ТЕМА 2. Мировоззрение и философия
1. Мировоззрение, его сущность и структура. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. 2. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное 3. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека. 4. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи. Методические рекомендации В контрольной работе необходимо отметить, что философия выступает теоретической основой мировоззрения. На уровне чувственного познания окружающая действительность отражается в мироощущении, логический уровень проявляется в миропонимании. Важно подчеркнуть, что мировоззрение носит общественно-исторический характер. Оно возникает на базе социального бытия и развивается, видоизменятся от эпохи к эпохе. В процессе развития общества складываются и развиваются исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. В контрольной работе важно отметить, что миф как форма общественного сознания есть выражение синкретизма (целостности) первобытного мышления, мысль в мифологическом сознании - объект внутреннего восприятия. Религия как исторический тип мировоззрения основана на вере в существование «сверхъестественных» сил. На высших уровнях обобщения, как результат преодоления мифа, рождается относительно новый тип мировоззрения – философия, который отличается теоретизацией и акцентом на целостном постижении мира и человека. Философия это система общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем, это процесс уяснения различных форм отношений человека к миру. В заключении необходимо подчеркнуть сходство и различие этих типов мировоззрения, проанализировать основные черты философского мировоззрения В заключение необходимо сделать вывод о том, что философские проблемы осуществляются всегда с единственной целью - помочь человеку выработать мировоззренческие установки, идеалы и ценности, способствующие решению конкретных задач; оперировать понятиями, обосновывать суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи бытия. Основные понятия Мировоззрение, Религия, Мифология. Дополнительная литература (источники) Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4-х томах. – М., 1975. – Т. 1. – С.67 –69. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 6-ти томах. – М., 1964. – Т. 3. – С.683 – 702. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Г.В.Ф. Гегель. – М., 1977. – Т.3. – С. 393 –394. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Хрестоматия по философии: учеб. пособие /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С. 94 – 101. Виндельбанд, В. Что такое философия? (О понятии и истории философии). / В. Виндельбанд // Избранное. Дух и история. – М., 1995. - С.22 –58. Мамардашвили, М.К. Как я пониманию философию / М.К. Мамардашвили. - М., 1990. Ортега–и–Гассет, Что такое философия / Ортега–и-Гассет.– М.: Наука, 1991. социальные исследования" ; вып. 7) ТЕМА 3. Философия как форма духовной культуры 1. Философия как самосознание культуры. 2. Соотношение и взаимосвязь философии и науки, религии, искусства. 3. Основные философские позиции: натурализм, социоцентризм, эгоцентризм. Причины плюрализма и проблема прогресса в философии. 4. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Методические рекомендации Раскрывая вопросы контрольной работы, обратите внимание на то, что философия возникает только тогда, когда человечество подошло к необходимости систематизации накопленных знаний. У человека возникла проблема осознания себя в природе и обществе, осмысления границ своей свободы. Философия стала ответом на развитие знаний человека о мире Основные понятия Культура, Наука. Источники Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Хрестоматия по философии: учеб. пособие /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С. 94 – 101. Виндельбанд, В. Что такое философия? (О понятии и истории философии). / В. Виндельбанд // Избранное. Дух и история. – М., 1995. - С.22 –58. Мамардашвили, М.К. Как я пониманию философию / М.К. Мамардашвили. - М., 1990. Шпет, Г.Г. Мудрость или разум / Г.Г. Шпет // Философские этюды. – М., 1994. – С.222 – 278. Дополнительная литература Асмус, В. Ф. Историко-философские этюды / В.Ф. Асмус. – М., 1987. Гобозов, И.А. Философия как постижение эпохи / И.А. Гобозов // Философия и общество.- М., 2003. - № 3. – С.58-77. Ильенков Э.В. Философия и культура. / Э.В. Ильенков. М., 1991. Зимин, С.М. Философия как наука и как явление культуры / С.М. Зимин // Философия и общество. – М., 2006. - № 3. – С.121-138. Конш, М. Какая философия нам нужна завтра / М. Конш // Философия и общество. – М., 2004. – № 4.- С. 38-44. Кучуради, И Философия перед лицом мировых проблем / И. Кучуради // Вопросы философии. – 2004. - № 3. Лосев, А.Ф. Дерзание духа / А.Ф. Лосев. - М., 1988. Налимов, В.В. Размышления о путях развития философии / В.В. Налимов // Вопросы философии. 1993. № 9. Сломский, В. Философия – воспитание для будущего / В. Сломский // Философские науки. – М., 2006. -№ 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ ТЕМА 4. Философия Древнего Востока 1. Основные черты и особенности философской мысли Древней Индии (брахманизма, джайнизм, буддизм, чарвака) 2. Философские школы в Древнем Китае (конфуцианство, даосизм, легизм, моизм) 3. Сущность и специфика восточной философии, ее отличия от западного стиля философствования. Методические указания В ходе изложения данной темы следует подчеркнуть, что главной особенностью восточной философии является ее направленность к человеку, обращенность к его духовному миру, к самосозерцанию. Наиболее ярко это проявилось в неортодоксальных направлениях, таких как джайнизм, буддизм, для которых характерны призыв к самосозерцанию, тактика невмешательства в гармонию природы, самоустраненность от реальной жизни. Принципиальным отличием обладала школа чарвака (локаята), в которой доминировали ярко выраженные материалистические и атеистические тенденции. Для философских школ древнего Китая присущи элементы социальной направленности: принцип семейно-государственного соподчинения и порядка (Ли), идеал совершенного человека (Цзюнь-цзы), ритуал как важное условие человеческого бытия (Ли-этикет). Характерные черты древнего Китая: натурализм, приверженность к сохранению традиций, ориентация на авторитет. При анализе древнекитайской философии следует дать характеристику таким направлениям как конфуцианство, даосизм, легизм, моиз. Основные понятия Буддизм, Даосизм, Джайнизм, Чарвака (локаята), Конфуцианство, Легизм. Источники: Будда. Конфуций. Савонарола. Торквемада: Биогр. очерки. - СПб.: ЛИО Редактор, 1993. Конфуций. Суждения и беседы. Дополнительная литература: Бродов, В.В. Истоки философской мысли Индии / В.В. Бродов. – М., 1990. Васильев, Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. – М., 2000. – 432 с. Григорьева Т.П. Конфуций / Т.П. Григорьева // Вопросы философии. – М, 2011. - № 2. – С. 82-92. Дао и даосизм в Китае. М., 1982. Китайская философия и современная цивилизация. М., 1997. Крушинский, А.А. Язык и мышление в Древнем Китае / А.А. Крушинский // Вопросы философии.- 2007.- № 5 – С.99-111. Крушинский, А.А. Стиль мышления древнего Китая: логико-методологический аспект / А.А. Крушинский // Вопросы философии. – 2009. - № 1. – С. 104-108. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке / А.Е. Лукьянов. - М., 1990. Мюллер, М. Шесть систем индийской философии / М. Мюллер. – М.: «Искусство», 1995. – 448 с. Проблема человека в традиционных китайских учениях. - М., 1988. Томпсон, М. Восточная философия / М. Томпсон. – М., 2002. – 384 с. Человек как философская проблема: Восток – Запад /Отв.ред. Н.С. Кирабаев. – М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991. Шохин, В К. Первые философы Индии: Учеб. пособие для университетов / В.К. Шохин. - М.: НИЦ "Ладомир", 1997. Хамидов, А.А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой важности / А.А. Хамидов // Вопр. филос. – 2002. - №3.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |