Тема 2.2. Психологические механизмы регуляции социального поведения личности
Семинар 2. Исследование социальной установки в социальной психологии Время: 2 ч. Основные термины и понятия: аттитюд, установка, диспозиции, парадокс Лапьера, эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты Вопросы для подготовки и обсуждения: 1. Становление проблемы аттитюда в социальной психологии. 2. Иерархическая структура диспозиций личности. 3. Изменение социальных установок. Методические указания по подготовке к теме семинара. При конспектировании первого вопроса семинара зафиксировать в тетради исторический период каждого этапа в развитии представлений об аттитюде, кратко написав направление исследований и возникающие проблемы в изучении аттитюда. Записать структуру социальной установки (эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты аттитюда). Раскрыть четыре функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Раскрыть исследование Р. Лапьера по соотношению социальных установок и реального поведения (парадокс Лапьера). При конспектировании второго вопроса семинара зарисовать в тетради схему иерархической структуры диспозиций личности В.А. Ядова, сопроводив ее комментариями на каждом уровне диспозиций. При конспектировании третьего вопроса зафиксировать в тетради подходы необихевиоризма и когнитивизма к возможностям изменения социальных установок. Рекомендуемая литература: 1. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 363 с. 2. Белинская Е.П. Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности : учебное пособие для вузов. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 300 с. 3. Безменова И.К., Гулевич О.А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением : реферативный обзор : учебное пособие для вузов по спец. 52100 и 020400 – «Психология». - М. : Российское психологическое общество, 1999. - 144 с. 4. Битянова М.Р. Социальная психология : учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2008. - 368 с. 5. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения : учебное пособие. - СПб. : Питер, 2006. - 464 с. 6. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология : учебник. - М. : ФОРУМ, 2005. - 336 с. 7. Социальная психология : учебное пособие / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 600 с. 8. Столяренко А. М. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 511 с. - Режим доступа : http://www.znanium.com (дата обращения 10.04.2014). 9. Сухов А.Н. Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2013. (10-е изд., стер.). - Режим доступа: http://elibrary.ru/query_results.asp. (дата обращения 10.04.2017). Задание для самостоятельной работы: 1.После изучения вопросов семинара ответьте на следующие вопросы: 1. Что понимается под установкой в концепции Д.Н. Узнадзе? 2. В чем различие сферы действия установок (в понимании их Д.Н. Узнадзе) и сферы действия «социальных установок»? 3. Проанализируйте компоненты и функции социальной установки. 4. Рассмотрите объяснительные возможности понятия аттитюд в интерпретации психической регуляции поведения. 5. Какие изменения могут произойти с социальными установками человека после 30 лет? 6. Термины «аттитюд» и «социальная установка». Являются ли они синонимами? 7. Почему было необходимо и возможно использование шкал как метода измерения аттитюдов? 8. Рассмотрите основные объяснительные модели процесса изменения социальных установок. 9. В чем состоит суть концепции В.А. Ядова об иерархической структуре диспозиции личности? 10.Определяют ли установки поведение? Рассмотрите первоначальный тезис о том, что установки определяют поведение, и его антитезис, выдвинутый в 1960-х гг. 11.Влиянию каких факторов подвержены наши установки и поведение? 12.Сравните модели объяснения процесса изменения социальных установок в бихевиористской и когнитивистской теоретических ориентациях. 2.Пройдите тест для самоконтроля знаний: Выберите правильный ответ. 1. В трехкомпонентной структуре аттитюда (М. Смит) выделяются компоненты: а) когнитивный; б) социальный; в) аффективный; г) перцептивный; д) поведенческий. 2. Функции аттитюдов: а) приспособительная; б) знания; в) поведения; г) выражения; д) симпатии; е) защиты. 3. Сферами, где реализуются потребности человека, являются: а) ближайшее семейное окружение; б) предметные ситуации; в) контактная (малая) группа; г) сфера общения; бытом; е) сфера деятельности. 4. Затруднение по поводу связи аттитюда с реальным поведением было обнаружено: а) в эксперименте, осуществленном Л. Фестингером; б) после осуществления эксперимента Р. Лапьера; в) в исследованиях М. Смита; г) в «Иельских исследованиях» К. Хогланда. 5. Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных ниже утверждений. а._ Термины «аттитюд» и «социальная установка» являются синонимами. б._ Использование шкал в качестве метода измерения аттитюдов было впервые предложено Л. Тернстоуном. в._ В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах теорий когнитивного диссонанса. Раздел II I . Социальная психология общения Тема 3.1. Общая характеристика феномена общения Вопросы для самостоятельного изучения темы:
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |