека в философии экзистенциализма

 1. Экзистенциальная философия: основные проблемы, характерные черты и особенности (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

2. Религиозный экзистенциализм (К Ясперс), персонализм (Н. Бердяев).

3. Свобода и ответственность. «Пограничная ситуация».

Методические рекомендации к выполнению

При изложении данной темы необходимо указать, что экзистен­циализм является четко выраженным неклассическим направлением. Фило­софия экзистенциализма отразила ситуацию пересмотра классической проблематики (онтология, гносеология и т. д.), характерной для XX века. В яркой литературной форме были поставлены вопросы, связанные с бы­тием человека в мире: проблемы жизни и смерти, сво­боды, выбора и ответственности, гармонии и дисгармонии человеческого существования. Наиболее ярко вопросы абсурдности человеческого бытия, одиноче­ства человека и его обреченности представлены в трудах Ж.-П. Сартра и А. Камю, где акцентируется внимание на важнейшем понятии экзистенциализма – «пограничной ситуации», т.е. ситуации между жизнью и смертью.

Далее следует охарактеризовать два основных направления в экзи­стенциализме: религиозное (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев) и атеистиче­ское (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю), при этом важно отметить принципиальное различие в отношении трактовки человеческого бытия и свободы в религиозном и атеистическом экзистенциализме. В завершении темы необходимо подчеркнуть актуальность постав­ленных экзистенциализмом проблем: проблема отчуждения человека в ус­ловиях социальных кризисов, проблема выбора человека, превращение по­граничной ситуации из индивидуальной проблемы в проблему выживания человечества в целом.

Основные понятия

Пограничная ситуация, Свобода, Экзистенция.

Источники

Камю, А. Абсурдность мира / А. Камю// Хрестоматия по философии : учеб. пособ. / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Гардарика, 1997. – С.481 – 485.

 Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. – М., 1990.

 Сумерки богов. – М., 1989.

Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / Ж.-П. Сартр. – М.: Политиздат, 1989. – С.319-344.

Дополнительная литература

Кандалинцева, Л.Е. Проблема свободы во французском экзистенциализме (Ж.-П. Сартр, А. Камю) / Л.Е. Кандалинцева // Философия и общество. – 2001 - № 2 – С. 97 – 108.

Лишаев, С.А. Феномен ветхого: опыт экзистенциального анализа / С.А. Лишаев // Вопросы философии. – 2001. - № 9. – С.71 –82.

 «Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии ХХ века: Материалы обсуждения // Вопросы философии. – 1998. - № 8.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. - М.: Проспект, 1998.- 432 с.

 История современной зарубежной философии: компаративистский подход. - СПб., 1997.

 Проблема человека в западной философии. – М., 1988. 



2019-11-21 212 Обсуждений (0)
ТЕМА 16. Философский иррационализм конца Х I Х-начала ХХ века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 16. Философский иррационализм конца Х I Х-начала ХХ века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)