Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Донецкий регион в первой четверти XIX века. Формирование полиэтничной структуры населения



2019-11-21 1470 Обсуждений (0)
Донецкий регион в первой четверти XIX века. Формирование полиэтничной структуры населения 0.00 из 5.00 0 оценок




ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

ДОНЕЦКИЙ КРАЙ В ХІХ веке

Класс

Учебное пособие

Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики

Донецк 2019


ББК 63.3(2)5 (2Уп –4С–2Дон.) И90

 

Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 383 от 21.03.2019 г.) Рекомендовано научно-методическим советом ГОУ ДПО «ДонРИДПО» (протокол № 3 от 04.06.2018 г.)

 

Составители:

Хаталах О. В., методист отдела общественных дисциплин ГОУ ДПО «ДонРИДПО»

 

Над материалами пособия работал коллектив учителей истории и обществознания общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики:

Москалева Ю.Р., Шол Н.В., Гуськова Т.Б., Сметанникова С.А., Полонская М.Э., Котенко Н.К., Долбещенкова Г.В., Ляшенко И.П., Переверзева Л.И., Шевченко Э.М.

 

Рецензенты:

Кожемяка О. Л.,  учитель истории  Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 12 города Донецка», учитель-методист

Пестрецов В. В., директор Муниципального образовательного учреждения «Школа

№ 5 города Харцызска», учитель-методист

 

И90  Историческое краеведение: Донецкий край в XIX веке. 9 класс.: учебное пособие / Сост. О.В. Хаталах / – Донецк: ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019. – 148 с.

 

 

Предлагаемые материалы составлены на основе учебного пособия «История (история Донбасса от древности до современности): учебное пособие / под общей редакцией проф. Л.Г. Шепко, проф. В.Н. Никольского. – Донецк: ДонНУ, 2017». Данное учебно-методическое пособие является логическим и структурным приложением к учебникам «История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 и 2 / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016».

Для обучающихся и учителей общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.

 

 

© ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 5

§ 1. ДОНЕЦКИЙ РЕГИОН В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЭТНИЧНОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ............................... 6

1. Административно-территориальное устройство и особенности заселения Донецкого края в конце XVIII-в начале XIX веков................................................................................ 6

2. Немецкая колонизация края............................................................................................ 7

3. Поселения, основанные выходцами из других регионов Российской империи......... 8

4. Города и крупные поселения Донецкого края в начале XIX века............................... 8

§ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОНБАССА

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА..................................................................................... 14

1. Сельское хозяйство Донбасса в первой половине XIX в........................................... 14

2. Развитие животноводства в Донбассе......................................................................... 16

3. Итоги развития сельского хозяйства Донбасса в первой половине XIX века........ 17

§ 3. ВЛИЯНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДОНЕЦКОГО РЕГИОНА НА

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДОНБАССА............................................................ 19

1. Хозяйственная инфраструктура Донбасса.................................................................. 20

2. Изучение Донецкого региона......................................................................................... 21

3. Развитие каменноугольной промышленности Донбасса........................................... 24

4. Развитие металлургического производства в Донбассе........................................... 26

§ 4. ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ............................................................ 29

1. Начало формирования рабочих кадров Донбасса

в конце XVIII-начале XIX веков.......................................................................................... 30

2. Использование труда ссыльных и крестьян на промышленных предприятиях.... 33

3. Переход к практике вольнонаемных рабочих в Донбассе......................................... 35

4. Условия труда рабочих Донбасса................................................................................. 36

§ 5. ФОРМИРОВАНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА 38

1. Развитие промыслов....................................................................................................... 39

2. Деятельность солеварных заводов.............................................................................. 40

3. Развитие рыночных отношений..................................................................................... 41

4. Развитие внутренней и внешней торговли................................................................... 43

§ 6. УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ В ВОЙНЕ 1812 ГОДА................... 47

1. Мариупольский гусарский полк и его участие в войне с Наполеоном.................... 48

2. Участие донских казаков в Отечественной войне 1812 года.................................... 50

§ 7. АЗОВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО. СОБЫТИЯ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ

НА ТЕРРИТОРИИ ДОНЕЦКОГО КРАЯ............................................................................. 53

1. Создание Азовского казачьего войска. Основные занятия казаков........................ 53

2. Превращение Азовского побережья в важный стратегический объект

в ходе Крымской войны...................................................................................................... 55

3. Основные события Крымской войны. Оборона Таганрога и Мариуполя................ 55

4. Ликвидация Азовского казачьего войска..................................................................... 59

§ 8. ОСОБЕННОСТИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В ДОНЕЦКОМ РЕГИОНЕ. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ДОНБАССЕ....................................... 62

1. Отмена крепостного права в Донецком крае................................................................ 62

2. Последствия аграрной реформы для Донбасса......................................................... 63

3. Земские органы самоуправления Донбасса (1866-1917 гг.)....................................... 64

§ 9. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ДОНБАССА

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ....................................................... 68

1. Особенности развития сельского хозяйства в пореформенный период.................. 68

2. Земледелие как ведущая отрасль сельского хозяйства Донецкого края................ 70

3. Развитие животноводства.............................................................................................. 70

§ 10. ИНДУСТРИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ДОНБАСС В 60-Е ГОДЫ XIX-НАЧАЛЕ

ХХ ВЕКОВ. ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ................... 72

1. «Железнодорожная» и «угольная лихорадка» 60-70-х годов ХІХ века................... 73

2. Начало крупного металлургического производства на Юге России (Джон Юз).... 76

3. Преобразование Донбасса в промышленный центр Российской империи.............. 78

§ 11. УРБАНИЗАЦИЯ КРАЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ 83

§ 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ДОНЕЦКОМ КРАЕ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА................................................................................. 89

1. Рабочие Донбасса. Формирование промышленного пролетариата

в Донбассе во второй половине XIX века......................................................................... 89

2. Положение донецких рабочих....................................................................................... 91

3. Рабочее движение в Донбассе в 60-90-х годах XIX века........................................... 94

§ 13. КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОНЕЦКОГО РЕГИОНА

В XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ................................................................................................. 100

1. Развитие образования во второй половине XIX-начале ХХ веков: начальное, среднее образование, профессиональное обучение,

просветительная деятельность....................................................................................... 100

2. Появление библиотек-читален, первых музеев и полиграфии в Донбассе.......... 109

3. Театральная и музыкальная жизнь во второй половине XIX века......................... 112

4. Деятельность творческой интеллигенции: живопись и литература........................ 115

5. Развитие спорта в Донбассе на рубеже XIX-ХХ веков............................................. 118

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................................... 124

Исторический словарь...................................................................................................... 124

Хронология событий......................................................................................................... 125

Тесты и задания для самоконтроля................................................................................ 129

Ответы к тестам и заданиям для самоконтроля........................................................... 145

Список использованной и рекомендованной литературы............................................ 146


ВВЕДЕНИЕ

 

Уважаемые девятиклассники!

Вы открываете учебное пособие, которое поможет вам изучить историю нашего Отечества – Донецкой Народной Республики. Изучая историю Донбасса, вы получаете возможность осознать историческую уникальность своей Родины. История учит нас мудрости, рассудительности, воспитывает патриотизм, любовь к Отчизне. Познание истории своего государства помогает по-новому взглянуть на мир, повлиять на будущее страны, осознать неповторимость Отечества и его судьбы, ощутить гордость за сопричастность к деяниям предков и историческую ответственность за происходящее в обществе и государстве. Познание истории своего государства предполагает изучение его многовекового наследия, определение места и роли родного края в мировом процессе, ощущение готовности защищать его от возможной агрессии, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений, значимости роли соотечественников в развитии и укреплении мирового сообщества.

В этом году вы будете изучать события, явления и процессы, происходившие на землях Донбасса в течение «долгого» XIX века. В ходе изучения материала вы сможете оценить процесс модернизации и особенности развития земель Донецкого края в составе Российской империи.

Используя данное учебное пособие, вы получите возможность самостоятельно работать с подборками исторических источников, искать и анализировать историческую информацию, оценивать значение, последствия и влияние таких исторических процессов, как модернизация, сравнивать явления и тенденции истории европейских стран, России и Донецкого региона в XIX в., определять роль исторических личностей, характеризовать повседневную жизнь и духовный мир человека XIX века.


Донецкий регион в первой четверти XIX века. Формирование полиэтничной структуры населения

 

1.

План
Административно-территориальное устройство и особенности заселения Донецкого края в конце XVIII-в начале XIX в.

2. Немецкая колонизация края.

3. Поселения, основанные выходцами из других регионов Российской империи.

4. Города и крупные поселения Донецкого края в начале XIX в.

     

 



2019-11-21 1470 Обсуждений (0)
Донецкий регион в первой четверти XIX века. Формирование полиэтничной структуры населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Донецкий регион в первой четверти XIX века. Формирование полиэтничной структуры населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1470)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)