В каком веке в Европе возникли первые университеты?
а) в Х в.; в) в XII в.; б) в XI в.; г) в XIII в. 20. Наиболее важные открытия и изобретения Средневековья: а) ткацкий станок; б) маятниковые часы; в) бумага; г) книгопечатание; д) порох; е) компас. 21. Энциклопедия в переводе с греческого означает: а) круг знаний; в) учение о свете. б) учение о жизни; 22. Особое место в системе знаний Средневековья занимают: а) алхимия и астрология; б) химия и физика; в) математика и риторика. 23. Научным критерием периода Возрождения являлась: а) рациональная индивидуальность; б) прагматизм; в) иррационализм. 24. Специфической особенностью науки периода Возрождения была ее связь: а) с религией; в) с искусством. б) с схоластикой; 25. Практически доказали шарообразность Земли и привели к установлению очертаний большей части суши: а) Ф. Магеллан; в) Птолемей. б) Г.И. Ретик; 26. Термин «возрождение» в научную литературу был введен: а) Вазари; в) Леонардо да Винчи. б) Ю. Мишель; 27. Новая модель мира, построенная на трех законах движения планет, была разработана: а) Т. Браге; в) Г. Галилеем. б) И. Кеплером; 28. Промышленные переворот начался с прогресса: а) в текстильной промышленности; б) в крупном производстве; в) в ремесленном производстве. 29. Первый универсальный двигатель – паровую машину изобрел в 1784 г.: а) Дж. Уайт; в) Т. Браге. б) Р. Бойль; 30. Переход материального производства с мануфактурной ступени на машинную называется: а) промышленной революцией; б) политической революцией; в) паровой революцией. 31. Цех и мануфактура различались: а) характером производственного процесса и формами собственности; б) ручным трудом, инструментальным производством; в) наличием машин парового типа. 32. Наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства и законы движения окружающих нас объектов материального мира. Это: а) философия; в) физика. б) история; 33. Одна из отраслей естествознания, предметом изучения которой являются атомы и молекулы, их превращения и законы, которым подчиняются эти превращения: а) химия; в) математика. б) физика; 34. Ученый, который в качестве единицы классификаций применил понятие «вид», объединил сходные виды в род, роды в порядки (семейства), а затем в классы: а) Ч. Дарвин; в) К. Тимирязев. б) К. Линней; 35. Закон сохранения энергии открыл: а) Д. Джоуль; в) К. Линней. б) А. Галлер; 36. Двигатель внутреннего сгорания был создан в 1897 г.: а) К. Бенцем; в) Р. Дизелем. б) Г. Даймлером; 37. Понятие, обозначающее свойство, внутренне присущее предмету, процессу или явлению, т. е. то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое. Это: а) детерминизм; в) позитивизм. б) имманентность; 38. Особая форма теоретического знания, представляющая собой предмет исследования науки на определенном этапе ее исторического развития. Это: а) мировоззрение; в) научная картина мира. б) идеология; 39. Графическая модель неклассической картины мира представляет собой: а) круг; в) линию. б) синусоиду; 40. Самыми революционными теориями XX в. являются: а) эволюционизм и социальный дарвинизм; б) теория относительности и квантовая механика; в) термодинамика и механика.
Заключение
Современные ученые, размышляя о специфике развития науки, подчеркивают ее рациональность. С рациональностью в первую очередь следует связывать образ мыслей и действий, характеризующийся разумностью, целесообразностью, ясностью, отчетливостью. Рационалист хочет видеть мир законосообразным. Рациональность – это определенный способ вписывания человека в мир. Человек может соотноситься с миром посредством любви к природе, к Богу, к жизни. Рациональность опосредована предварительной работой в мыслительном, идеальном плане и связана с пользой, надежностью, целесообразностью и общезначимостью для всего окружающего. С одной стороны, научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием систем познания и с методологией. В этом отождествлении рациональность «обрастает» логико-методологическими стандартами. С другой стороны, рациональность синонимична разумности, истинности, когда проблемы выяснения критериев связаны с истинным знанием, совершенствованием языка познания. Три стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторические ступени научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации: классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональности. Каждая стадия характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Согласно принципу системности научного познания, эта деятельность может быть рассмотрена как сложно организованная сеть различных актов систематического преобразования объектов, когда продукты одной деятельности переходят в другую, становясь ее компонентами. Отсюда выводится структура элементарного акта человеческой деятельности как отношения «субъект – средства – объект», являющаяся основой для рассмотрения типов научной рациональности. Классический тип научной рациональности (XVII – первая половина XIX в.), акцентируя внимание на объекте, при теоретическом объяснении и описании стремится элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Объекты в классическом естествознании рассматривались преимущественно в качестве малых (простых) систем. Неклассическое естествознание (конец XIX – середина XX в.) способствовало значительному расширению поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению больших, сложных саморегулирующихся систем. Неклассический тип рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций его деятельности, т. е. рассматривает объект как «вплетенный» в человеческую деятельность. В современную эпоху происходят новые радикальные изменения в основаниях науки. Постнеклассическая рациональность расширяет поле рефлексии над деятельностью. Она учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций его деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать как полное исчезновение представлений и методологических установок предшествующего этапа, напротив – между ними существует преемственность. Новый тип рациональности только ограничивает сферу действия предыдущего, определяя его применимость к решению лишь определенных типов проблем.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |