Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие внутренней и внешней торговли



2019-11-21 1513 Обсуждений (0)
Развитие внутренней и внешней торговли 0.00 из 5.00 0 оценок




Характерной для того времени была ярмарочная торговля. Ярмарки, как правило, приурочивались к праздничным дням. Они сопровождались различными увеселениями. Пользуясь этим, владельцы винокуренных заводов и шинков успешно реализовывали вино и водку. В Мариуполе, Торе и Бахмуте их проходило по 12 на год, по 4 в каждом из названных городов, а в Маяках – одна. Сюда за товарами приезжали оптовики Харькова, Изюма, Полтавы и донских станиц.

С развитием торговли появились новые ее формы. Кроме ярмарок, в городах и крупных селах возникали лавки, магазины, мелкие купцы вели торговлю в разнос. В Славянске в конце 30-х годов существовало 37 лавок. В Мариуполе к 1826 г. функционировало 108 торговых точек, 12 лавок с «красным товаром», 15 винных лавок, 5 харчевен. В Бахмуте в 30-е гг. был построен Гостиный двор, торговые ряды которого насчитывали 52 лавки.

Главными товарами местного происхождения были рогатый скот, лошади, овцы, икра, масло, сало, шерсть, кожа, мануфактурные и бакалейные товары. Население северной части области вывозило свои товары на изюмскую ярмарку, которая стала одним из значительных торговых центров. Торговый оборот на 3-х бахмутских и 4-х мариупольских ярмарках в 50-х гг. составлял свыше 400 тысяч. По селам торговля осуществлялась чумаками. Через донецкие степи проходили пути на Дон и Крым. Торговали чумаки не только рыбой и солью, но и другим имуществом. В основном в сельской местности товарно-денежные отношения не практиковались.

Для перевозки грузов в Донбассе использовался и водный транспорт. На побережье Азовского моря расширялись морские каботажные перевозки. Речными судами грузы перевозились по Северскому Донцу. Особенно широко этот участок Донца использовался с конца 30-х годов для перевозки антрацита Грушевского


месторождения в порты Азовского и Черного морей. Предпринимались неоднократные попытки сплавлять вниз по Донцу и каменный уголь Лисичанского месторождения.

Первым, кто попытался осуществить сплав угля по Донцу, был штаб-лекарь Лисичанского рудника В.П. Вогульский. В 1818 г. он построил на Северском Донце близ Лисичанского рудника два мореходных судна и весной 1819 года, загрузив их углем, спустил вниз по Донцу до Ростова-на-Дону. Это был первый положительный опыт судоходства по Дону в этом районе. За это В.П. Вогульский был награжден орденом св. Владимира 4 степени.

Известно, что на первых порах Черноморское пароходство в большом количестве использовало привозной, английский уголь. Однако лисичанский уголь был не хуже английского. Поэтому попытки освоить Донец как транспортную артерию продолжались.

С весны 1841 года в качестве буксира на Донце стали использовать выписанный из Англии пароход с металлическим корпусом. Он получил название

«Донец». Он буксировал пустые барки из Ростова до Лисичанска. Здесь барки загружали каменным углем и своим ходом сплавляли до Ростова. Таким методом было сплавлено до 300 тысяч пудов угля. Однако с развитием добычи Грушевского антрацита спрос на лисичанский уголь упал. Отпала необходимость в буксировке барж. Поэтому пароход «Донец» был передан на линию Ростов- Таганрог, а затем в распоряжение Керченского градоначальства, где он обеспечивал сообщение между Керчью и Таманью. Были и другие попытки освоить плавание по Донцу.

Больших успехов достигла внешняя торговля. Постоянно возрастала роль Мариупольского порта в перевозках грузов, который приобрел известность далеко за пределами Приазовья. Внешняя торговля в городе Мариуполе часто проходила по принципу землячества. К генуэзскому дому Станислава Гальяно прибывали исключительно генуэзцы, судовладельцы из южных славян – к дому Видовича, турецкие и греческие судовладельцы – к грекам. Торговый дом Видовича торговал только зерном. Такие же услуги предоставляли торговые дома братьев Николая и Драго Поповичей, дом братьев Мембели, они рекламировали и сельскохозяйственные продукты. В начале 1830-х гг. открылись самостоятельные иностранные конторы Раделы, Вучетича, Палеолога, Петрококино. Отсюда на местные ярмарки товары поступали с греческих островов, из Крыма и Константинополя. Среди товаров были парчовые и шелковые ткани, сукно, шелк, полотно, серебряные, золотые алмазные изделия, сафьян, железо, медь, олово, стеклянная и хрустальная посуда, заморские вина, оливковое масло, рис, табак, бумага и т.д.


Важную роль в укреплении внешнеторговых связей имело основание в 1800 г. Мариупольской таможни. В 1808 г. было создано портовое управление. В 1840 г. в Мариуполе вместо деревянной пристани построили мощную каменную набережную.

В Мариуполе в первой половине XIX в. было начато строительство кораблей. В 1824 г. Кавалотти строит в этом городе первое каботажное судно вместимостью свыше 9 тыс. тонн. Некоторые собственники кораблей заказывали себе транспорт и в других городах. Для компании Мембели, Чабаненка и Ганжи в 1830 г. транспорты строились в Аксакае. Их вместимость составляла от 3 до 12 тыс. тонн. В середине XIX в. насчитывалось около 400 каботажных суден и до сотни суден заграничного производства. Мелководность Азовского моря и отдаленность Мариуполя от черноморских портовых городов обусловила сворачивание здесь кораблестроительства.

Проблему перевозки угля сняло начавшееся строительство железных дорог, которые вскоре стали главными транспортными путями Донбасса.

 

     ПОДВЕДЕМ ИТОГИ                                                                                                  

Донбасс в первой половине XIX в. становится развитым регионом. Возникают и развиваются промышленные предприятия, среди которых все большую роль играют каменноугольные шахты. Все это обусловило развитие в крае товарно-денежных отношений и торговли. Вместе с тем в регионе, особенно в сельской местности, феодально-крепостнические отношения тормозили развитие хозяйства.

 

     Вопросы и задания для работы с текстом параграфа                              

1. Укажите наиболее распространенный крестьянский промысел первой половины ХIХ в.:

а) рыболовство; б) ткачество; в) деревообработка; г) солеварение.

2. Укажите специализацию, которая позволила придать помещичьему хозяйству черты товарного предпринимательства: а) вываривание соли; б) разработка угольных пластов; в) производство товарного зерна; г) продажа дров.

3. Укажите название промысла, построенного на перевозках грузов:

 

4. Укажите, за что штаб-лекарь Лисичанского рудника В.П. Вогульский был награжден орденом св. Владимира 4 степени:

а) открытие месторождений каменной соли в Донбассе; б) строительство железной дороги; в) строительство Лисичанского завода; г) сплав каменного угля вниз по р. Донец.


5. Укажите фактор, способствовавший укреплению внешнеторговых связей Донбасса в первой половине ХIХ в.:

а) открытие Мариупольской таможни; б) начало каботажного плавания; в) развитие солеварения; г) рост добычи угля.

6. Расскажите о крестьянских промыслах Донецкого края в первой половине ХIХ в.

7. Какую роль играли крестьянские промыслы для развития промышленности Донбасса?

8. Какие процессы, происходившие в Донбассе в первой половине XIX в., способствовали развитию рыночных отношений?

 

     Думаем, сравниваем, размышляем                                                                  

1. Охарактеризуйте деятельность солеваренных заводов Донбасса по следующему плану:

а) роль Е.П. Ковалевского в развитии солеварен;

б) почему процесс выварки соли первоначально осуществлялся медленно;

в) какую роль в развитии солеварения сыграл житель города Славянска Плоскоголовый;

г) причины оживления соляной промышленности.

2. Объясните, почему первоначально соль вываривали на дровах и не использовали местный уголь?

3. Охарактеризуйте особенности развития внутренней торговли в Донбассе в первой половине XIX в.? Какие типы грузовых перевозок использовали в нашем крае?

4. Докажите, что внешняя торговля в Донецком крае в первой половине XIX в. достигла больших успехов.

5. Заполните таблицу:

Факторы, способствующие промышленному развитию Донецкого края Факторы, препятствующие промышленному развитию Донецкого края
   
   

Творческие задания

1. Разработайте маршрут движения из Донбасса в Крым для чумаков так, чтобы они могли извлечь максимальную прибыль из перевозок.

2. Напишите стихотворение о порте Мариуполь.




2019-11-21 1513 Обсуждений (0)
Развитие внутренней и внешней торговли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие внутренней и внешней торговли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1513)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)