Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2.1. Социально-психологические аспекты процесса социализации



2019-11-21 311 Обсуждений (0)
Тема 2.1. Социально-психологические аспекты процесса социализации 0.00 из 5.00 0 оценок




Семинар 1. Социализация: основные проблемы и направления исследований

Время: 2 ч.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1.Соотношение понятий «социализация», «адаптация», «воспитание».

2.Факторы социализации.

3.Содержание социализации.

4.Стадии социализации.

5.Механизмы социализации.

6.Агенты социализации.

7.Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности

Методические указания по подготовке к теме семинара.

При подготовки первого вопроса семинара зафиксировать в тетради определение социализации, записать, как соотносятся между собой понятия «социализация», «адаптация» и «воспитание».

При изучении второго вопроса записать основные факторы социализации по А.В. Мудрик (макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы).

В третьем вопросе семинара обратить внимание на определение содержания социализации через три сферы: деятельность, общение и развитие самосознания личности.

В четвертом вопросе зафиксировать основные подходы к выделению стадий социализации (Г.М. Андреева, социологический подход, психоаналитический подход, компромиссный подход).

При рассматривании пятого вопроса записать основные механизмы социализации: позитивные (подражание и идентификация) и негативные (стыд и вина).

При конспектировании шестого вопроса зафиксировать агентов социализации на каждой ее стадии развития, а также записать феномены, возникающие при отсутствии агентов социализации (депривация, госпитализм).

При рассматривании последнего вопроса семинара следует записать определения понятий «асоциализация», «десоциализация» и «ресоциализация личности», отметить стадии и агентов асоциализации.

Рекомендуемая литература:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2014. - 363 с.

2. Белинская, Е. П. Социальная психология личности : учебное пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 300 с.

3. Битянова, М. Р. Социальная психология : учебное пособие / М. Р. Битянова. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2008. - 368 с.

4. Платонов, Ю. П. Социальная психология поведения : учебное пособие / Ю. П. Платонов. - СПб. : Питер, 2006. - 464 с.

5. Соснин, В. А. Социальная психология : учебник / В. А. Соснин, Е. А. Красникова. - М. : ФОРУМ, 2005. - 336 с.

6. Социальная психология : учебное пособие / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 600 с.

7. Столяренко А. М. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / под ред. А. М. Столяренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 511 с. - Режим доступа : http://www.znanium.com (дата обращения 22.05.2013).

8. Столяренко, Л. Д. Социальная психология : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 476 с.

9. Сухов, А. Н. Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / [А. Н. Сухов и др.]; под ред. А.Н. Сухова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 615 с. - Режим доступа : http://www.znanium.com (дата обращения 22.05.2013).

Задание для самостоятельной работы:

1. Пройдите тест для самоконтроля знаний:

Выберите правильный ответ.

1.    Что считают главными причинами поступков и поведения человека социодинамические теории:

а)    действие окружающей среды;

б)    внутренние факторы;

в)    свойства личности;

г)    взаимодействие внутренних и внешних факторов.

2.    Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей называется:

а) самосознанием;

б)    уровнем притязания;

3.    Проанализируйте концепцию развития самосознания Л.А. Зурхера. Согласны ли вы с ней? Соотнесите понятие «самости» Зурхера с понятиями «самости» и «самотождественности» К. Юнга, с идеями о «Я-идентичности» Э. Эриксона. Выскажите предположение, какой модус является наиболее распространенным в вашем окружении и почему.

2. После изучения вопросов семинара ответьте на следующие вопросы:

1. Раскройте понятие «социально-психологические способности личности».

2. Сформулируйте понятие имплицитной теории личности.

3. Перечислите коммуникативные качества личности. Какие исследования этих качеств вы знаете?

4. Охарактеризуйте объективные и субъективные методики диагностики социально-психологических свойств личности.

3. Рассматривая теорию Я-концепции и воспитания Р. Бернса как совокупность установок «на себя», включающих образ Я, самооценку, потенциальную поведенческую реакцию, заполнить предлагаемую Р.Бернсом Шкалу самовосприятия. Отметить присущие Вам характеристики, подумать, какие из характеристик являются наиболее устойчивыми. Перечень характеристик условен, его можно дополнять и изменять. Дополнить перечень своими характеристиками и определиться, какие из указанных Р.Берном или Вами характеристик останутся через 10 лет, а каких не будет.

Таблица 1

№ п\п Характеристики Меня это радует Мне это безразлично Мне это неприятно
1. Я счастливый      
2. У меня ничего не ладится      
3. У меня все получится      
4. Я тугодум      
5. Я неуклюжий      
6. Я зануда      
7. Я неудачник      
8. Я добросовестный      
9. Я обманщик      
10. Я интроверт      
11. Я фантазер      
12. Я оптимист      
13. Я человек надежный      
14. Я раздражительный      
15. Я хороший друг      
16. Я подвержен настроению      
17. Я общительный      
18. Я религиозный      
19. Я умный      
20. Я слабовольный      
21. Я опрометчивый      


2019-11-21 311 Обсуждений (0)
Тема 2.1. Социально-психологические аспекты процесса социализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2.1. Социально-психологические аспекты процесса социализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (311)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)