Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Догматические формулы и богословские термины



2019-11-13 599 Обсуждений (0)
Догматические формулы и богословские термины 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 3

Догмат – это сама богооткровенная истина, а догматическая формула – это словесное выражение истины, словесная форма, в которую облекается истина. Сам догмат по своему содержанию никакому изменению не подлежит, догматические формулы могут изменяться. Например, II Вселенский Собор утвердил текст Символа веры, который отличался от Символа I Вселенского Собора. При этом если человек заучил формулировку догмата о Пресвятой Троице из катехизиса, из этого вовсе не следует, что он познал Саму Пресвятую Троицу. Святые Отцы вырабатывали специфическую терминологию, чтобы четко выражать посредством слова догматические истины. Часть терминов (воплощение, искупление, таинство и др.) были заимствованы из Священного Писания. Некоторые термины, предложенные Святыми Отцами не встречаются на страницах Библии, но обоснованность их несомненна. Например, «Троица» появилась во второй половине II в. и употреблена свят. Феофилом Антиохийским; «единосущный» - термин, сформулированный I Вселенским Собором; «Богородица» (Феотокос), «Богочеловек» термины из ороса IV Вселенского Собора, описывающие образ соединения двух природ в едином Лице Господа нашего Иисуса Христа.

Богословские термины – это термины, заимствованные из Священного Писания или искусственно созданные с абсолютно точным значением, которые позволяют четко выразить богооткровенную истину средствами человеческого языка.

1.5 Догматические системы

С первых веков существования Церкви появляется стремление излагать христианское вероучение для удобства в систематическом виде.

Итак, догматическая система – способ изложения вероучения, в котором все отдельные истины и положения представляют собой части, связанные в единое целое.

Правила:

1) Отсутствие внутренних противоречий (в догматической системе не должно быть взаимноисключающих положений)

2) Наличие четкой границы между Догматом и богословскими мнениями

Сокращенная система догматического богословия называется катехизисом. Пример: «Строматы» свт. Климента Александрийского II в., «О началах» - Ориген III в., «Огласительные слова» - свт. Кирилла Иерусалимского IV в. «Источник знания» прп. Иоанн Дамаскин VIII в. Его заключительная часть: «Точное изложение православной веры». Митр. Макарий (Булгаков) «Православное догматическое богословие», митр. Филарет (Гумилевский) «Догматическое богословие»; Катехизис.

1.6 Причины появления догматов

Прежде всего, из-за появления ересей. Цель догматов – защитить церковное учение от еретических искажений. В.Н. Лосский: «догмат – это некое средство, некое разумное орудие дающее нам возможность участвовать в Предании Церкви, некий свидетель Предания, его внешняя грань или, вернее, те узкие врата, которые в свете Предания ведут к познанию Истины»[7]

1.7 Основные принципы раскрытия содержания догматических истин

Догматы должны быть осмыслены человеком, т.е. истолкованы и при истолковании божественных Догматов нужно пользоваться теми же методами что и при истолковании Священного Писания, их понимаю должно находиться в контексте Священного Предания Церкви.

1.8 Назначение догматов

Они должны направлять к Богу, приближать к Богу.

1.9 Усвоение догматических истин человеческим сознанием

Начнем с того, что полного рационального постижения человеческим умом содержания Догматов быть не может. Свящ. Павел Флоренский называл христианские догматы крестом для человеческого разума.[8] Пытаясь осмыслить Догмат, человек должен совершить подвиг самоотречения, отречения от своего разума, т.е. отказаться от претензии на всезнание, на постижение всего и вся. Постижение Догматов всегда связано с определенным аскетическим усилием. Нужно не приспосабливать Догмат к своему образу восприятия, наоборот, пытаться привести свои познавательные способности, ум и сердце в такое состояние, которое позволяет нам понимать смысл Догматов. В процессе усвоения Догматов можно выделить 3 последовательных этапа:

1-й – когда Догмат является предметом простой уверенности. При этом содержание вероучительной истины человеком не ощущается и не переживается. Связь между Догматом и духовной жизнью человека отсутствует.

2-й – восприятие вероучительной истины из области ума переходит в область сердечного чувства. Человек начинается устанавливать связь между своей духовной жизнью, спасением, которого он ожидает, и содержанием догматов. Например, догмат о Пресвятой Троице начинает переживаться человеком как откровение о Божественной любви. Так же и Церкви, человек начинает чувствовать, что Церковь это не только некое учреждение а Тело Христово, в котором мы реально соединяемся со Христом и друг с другом.

3-е – это высшее, благодатное состояние, когда догматические истины созерцаются. Созерцание – это такое переживание человеком содержания догматов, которое приводит человека к непосредственному общению с Ним. Догмат непосредственно возводит, возносит душу и ум к высшему.

Глава 2

2.1 Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки

Божественное Откровение есть «то, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли право и сознательно веровать в Него и достойно чтить Его»[9] Именно из Божественного Откровение почерпается все учение Православной Церкви, при этом Божественное Откровение это не однократный акт, а процесс. В Ветхом Завете Бог постепенно открывал людям знание о Себе. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение Ветхозаветного Откровения в Лице Господа Иисуса Христа. «Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне (Евр. 1:1-2).

Во Христе мы имеем завершение и полноту Откровения, т.к. Христос – это не просто Тот, кто знает о Боге, а Сам Бог. Здесь уже не люди свидетельствуют о своем опыте, а Сам Бог открывает человеку истину о Себе. Иисус Христос открыл Церкви всю полноту истины, «все, что слышал от Отца» (Ин. 15:5). Вся полнота богооткровенной истины сохраняется в Христовой Церкви. Св. Ириней Лионский: «Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в Ц. все, что относится к истине, и в вверили ее епископам».

В Священном Писании также отмечается, что апостолы возвестили Церкви всю воля Божию (Деян. 20:27). Именно в силу полноты Новозаветного Откровения, никаких новых откровения, вероучительных истин, новых заветов быть не может. Любые подобного рода явления попадают под анафему. Ап. Павел: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1:8).


 

Лекция 4



2019-11-13 599 Обсуждений (0)
Догматические формулы и богословские термины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Догматические формулы и богословские термины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (599)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)