Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 15. Философия ХХ века



2019-11-21 206 Обсуждений (0)
ТЕМА 15. Философия ХХ века 0.00 из 5.00 0 оценок




1.   Сущность и специфика философии ХХ века. Борьба противоположных тенденций в философии ХХ века: материализм и идеализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

2. Экзистенциализм как «философия существования».

3. Сциентизм как способ преодоления кризиса классической философии. Основные проблемы философии неопозитивизма и постпозитивизма. Прагматизм как проявление утилитаризма к проблеме познания.

Методические рекомендации к выполнению

Дайте общую характеристику состоянию и развитию современных философских идей, выявите своеобразие философских направлений. Изучите философские идеи основных представителей данного периода, обратите внимание на трактовку онтологических и гносеологических проблем, решение проблемы человека в философии. Раскройте содержание экзистенциальной философии, выявите особенности христианского и атеистического направлений, объясните причины зарождения данного направления.

Экзистенциализм – философия существования. Основными категориями экзистенциализма становятся: сущность и существование. Определяющие положения экзистенциализма:

- существование предшествует сущности;

- сущность человека приобретается им, наполняется содержанием.

Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в философии Хайдеггера. Работа «Бытие и время» становится энциклопедией экзистенциализма. Важнейшими категориями становятся «забота», «бытие-в-мире», «заброшенность–в-мир», «повседневное существование», «страх-перед-смертью» и другие. К. Ясперс дополняет ряд «страх-перед-выбором», которому просвещает свою работу «Вопрос о вине». Сартр на первое место выдвигает проблему свободы. Человек сам выбирает себе свободу или несвободу: закованный в кандалы может быть свободен, а живущий на свободе может быть рабом. А. Камю формулирует философию абсурда: мир абсурден и мы в нем.

Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, шеллингианство), новаторско – традиционных (марксизм), антиклассических (иррационалистических и сциентистских).

Сциентизм как способ преодоления “кризиса” классической философии при помощи ее же методов. Неопозитивизм – одно из самых распространенных направлений в философии ХХ века, начиная с 20-х годов, который по своей направленности является продолжением идей позитивизма XIX века. Логический позитивизм представлен Бертраном Расселом, сосредоточивший свои усилия на анализе логической структуры научного знания. Исходя из данного, определялась и задача философии: подвергать логическому анализу высказывания науки. Определите, изучая предлагаемые источники, каким образом должно было строится «прояснение» научного знания. Людвиг Витгенштейн утверждал, что философия не наука и деятельность, состоящая в логическом анализе языка науки. Основой его философии являлось тождество структуры языка и логической структуры мира. Идеи Венского кружка продолжает К. Поппер, представитель философия науки, создатель модели критической рациональности («Логика научного открытия, 1959).

 Постпозитивизм Т. Куна представлен в работе «Структура научных революций», в которой представлен особый взгляд на науку как социальный институт. Каждый институт обладает своим стилем мышления, своими критериями научности и рациональности, которые Кун определяет как «парадигмы». Смена парадигм – это и есть научная революция. И. Лакатос предлагает свою концепцию науки, основу которой составляет научно-исследовательская программа. Программа включает в себя жесткое ядро – метафизику программы, негативную эвристику – установки, отсекающие сомнения, позитивная эвристика – исследовательская программа, пути исследования. Любая программа, пройдя прогрессивную стадию, достигает стадии «насыщения», тогда возникает новая исследовательская программа. Определите суть концепции верификации (М. Шлик), физикализма (Р. Карнап, О. Нейрат), конвенционализма (А. Гемпель).

 Прагматизм как проблема понимания истины проявился в работах Ч. Пирс, Д. Дьюи. Раскройте суть герменевтики, как одного из влиятельных философских течений второй половины ХХ века и ее взгляд на познание. Определите различие в подхода в понимании мира человеком В .Дильтея (метод «вчувствования»), Г.Х Гадамера (метод «герменевтического круга»). Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э.Гуссерль). На основе материала учебника покажите сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер), объясните, в чем суть неотомизма, определите общность взглядов Фомы Аквинского и представителей данного направления в философии. Выявите философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.

Основные понятия

Иррационализм, Позитивизм, Сциентизм, Антисциентизм, Экзистенциализм.

Источники

Гадамер, Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.Г. Гадамер. – М., 1989.

Гадамер, Х.Г. Язык и понимание / Х.Г. Гадамер. – М., 1991.

Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. – 1992. - № 7. – С.136-176.

Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше. - М.: изд-во МГУ, 1990. - С. 11-173.

Ницше, Ф. Шопенгауэр как воспитатель / Ф. Ницше // Избранные произведения / Ф. Ницше; сост. К.А. Свасьян. - М.: Просвещение, 1993. - С.47-125.

Сумерки богов. - М.: Просвещение, 1989.  (статьи Ф.Ницше, Ж.П.Сартра, А.Камю).

Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.472 –480. Хайдеггер, М. Что это такое – философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993 - № 8.

Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление : в 2 т. / сост. И.С. Нарский / А. Шопенгауэр. - М.: Наука, 1993 - Т.1 - С.220-283.

Шопенгауэр, А. Понятие воли / А. Шопенгауэр // Избранные произведения / А. Шопенгауэр. - М.: Просвещение, 1992 - С.41-62.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

Дополнительная литература

Мачкарина О.Д. История философии. Курс лекций: учеб. пособие / О.Д. Мачкарина. – Мурманск: МГТУ, 2015.

Баженов, Л.Б. Размышления при чтении Поппера / Л.Б. Баженов // Вопр.филос. – 2002. - № 4.

Визгин, В.П. Силуэт второй: Ницше как философ жизни / В.П. Визгин // Философские науки. – М, 2010. - № 6. – С. 5-20.

Дворкин, И. Ты и Оно. По следам Н. Бубера и З. Фрейда / И. Дворкин // Вопр. Филос. – 2002 - № 4.

 Кандалинцева, Л.Е. Проблема свободы во французском экзистенциализме (Ж.-П. Сартр, А. Камю)/ Л.Е. Кандалинцева // Философия и общество. – 2001 - № 2 – С. 97 – 108.

Кнабе , Г.С. Витгенштейн и Гуссерль / Г.С. Кнабе // Вопросы философии – 1998 - № 5.

Козлова М.С. Витгенштейн: особый подход к философии // Вопросы философии – 1998 - № 5.

Старовойтов, В.В. Психоанализ и художественное творчество / В.В. Старовойтов // Философские науки. – М, 2010. - № 4. – С. 35-42.

Фуллер, С. Карл Поппер и воссоединение левого рационализма / С. Фуллер // Вопр.филос. – 2004. - № 7.



2019-11-21 206 Обсуждений (0)
ТЕМА 15. Философия ХХ века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 15. Философия ХХ века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)