Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2.2. Психологические механизмы регуляции социального поведения личности



2019-11-21 469 Обсуждений (0)
Тема 2.2. Психологические механизмы регуляции социального поведения личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Семинар 2. Исследование социальной установки в социальной психологии

Время: 2 ч.

Основные термины и понятия: аттитюд, установка, диспозиции, парадокс Лапьера, эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Становление проблемы аттитюда в социальной психологии.

2. Иерархическая структура диспозиций личности.

3. Изменение социальных установок.

Методические указания по подготовке к теме семинара.

При конспектировании первого вопроса семинара зафиксировать в тетради исторический период каждого этапа в развитии представлений об аттитюде, кратко написав направление исследований и возникающие проблемы в изучении аттитюда. Записать структуру социальной установки (эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты аттитюда). Раскрыть четыре функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Раскрыть исследование Р. Лапьера по соотношению социальных установок и реального поведения (парадокс Лапьера).

При конспектировании второго вопроса семинара зарисовать в тетради схему иерархической структуры диспозиций личности В.А. Ядова, сопроводив ее комментариями на каждом уровне диспозиций.

При конспектировании третьего вопроса зафиксировать в тетради подходы необихевиоризма и когнитивизма к возможностям изменения социальных установок.

Рекомендуемая литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 363 с.

2. Белинская Е.П. Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности : учебное пособие для вузов. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 300 с.

3. Безменова И.К., Гулевич О.А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением : реферативный обзор : учебное пособие для вузов по спец. 52100 и 020400 – «Психология». - М. : Российское психологическое общество, 1999. - 144 с.

4. Битянова М.Р. Социальная психология : учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2008. - 368 с.

5. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения : учебное пособие. - СПб. : Питер, 2006. - 464 с.

6. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология : учебник. - М. : ФОРУМ, 2005. - 336 с.

7. Социальная психология : учебное пособие / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 600 с.

8. Столяренко А. М. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 511 с. - Режим доступа : http://www.znanium.com (дата обращения 10.04.2014).

9. Сухов А.Н. Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2013. (10-е изд., стер.). - Режим доступа: http://elibrary.ru/query_results.asp. (дата обращения 10.04.2017).

Задание для самостоятельной работы:

1.После изучения вопросов семинара ответьте на следующие вопросы:

1. Что понимается под установкой в концепции Д.Н. Узнадзе?

2. В чем различие сферы действия установок (в понимании их Д.Н. Узнадзе) и сферы действия «социальных установок»?

3. Проанализируйте компоненты и функции социальной установки.

4. Рассмотрите объяснительные возможности понятия аттитюд в интерпретации психической регуляции поведения.

5. Какие изменения могут произойти с социальными установками человека после 30 лет?

6. Термины «аттитюд» и «социальная установка». Являются ли они синонимами?

7. Почему было необходимо и возможно использование шкал как метода измерения аттитюдов?

8. Рассмотрите основные объяснительные модели процесса изменения социальных установок.

9. В чем состоит суть концепции В.А. Ядова об иерархической структуре диспозиции личности?

10.Определяют ли установки поведение? Рассмотрите первоначальный тезис о том, что установки определяют поведение, и его антитезис, выдвинутый в 1960-х гг.

11.Влиянию каких факторов подвержены наши установки и поведение?

12.Сравните модели объяснения процесса изменения социальных установок в бихевиористской и когнитивистской теоретических ориентациях.

2.Пройдите тест для самоконтроля знаний:

Выберите правильный ответ.

1.    В трехкомпонентной структуре аттитюда (М. Смит) выделяются компоненты:

а)    когнитивный;

б)    социальный;

в)    аффективный;

г)    перцептивный;

д)    поведенческий.

2.    Функции аттитюдов:

а)    приспособительная;

б)    знания;

в)    поведения;

г)    выражения;

д)    симпатии;

е)    защиты.

3.    Сферами, где реализуются потребности человека, являются:

а) ближайшее семейное окружение;

б)    предметные ситуации;

в)    контактная (малая) группа;

г) сфера общения;

бытом;

е)    сфера деятельности.

4. Затруднение по поводу связи аттитюда с реальным поведением было обнаружено:

а)    в эксперименте, осуществленном Л. Фестингером;

б)    после осуществления эксперимента Р. Лапьера;

в)    в исследованиях М. Смита;

г)    в «Иельских исследованиях» К. Хогланда.

5. Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных ниже утверждений.

а._ Термины «аттитюд» и «социальная установка»

являются синонимами.

б._ Использование шкал в качестве метода измерения аттитюдов было впервые предложено Л. Тернстоуном.

в._ В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах теорий когнитивного диссонанса.

Раздел II I . Социальная психология общения

Тема 3.1. Общая характеристика феномена общения

Вопросы для самостоятельного изучения темы:



2019-11-21 469 Обсуждений (0)
Тема 2.2. Психологические механизмы регуляции социального поведения личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2.2. Психологические механизмы регуляции социального поведения личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)