Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сопоставление понятий: психотерапия, психокоррекция, психоконсультиорование



2019-11-21 296 Обсуждений (0)
Сопоставление понятий: психотерапия, психокоррекция, психоконсультиорование 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологическое консультирование - область практической психологии, оказание консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения.

Специфика психологического консультирова­ния определяется рядом параметров:

кратковременность личных контактов клиента со специа­листом (одна-три);

эпизодичность данных контактов;

практическая завершенность каждой встречи клиента с пси­хологом-консультантом;

активность клиента в процессе консультирования;

самостоятельность действий клиента по решению своей проблемы после консультации в соответствии с рекомен­дациями специалиста;

ответственность психолога за правильность своих выводов о сути про­блемы и профессиональную обоснованность рекомендаций.

 

Сопоставление понятий психотерапия, психокоррекция, показало: что между этими понятиями имеется как общий, так и разный показатель: 

Психокоррекция - это система мероприятий, направлен­ных на исправление недостатков психики, поведения человека или решенеия задач саморазвития с помощью специальных средств психологическо­го воздействия.

Общий показатель в пси­хокоррекции и в психотерапии состоит в предъявляемых сходных требованиях к личности клиента и специалиста (оказывающе­го помощь); к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинако­вые требования; помощь оказывается в результате специфи­ческого взаимодействия между клиентом и специалистом.

 Психотерапия — комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмо­ции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают клинически ориентирован­ную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, ставящую задачей содействие пациенту в изменении к социальному окружению и собственной личности. (Психо­логический словарь под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского).

В медицинской модели основной упор делается на знание, синдромологии, клинической картины расстройств. Основной мишенью такой модели является симптом.

Разный показатель в пси­хокоррекции и в психотерапии (по Р.С. Немову) состоит в следующем:

- пси хотерапия- это система медико-психологических средств, применяемых врачомдля лечения различных заболеваний;  подразделяется на клиническую и личностно ориентированную.

- психокоррекция - совокупность психологических приемов, используемых психологом дляисправления недостатков пси­хологии или поведения психически здорового человека.

Таким образом, можно сказать, что понятие психокоррекции является более широким и комп­лексным и включает в себя психотерапию.

 

4. Понятие нормы и отклонения от нормы в психическом развитии

 

С точки зрения аномального развития отклонение - это расхождение с некоторой нормой в поведении, установках, ценностях и т.д., которое рассматривается как проявление аномалии психики.

С точки зрения нормального развития отклонение - это несоответствие уровня развития и поведения, не выходящее за пределы низкой нормы и не обусловленное органическими поражениями центральной нервной системы.

Д.Б.Эльконин и Л.А.Венгер выделили норму, как понятие социально-историческое.

 

Возрастная норма - это не усредненный показатель для какой-либо группы детей, оптимальный уровень развития, соотносимый с индивидуальными особенностями.

Выделяют следующие типы отклонений в развитии:

 - запаздывание - снижение темпа психического развития, по сравнению с большинством лиц той же возрастной группы, не выходящее за пределы низкой нормы. Может быть тотальным (все психические функции недостаточно развиты), порциальным (недостаточно развиты некоторые функции);

- нарушения - формирование негативных личностных качеств, нарушения поведения, общения, деятельности, несовместимые с социальными нормами и ограничениями.

Психологический анамнез - совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы. Употребляется в психологии как синоним понятия «история индивидуального психического развития».

Психологический статус клиента может быть определен только в свете всей истории его развития в сочетании с представлением данной истории в сознании самого клиента. Акцент делается на интерпретацию фактов и событий самим Клиентом.

 Для получения всесторонней информации при сборе психологического анамнеза необходимо установить для каждого возрастного периода:

• развитие ведущей познавательной деятельности в соотнесении с нормой и индивидуальными особенностями;

• специфику социальной ситуации:

• наличие объективных психотравмирующих событий (сме­на места жительства, д/сада, школы, работы; изменения в составе семьи) и их интерпретацию клиентом {переживание одних событий разными людьми в разных условиях весьма отлично);

• наличие соматических (в том числе хронических) заболеваний.

При анализе анамнеза особое внимание необходимо уделять.

1 ) установлению присутствия стрессовых факторов в процес­се развития и формирования личности;

2) индивидуальным реакциям на данные стресс-факторы;

3) частоте соматических заболеваний;

4) наличию хронических заболеваний;

5) отношениям внутри семьи;

6) типу воспитания в семье по отношению к клиенту;

7) взаимоотношениям клиента со значимыми близкими (воз­можно несовпадения понятий «значимые близкие» и «роди­тели»);

8) уровню развития на каждом возрастом этапе и соответ­ствию данного уровня понятию «норма». Психологический анамнез собирается в процессе специально организованной беседы, интервью, наблюдения, а также при помощи методов психодиагностики.

Беседа,целенаправленно организованная является основным методом ведения и оказания психологической помощи.

Интервью— способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Выделяют два вида ин­тервью: свободное и стандартизированное.

Свободное интервью не зависит от темы и формы беседы и предполагает сотрудничество клиента при поиске необходимой информации.

Стандартизированное интервью — близко по форме к анке­те, отличаясь от него большей свободой клиента при формули­ровании ответов.

Диагноз психологический — описание сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состоя­ния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций.

Важной составляющей психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае причин возникновения данных проявлений в поведении клиента и их возможных последствий.

Постановка психологического диагноза возможна на трех уровнях:

1. Стмпоматическом. Не является, собственно научным, поскольку установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Недостаток - невозможность определения причин возникновения и вероятных последствий

2. Этиологический. Определение симптомов и причин их возникновения. Недостаток - отсутствие целостной картины в структуре личности.

3. Типологический. Определение места и значения симптомов в целостной, динамической структуре личности, а именно: предпосылки возникновения симптомов и возможные последствия в случае их дальнейшего сохранения

 

Диагноз связан с прогнозом.

Вероятностный прогноз— наиболее вероятное будущее, в основе которого лежат объективные данные о настоящей ситуации в моменте «здесь и теперь» и субъективное представление специалиста о структуре прошлого опыта клиента.

Условно-вариантный прогноз  - конструирование трех основных линий (вариантов) дальнейшего хода раз­вития из множества потенциально возможных.

Вари­анты определяются в зависимости от реализацииситуации трех типов:

1) если неблагоприятные условия, ставшие причиной воз­никновения психологических трудностей, сохраняют­ся;

 2) если они будут сняты, устранены либо существенно ослаб­лены;

3) если они, напротив, усугубятся.

 

Исходя из двух конечных пунктов — что дано (психологичес­кий диагноз) и что возможно получить (психологический про­гноз), — понимания их взаимосвязи и взаимозависимости, учета индивидуальных и возрастных особенностей, а также всей соци­альной ситуации, в которой находится клиент, специалист— выстраивает систему мер психокоррек­ции.

Контрольные вопросы:

1. Понятие «отклонение от нормы» с точки зрения аномального и нормального развития.

2. Понятие возрастной нормы

3. Психологические анамнез, отличие от медицинского. Особенности сбора.

4. Психологический диагноз, уровни постановки и особенности.

5. Психологический прогноз, виды.

 

 

Тема 2: Виды психокоррекции. Спецефические черты психокоррекционного процесса.

Виды психокоррекции

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

- симптоматическую;

- каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) - кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, более эффективен по сравнению с симптоматической, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекции:

- познавательной сферы;

- личности;

- аффективно-волевой сферы;

- поведенческих аспектов;

- межличностных отношений: внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);

- детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:

- индивидуальную;

- групповую:

- в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);

- в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

- смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

- программированную;

- импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими воздействиями:

- директивную;

- недирективную.

6. По продолжительности:

- сверхкороткая (сверхбыстрая) - длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

- короткая (быстрая)- от нескольких часов до 15 дней, решает актуальные проблемы, должна запускать процесс изменений, который продолжается и после завершения встреч.

- длительная (среднесрочная) – от 15 дней до 3 месяцев, в центре внимания - личностное содержание проблем; требует проработки многих деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.

- сверхдлительная - может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

- Общую. Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, направленные на нормализацию микросреды клиента, регуляцию психофизической, эмоциональной сферы, регламентацию нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, личности.

 - Частную. Под частной психокоррекцией понимают набор мероприятий ориентированный на развитие ведущего вида деятельности, онтогенетических новообразований и саморегуляцию (основанных на ведущих для определенного возраста формах деятельности, уровнях общения, способах мышления).

- Специальную – коррекция индивидуальных специфических проблем личности (например, заикание).

Спецефические черты психокоррекционного процесса.

1. Психокоррекция ориентирована на клинически здоро­вую личность - людей, имеющих в повседневной жизни психо­логические трудности, проблемы, жалобы невротического ха­рактера, желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.

2. Коррекция ориентируется на здоровые стороны личнос­ти независимо от степени нарушения.

3. В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

4. Психокоррекция обычно ориентируется на среднесроч­ную помощь.

5. В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценно­стей клиенту. (Вносится понимание, что проблемы могут быть решены с помощью специалиста).

6. Психокоррекционные воздействия направлены на изме­нение поведения и развитие личности клиента.

7. Психокоррекция, с одной стороны, имеет дело с уже сфор­мированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, с другой — может способствовать формированию психологических качеств человека при их не­ достаточном развитии.

Клиент — нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологиче­ского или поведенческого характера. Он не способен самостоя­тельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.

В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность или группа (организация).



2019-11-21 296 Обсуждений (0)
Сопоставление понятий: психотерапия, психокоррекция, психоконсультиорование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сопоставление понятий: психотерапия, психокоррекция, психоконсультиорование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)